Викторина для детей старшей группы по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бредихина Татьяна Андреевна

Викторина по развитию речи для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина для детей старших групп «Юные грамотеи»

Цель: закрепление имеющихся знаний в области речевого развития

Задачи:

  • воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам;
  • способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей, учить правильно и полностью отвечать на вопросы.
  • воспитывать интерес к художникам - иллюстраторам русских народных сказок: Евгению Михайловичу Рачеву и Юрию Алексеевичу Васнецову

Задание №1 «Путешествие по сказке»

Цель: актуализировать знания русских народных сказок.

Ход игры: на экране появляются иллюстрации из сказок. Отвечает та команда, которая первая подняла руку. Если дается неправильный ответ, отвечает вторая команда.

Задание №2 «Скажи одним словом»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Ход игры:

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

У альбатроса длинные крылья, поэтому его называют …(…).

У жирафа длинные ноги ,поэтому его называют..(…) .

У жирафа длинная шея, поэтому его называют…(…).

У журавля длинный клюв, поэтому его называют…(…).

У кошки черные лапы, поэтому ее называют…(…).

У собаки большие глаза, поэтому ее называют…(…).

Задание №3 «Думательная эстафета»

Цель: развитие фонематического анализа

Ход игры: на столе вперемешку лежат предметы. Игроки по одному подходят и выбирают предмет, и несут на свой стол.

Первая команда выбирает предметы, начинающиеся на слог БА

- батон, барабан, банан, бант, банка, бабочка, батарейка;

Вторая на слог БУ

- буйвол, бумага, бусы, бутылка, бубен, булавка, булка.

Задние №4 «Чья семья?»

Цель: актуализовать знания животных и их детенышей

Предложить детям дать полные ответы на вопросы по картинкам:

  • Кто живет в лисьей семье? (В лисьей семье живут лиса (лисица), лис и лисята.)
  • Волк - волчица - волчата.
  • Медведь - медведица - медвежата.
  • Лось — лосиха — лосята.
  • Еж - ежиха - ежата.
  • Заяц - зайчиха - зайчата.
  • Олень — олениха - оленята.
  • Кот – кошка – котята.
  • Пес – собака – щенята
  • Кабан – свинья – поросята.
  • Бык – корова – телята.
  • Конь – лошадь – жеребята.
  • Петух – курица – цыплята
  • Козел – коза – козлята.
  • Селезень – утка – утята.
  • Баран – овца – ягнята.

Физкультминутка

Метроритмическая игра «Жили у бабуси..».

Текст песни.

Жили у бабуси

Два весёлых гуся. ( Покачивание из стороны в сторону на выпрямленных ногах).
Один – серый,
Другой – белый,
(«Хвостики», приседание, «Хвостики», приседание.)
Два весёлых гуся.
( Покачивание из стороны в сторону.)

Вытянули шеи –
У кого длиннее.
(Вытягивание корпуса вверх с приподниманием на цыпочках.)
Один – серый,
Другой – белый,
(«Хвостики», приседание, «Хвостики», приседание.)
У кого длиннее.
(Вытягивание корпуса вверх.)

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
(Поочерёдные наклоны вперёд – в стороны с обхватом руками корпуса).
Один – серый,
Другой – белый,
Спрятались в канавке.
(Приседание, руки сложены наверху, словно закрывают голову – «гуси спрятались в канавке.) 

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси! (Руки «рупором» приставлены ко рту, поочередные повороты вправо и влево.)
Один – серый,
Другой – белый,
Гуси мои, гуси!»
(Руки подпирают щеки, голова покачивается из стороны в сторону.)

Выходили гуси, (Покачивание из стороны в сторону, как в 1 куплете.)

Кланялись бабусе. (Движение – поясной поклон, правая рука вверху.)
Один – серый,
Другой – белый,
Кланялись бабусе. (
Поясной поклон.)

Задание №5 «Разгадай ребус»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Карточки с предметными картинками для игры:

Голуби, раки - гора

Бутылка, рябина - бура

Мячи, тазы - мята

Кораблик, жаворонок - кожа

Сухари, шары - суша

Ромашка, тазы - рота

Телефон, малина - тема

Чулок, дома - чудо

Вагон, рябина - Варя

Карандаш, банка - кабан

Банан, бабочка - баба

Колобок, марка - комар

Девочка, лопата - дело

Лисички, самолет - лиса

Шуба, ракета – Шура

Задание №6 «Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

1.     Алеша спит.

2.     Петя кормит кур.

3.     Врач лечит больного ребёнка.

4.     Мама купила Наташе красивую куклу.

5.     Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

Задание №8 «Кто кого переговорит» 

Цель: развитие правильного звукопроизношения

Конкурс скороговорок: дети по очереди повторяют за ведущим скороговорки.

- Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел.
- А вот белка не бела. Белой даже не была.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Купили Егорке салазки для горки.
- Всю зиму Егорка катался на горке.
- Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
- Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
- Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
- Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
- Пекарь пек калачи в печи.
- Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
- Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.

Задание №8 Буквы с зашумлением

Цель: актуализировать знания о пройденных буквах.

Ход игры: детям показывают картинки с буквами которые перечеркнуты и зашумлены. Ребятам необходимо узнать что за буква и назвать ее.

Задание № 9 «Подбери слово к схеме»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

Ход игры: каждой команде даются несколько картинок и схема слова. Детям необходимо подобрать картинку к схеме.

Задание № 10 «Конкурс капитанов»

Каждому капитану будет задано 10 вопросов и даны 2 минуты. Если затрудняетесь с ответом, говорите «дальше».

Вопросы для команды 1

1. Когда орешки белка запасает? (осенью)

2. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

3. Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)

4. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)

5. Как называется дом муравьев? (муравейник)

6. Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

7. Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)

8. У какого дерева белый ствол? (у березы)

9. Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)

10. Чем питается бабочка? (нектаром)

 

Вопросы для команды 2

1. Когда сосулька капает и тает? (весной)

2. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

3. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

4. Как назвать детеныша коровы? (теленок)

5. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

6. Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)

7. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

8. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

9. Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)

10. У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи. Тема "Насекомые".

Цель: Формировать представления детей о насекомых. Задачи:Социально- коммуникативное развитие: -формировать положительную мотивацию на занятии.-формировать положительное отношение к детям группы....

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет»

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия. Закрепить знание детей о симметричных и нессиметричных пред...

Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи На тему «Осенняя пора»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:·         Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;·  ...

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Знакомство по Республикой Адыгея.» Автор конспекта: Учускина Елена Семёновна воспитатель МБДОУ “Детский сад3”

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия, развивать устную речь, связную речь. «Познание»: развивать и воспитывать патриотические ...

Развлечения для детей старшей группы по развитию речи «Зима».

Возраст: дети 5-6 лет.Цель: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы, познакомить со старинными названиями зимних месяцев....

НОД для детей старшей группы по развитию речи "Дружная семья"

НОД для детей старшей группы по развитию речи "Дружная семья"...

Конспект квеста для детей старшей группы по развитию речи: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с –ц»

Различение и правильное произношение звуков С и Ц.Развитие речевых навыков через игровую деятельность.Повышение интереса детей к обучению через квестовые задания....