Конструкт педагогического мероприятия по речевому развитию с воспитанниками 6-7 лет по теме «В поисках клада»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пискарева Наталья Андреевна

Конструкт педагогического мероприятия по речевому развитию  с воспитанниками 6-7 лет по теме «В поисках клада» разработан для участия во всероссийском ежегодном конкурсе профессионального мастерства "Воспитатель года 2024".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_klada_rr_microsoft_word_2.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

(МДОУ «Детский сад «Чебурашка»)

Конструкт педагогического мероприятия по речевому развитию

 с воспитанниками 6-7 лет по теме «В поисках клада»

 

                                                 

                                                           

                                                            Воспитатель: Пискарева Наталья Андреевна

г. Качканар, 2024 год

Тема: «В поисках клада».

Возрастная группа: подготовительная к школе (воспитанники 6-7 лет).

Форма совместной деятельности: совместная деятельность педагога и воспитанников (занятие по речевому развитию).

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Использованные образовательные технологии, методы, приемы: технология проблемного обучения по речевому развитию, здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика перед зеркалами, элементы логоритмики).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Учебно-методический комплект: ФОП ДО, ОП МДОУ «Детский сад «Чебурашка», В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду с детьми 6-7 лет», Мозаика-Синтез, 2021 год.

Средства

Наглядные: Дидактическая игра «Логопедическая ромашка», картинки со звуками Р-Л для определения места звука в слове, карта с помеченными на ней флажками, предметы на морскую тематику (компас, бинокль, якорь, спасательный жилет, спасательный круг, наушники радиста, аптечка, огниво, эхолот).

Раздаточный материал: зеркала (на каждого ребенка) для артикуляционной гимнастики, карточки с изображением слов, фишки и прищепки для определения звука в слове, грецкий орех или шарик су-джок (на выбор педагога) по количеству детей, раскраски, цветные карандаши, мелки, фломастеры, смайлы с разыми реакциями для рефлексии.

Электронные образовательные ресурсы: презентация PowerPoint 2016

Оборудование: мультимедийное (интерактивная доска, ноутбук, колонка), мольберт (на усмотрение педагога).

Музыкальные: отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» Н. А. Римский-Корсаков.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, речевые и пальчиковые игры, упражнения на звукопроизношение, заучивание скороговорок, стихов.

Цель: Обогащение словаря у воспитанников, совершенствование навыков правильного произношения звуков родного языка, формирование грамматического строя речи.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, инициативность, контроль за звукопроизношением.
  2. Воспитывать интерес к деятельности по речевому развитию, познавательному развитию посредством игровых ситуаций.
  3. Воспитывать доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общей цели.

Обучающие:

  1. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков, связанных с морской тематикой
  2. Продолжать учить определять позицию звуков Р-Л в слове (начало, конец, середина);
  3. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных; правильно определять последовательность слов в предложении.

Развивающие:

  1. Упражнять в умении дифференцировать звуки Р-Л в словах;
  2. Закреплять навыки отчетливого произношения в чистоговорках, словах;
  3. Развивать речь, внимание, память.

Ход образовательной деятельности

Этапы деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

Организационный момент

1 мин

(Слайд 1). Неожиданно начинает играть музыка… звучит голос: «Внимание, внимание! Ребята подготовительной группы, для вас есть важное сообщение!»

Стимулирует интерес воспитанников

Возникновение интереса к предстоящей деятельности.

Настрой воспитанников на дальнейшую образовательную деятельность

Мотивация

2 мин

(Слайд 2 голосовое сообщение). «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Игорь, я капитан корабля «Морская звезда». Мы попали в шторм. Клад, который мы везли вам, пропал. Без вашей помощи мы не сможем его найти. Для того, чтобы найти клад, вам нужно следовать карте. Вам ее скоро доставят. Удачи, ребята!»

Педагог предлагает воспитанникам отправиться в путешествие, которое будет заключаться в совместном выполнении заданий.

- Пока ожидаем карту, нужно подготовить речевой аппарат для правильного, четкого и красивого произношения слов русского языка. Согласны?

Слушает электронное послание вместе с воспитанниками. Изображает заинтересованность, стимулируя детей к предстоящей деятельности. Предлагает подготовиться к путешествию и выполнить несколько упражнений.

Внимательно слушают послание.

Рассуждают, высказывают свои предположения.

Заинтересованность воспитанников предстоящей деятельностью, выражение своих мыслей. Демонстрируют готовность к совместной деятельности.

Артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами на каждого ребенка

- У моряков есть разные традиции: например, перед отплытием они очень любят позабавиться: Изображают «Лягушку»; качаются на «Качелях»; едят «Вкусное варенье»; катаются на «Лошадях». Чтобы путешествие прошло удачно изображают «Парус».

Есть еще одна важная традиция: перед отправлением они делают речевую зарядку, и разминают пальцы рук. Мы, как будущие моряки, тоже ее сделаем. В руки возьмем грецкий орех (су-джоку) и будем катать его между ладонями и зажимать в кулак каждой руки.

Ул-ул-ул- ветер с моря дул,

Ря-ря-ря- вокруг синие моря,

Лу-лу-лу- по морю я плыву,

Тры-тры-тры- плывут большие осетры.

Проговаривает и показывает упражнения на артикуляцию, предлагает выполнить упражнения перед зеркалами, следит за правильным исполнением.

Проговаривает чистоговорки и показывает движения с грецким орехом. Следит за правильным и четким произношением и выполнением пальчиковой гимнастики.

Выполняют артикуляционную гимнастику, смотрясь в зеркало.

Проговаривают чистоговорки, выполняют действия по показу.

Интерактивная доска

4 мин.

- А еще они любят разглядывать картинки и определять, что же у них общего.

- Посмотрите на экран (Слайд 4) Какой звук общий во всех этих словах?

- Верно, давайте посмотрим еще на один слайд (Слайд 5). А какой звук общий в этих словах?

- Перед отплытием давайте немного разомнемся и поиграем в игру «Хлопни, топни». Я буду произносить звуки, если услышите звук Р – хлопаете, если звук Л – топаете.

 - С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Проговаривает задание, обращает внимание воспитанников на особенность звуков Р и Л.

Предлагает игру и объясняет ее правила. Стимулирует дифференциацию заданных звуков.

Рассматривают картинки на интерактивной доске, определяют звуки, объединяющие группы слов.

Играют в игру соблюдая правила.

Правильно определяют общий звук в словах.

Сосредотачивают слуховое внимание, правильно определяют звуки.

Основной этап.

Курьер приносит сверток карты в группу.

- Ну что же, ребята, к путешествию мы готовы! Осталось рассмотреть карту и определить начало нашего пути!

- Поднимаем якоря, отправляемся в моря,

Там сокровища найдем, все мы дружно заживем! (раздается звук отплывающего корабля, звук моря)

Предлагает рассмотреть карту, определить место старта.

Рассматривают карту, определяют место старта соответствующее красному флажку на карте.

Эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Задание №1

Собираемся в путешествие

- Согласно карте, наше первое задание прямо здесь.

Для начала давайте определим предметы, которые нам нужны будут для путешествия. Давайте порассуждаем, какие предметы нам понадобятся в пути. Что бы вы еще хотели взять с собой?

Стимулирует к активации пассивного словаря детей. Вводит новые слова. Создает условия для детской инициативы.

Перечисляют предметы, которые знают. Высказывают свое мнения, свои пожелания.

Активизируется словарный запас детей. Введение в словарь новых слов, например: «огниво», «эхолот»

Задание №2 Логопедическая ромашка на звуки Р – Л.

Ну что, ребята, перейдем ко второму заданию? Следуем по карте.

- Итак, друзья, у моряков есть поверье, на корабле обязательно должны быть цветы. Но дул сильный штормовой ветер и лепестки цветов рассыпались. Посмотрите, сколько нам нужно собрать цветов? Что мы можем сделать, чтобы выполнить задание быстрее? (Поделиться на команды). А, каким образом можно разделиться на команды? (рассчитаться по порядку, надеть колпачки трех цветов, вытянуть жетоны трех цветов)

- Отлично, теперь каждой команде нужно собрать лепестки: первой команде лепестки с картинками на звук Л, второй команде лепестки со звуком Р, третьей команде – со звуком Л.

Итак, команды готовы? Вам слово.

Объясняет задание. Побуждает к самостоятельному выбору способа деления на команды.

Наблюдает за работой подгрупп.

Оказывает помощь при необходимости.

Внимательно слушают задание, предлагают и определяют способ деления на команды. Собирают цветок с заданными звуками. Объясняют свой выбор.

Проявление инициативы, умение работать в группах и взаимодействовать со сверстниками, развитие внимания.

Динамическая пауза

- Когда моряки находятся в море, они любят играть и вам предлагают это сделать. Сыграем в игру «Море волнуется раз»

Предлагает детям игру, способствует снятию умственного напряжения.

Выполняют движения согласно правилам игры.

Эмоционально расслабляются, смена деятельности.

Дидактическая игра «Какой? Какая?» (существительное +прилагательное)

2 мин

- Продолжаем наше путешествие. Вы знаете, что моряки очень любят каши, супы, компоты, соки. Они хотят знать:

1. Каша из риса какая? – Рисовая,

2. Суп из гороха какой? – Гороховый,

3. Каша из манки какая? – Манная,

4. Суп из курицы какой? – Куриный,

5. Каша из перловки какая? – Перловая,

6. Сок из яблок какой? – Яблочный,

7. Компот из фруктов какой? – Фруктовый,

8. Сок из моркови какой? – Морковный.

Объясняет задание, следит за правильным образованием прилагательных от имен существительных.

Внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы.

Правильно образовывают имя прилагательное от имени существительного.

Дидактическая игра «Скажи правильно»

2 мин.

- Следуя карте мы пришли к новому заданию.

В море был очень сильный шторм, даже слова в предложениях все перепутались. Вам необходимо исправить эти ошибки и произнести предложение правильно:

- Мед принес пчелу. Ватрушка съела старушку. Алла ужалила пчелу. Рубашка стирает Рому. Стол поставили на лампу. Бревно ползет по муравью. Ландыш сел на пчелу.

Объясняет задание, следит за грамматическим строем речи. Учитывает индивидуальные особенности произношения.

Индивидуально отвечают, правильно согласовывая слова в предложениях.

Составляют грамматически верные предложения.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»

4 мин

- На карте отмечено следующее задание. Итак, я вам предлагаю выбрать себе картинку и пройти за столы. Ваша задача определить на картинке, где находится звук Р или Л: в начале, в середине или в конце слова. Можно это сделать двумя способами: накрыть фишкой нужное место или обозначить прищепкой. Попробовать можно разные способы. А затем предлагаю проверить работу своего товарища.

Объясняет задание. Обращает внимание детей на способы выполнения, предлагает опробовать их.

Помогает детям, испытывающим трудности.

Воспитанники самостоятельно выбирают способ определения звука в слове. Выполняют задание разными способами. Проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Правильно определяют место звука в слове разными способами.

Рефлексия

4 мин

Ура! Мы у цели. Давайте внимательно посмотрим на карту еще раз и вспомним, что мы делали на каждом этапе.

- Что для вас сегодня было самым интересным? Какое задание вам показалось самым простым? Самым сложным?

- Что нам помогло справиться со всеми заданиями?

Давайте же наконец посмотрим какой клад мы с вами искали! (открывает сундук)

- Моряки предали вам цветные карандаши и раскраски! И теперь мы сможем их раскрасить и отправить морякам почтой!

Предлагаю вам оценить наше путешествие смайлом. Выберите смайл, который считаете нужным. 

Подводит итог занятия, стимулирует к рассуждению, эмоциональному отклику от проделанной работы.

Предлагает воспитанникам выразить отношение к проведенной деятельности путем оценки, поработать с раскрасками в течение дня.

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями о проделанной работе. Находят клад.

Оценивают результат своей деятельности.

Проявляют эмоциональный отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре На тему: «В поисках клада».

Программное содержание: Упражнять в беге по диагонали и «змейкой»; в пролезании в обруч боком; в ходьбе по гимнастической скамейке; развивать у детей внимание, ловкость, ориентировку в пространс...

Конструкт педагогического мероприятия

Логопедическое занятие для воспитанников седьмого года жизни по автоматизации звуков Л и Р. "Винни-Пух и все - все - все"...

Конструкт педагогического мероприятия с детьми на тему: «Год памяти и славы»

Конструкт совместной непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьмиШумкова Юлия Николаевна, воспитатель 1КК Тема : Год памяти и славыВозрастная группа: средняя группа  (4 -5 л...

Конструкт педагогического мероприятия по познавательному развитию для детей младшей группы (3-4 года)

Интегрированное занятие для детей младшего возраста по ознакомлению с темой "Космос"....

Конструкт педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья - мое богатство»

Конструкт педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья - мое богатство»...

Конструкт педагогического мероприятия Беседа «Осторожно, лес!»

Цель: расширять представления детей о многообразие видов  растительного мира родного края....

Конструкт педагогического мероприятия

Автоматизация свистящих звуков в речи...