Пересказ рассказа «Волк и белка» Л.Н. Толстого с опорой на графические схемы ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной).
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 376.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Группа/Дата/Воспитатель | Средняя группа 17.03.2022г. Воспитатель: Хулугурова Татьяна Александровна |
Тема занятия | Пересказ рассказа «Волк и белка» Л.Н. Толстого с опорой на графические схемы в коммуникативной деятельности ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной). |
Культурная практика | Коммуникативная деятельность |
Культурно-смысловой контекст | Пересказ рассказа по графическим схемам |
Цель | Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы |
Задачи | |
Образовательные задачи
| Формировать навыки планирования развёрнутого высказывания; Развивать навык анализа содержания текста; Развивать навык языкового оформления текста; Употреблять обогащённую лексику в активной речи. Обогащать словарный запас: зло, злость, сердце, жечь (сердце); Отрабатывать умение работать вместе, работать в парах, строить партнерские взаимоотношения, навыки договариваться; Отрабатывать навыки оценивания собственной работы и работы других детей; Обратить внимание на добрые и злые поступки героев, сопереживать героям. |
Образовательная область | Речевое развитие |
Предварительная работа | Изучение лексической темы «Дикие животные». Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме. Чтение рассказа «Волк и белка» Л.Н. Толстого. Рисование белки и волка. |
Оборудование
| «Пальчиковые бассейны»; мелкие игрушки по теме «Дикие животные»; маски: волк и белка; иллюстрации к рассказу; игрушки би-ба-бо: волк и белка; графические схемы. |
Этапы | Содержание ОД | Способы организации детей | Планируемые результаты | ||
| Создание эмоционального фона занятия. Педагог: Опустите руки в бассейны и постарайтесь нащупать в них фигурки. Кто это? (Лиса, волк, еж и т.д.) Как можно назвать этих животных, одним словом? (Дикие животные). Подготовка к восприятию текста. -Подумайте, о каком животном я говорю? Все зубами щелк да щелк, Бегает по лесу... (волк). Не умеет он дружить, Оттого так скучно жить. По веткам скачет и играет, Никого не обижает. Известна добротой своей, Шубка рыжая на ней. (Белка). -Какие слова помогли вам догадаться? (Волк бегает по лесу, щелкает зубами. Белка скачет по веткам в рыжей шубке.) -Не случайно мои загадки были про белку и волка. Мы сегодня вспомним рассказ, который так и называется «Волк и белка». Написал его Л.Н. Толстой. | Дети свободно играют, воспитатель обращает внимание на приготовленные на столах «пальчиковые бассейны». Дети собираются вокруг столов, пытаются догадаться, что может быть спрятано внутри «бассейна» (находят предметы). Отгадывают загадки. | Умеет по описанию узнавать животное. | ||
| Чтение рассказа. Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел ее съесть. -Пусти меня,— просит белка. -Отпущу, если скажешь, почему белки такие веселые. А мне всегда скучно. -Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжет. А мы веселые оттого, что добрые и никому зла не делаем. Беседа по содержанию. -Как волк поймал белку? (Белка прыгала с ветки на ветку и сама упала на волка.) -Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел ее съесть.) -О чем она попросила волка? (Белка попросила отпустить ее.) -Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы.) -Что спросил волк у белки? (Почему белки такие веселые? Почему волку всегда скучно?). -Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что оно злой, злость ему сердце жжет.) -Почему белки такие веселые? (Потому что они добрые и никому зла не делают.) Физминутка (музыкальная мелодия с текстом) Словарная работа. -Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, кипятком, паром, горячим чаем...) Кто из вас обжигался? Это больно? А когда больно, хочется веселиться или плакать? -Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжет. Игра «Исправь ошибку» Волк прыгал с ветки на ветку. Волк упал на белку. Белка хотела съесть волка. Пусти меня,— просит волк. Волк сидит на дереве. Белка сидит под деревом. Волки веселые, а белкам всегда скучно. Волку оттого скучно, что он добрый. Белки веселые оттого, что злые. Злость сердце греет. Повторное чтение рассказа. Я прочитаю рассказ еще раз, а вы постарайтесь его запомнить. Педагог рассказывает рассказ с помощью игрушек би-ба-бо. Моделирование рассказа. Педагог раскладывает схемы, необходимые для составления алгоритма рассказа. - Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ? Что было дальше? Пересказ рассказа. - Волк и Белка хотят послушать ваши рассказы. Но сначала нам надо распределить роли. Кто из вас будет белочкой, а кто волком? | Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики. Чтение адаптированного рассказа. Лексический разбор текста с использованием иллюстраций к рассказу. Дети становятся в круг вместе с воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом мелодии. Лексический разбор словосочетания, сложного по семантики. Оживление личного опыта детей. В гости к ребятам приходят Волк и Белка (игрушки би-ба-бо). Педагог сообщает, что они подружились. Волк больше не скучает, а, наоборот, любит пошутить. Звери хотят поиграть с ребятами и предлагают исправить ошибки (дети исправляют ошибки, отвечая полными предложениями). Развитие долговременной слухо – речевой памяти, драматизация рассказа педагогом. Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку. Дети берут маски: волка и белку; соединяются в пары для пересказа. Роль ведущего берет на себя педагог. Далее по очереди, опираясь на графические схемы, составляют пересказ. | Может внимательно прослушать текст, не отвлекаться и не мешать другим Может понятно для слушателей ответить на вопросы полным предложением. Называет не менее 1варианта ответа Исправляет ошибки по тексту полным предложением
Может составить план рассказа с помощью графической мнемодорожки. Считается с выбором других, умеет работать в паре Может составить пересказ по графической схеме. | ||
Рефлексия | - Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? Мне понравилось, как вы сегодня пересказывали рассказ. А вам, чей пересказ хочется отметить особенно? Почему? Вы такие молодцы, большое вам всем спасибо. Куда мы можем разместить наши схемы, чтобы вы смогли сами рассказывать друг другу? | Дети дают аргументированные ответы. | Может адекватно оценивать себя и сверстников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная область "Коммуникация" Тема. "Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитова " В Берлоге"."
Непосредственно образовательная деятельность предназначена для детей старшей группы .Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитов...
Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы.
Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы....
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»
Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л.Н.Толстому)
Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л.Н.Толстому)Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста• Формирование навыков планирования развернутого выс...
Конспект открытого занятия по теме самообразования « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с опорой на графические схемы и мнемотаблицы» Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».
Развитие связной речи...
Пересказ рассказа «Пушок» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной).
Создать условия для формирования навыков пересказа достаточно большого по объёму текста с наглядной опорой в виде графических схем....
Конспект НОД на тему: Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы подготовительная группа
Конспект НОД на тему: Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы подготовительная группа...