образовательная область "Коммуникация" Тема. "Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитова " В Берлоге"."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность предназначена для детей старшей группы .
Пересказ рассказа с опорой на графические схемы,
И.Соколова-Микитова " В Берлоге".
Целью является Обучение детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28
___
непосредственно образовательная деятельность
образовательная область «Коммуникация»
Пересказ рассказа с опорой на графические схемы,
И.Соколова-Микитова " В Берлоге".
подготовила
воспитатель I категории
Ткаченко Елена Моисеевна
Белгород, 2014 г
Цель: Обучать детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, по составленному плану стараясь правильно строить предложения.
- Формировать зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
-Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.
-Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.
-Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Развивающие задачи:
- Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность.
Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к животным, прививать интерес к сменам времени года.
Индивидуальная работа активизировать малоактивных детей: Владислава Л. Илью Н, Алину К.
Словарная работа. Лексический материал:
Части речи | Слова, сложные по семантике | Слова, сложные по слоговой структуре |
существительные | Жир, , ель, корни, | Медведь, жильё |
прилагательные | лесной глуши, мягкой душистой хвоей, сухим мохом, сильнее , медвежий сон, сладкие корни, ранней зимой | медвежье |
глаголы | Бродил, нагуливал, вырыл, выстелил, натаскал залегает, ударит, уснёт |
|
наречие | Уютно, крепче |
Предварительная работа: чтение литературы о диких животных, загадывание загадок, беседа.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический
Приемы:
- Загадка
- составление рассказа
3. Д/игра «Назови ласково», «Подбери родственные слова»
4. Физкультминутка "Медвежата в чаще жили".
Формы работы:
групповая и индивидуальная
Оборудование : Графические схемы; картинка с изображением животных, наложенные друг на друга; мультимедийный проектор, сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге"
I. Оргмомент. Отгадайте загадку
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? /Медведь/
А отгадку вы найдете на картинке.
На картинке изображения животных, наложенные друг на друга. Дети называют животного и цвет животного.
Дети Это медведь. (Показ Слайд № 1)
В.Почему его так назвали?
Дети Потому что " мед ведает " ( т.е знает где мёд )
В.Медведь, какой? (коричневый, лохматый, сильный, огромный, большой, крупный, здоровенный, гигантский).
Чем питается? (медведь всеяден : ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав); насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Летом насекомые и их личинки. Крупные самцы нападают на молодых копытных — косуль, ланей, оленей (карибу, благородный олень, пампасовый олень), козерогов, кабанов и лосей.
В. Живёт ли он в нашем крае?
Дети (Бурый медведь на территории России часто встречается в лесах Сибири и Дальнего Востока, на Камчатке).
В. В каких сказках встречается это животное?
Дети. "Три медведя", «Маша и медведь», «Мужик и медведь», «Медведь – липовая нога»), «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»
В. Как народ называет медведя?
Дети. в сказках называют - Топтыгин, Михайло Потапыч, и Миша, Михайло Иваныч.
В. В берлоге много кого? (Медведей)
(Дети составляют рассказ об этом животном.) А помогут в этом схемы.
Внешний вид и части тела? | Место, где живёт? | Любимое лакомство? |
Как зовут детёнышей? | Как голос подаёт? | В каких сказках или мультфильмах встречается это животное? |
А каких животных вы ещё знаете? (дети называют)
II. Д/игра "Назови ласково"
Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,
лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.
В: А кого из животных здесь нет?
Д: Ежа, лося, оленя.
В: Назовите их ласково.
Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.
В: Ребята, давайте поиграем.
Д/игра "Подбери родственные слова" к слову медведь.
Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище, мёд, медвежатник, медведка, медаль.
В: А как называется жилище медведя?
Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась медведица с медвежатами.
В: Ребята, проходите на свои места послушайте рассказ Соколова-Микитова
"В берлоге".
III. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".
Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога - медвежье жильё.
Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз - уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
IV. Беседа по содержанию рассказа.
В. “О ком этот рассказ?”
Дети. О подготовке медведя к зимней спячке.
В. “Чем занимался медведь осенью?”
Дети. Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.
В. “Где медведи устраивают берлогу?”
Дети. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога - медвежье жильё.
В. “Когда медведи залегают в берлогу и засыпают?”
Дети. Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз - уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
V. Лексико-грамматические упражнения на материале текста рассказа с опорой на сюжетную картину.
а) Подбор признаков.
В: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?
Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.
В: А какая была медведица?
Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,
громадная, большущая, здоровенная, гигантская.
б) Подбор действий.
В: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?
Медвежата в чаще жили головой своей крутили | круговые движения головой |
Медвежата мёд искали дружно дерево качали | Поднять руки вверх и делать наклоны туловищем вправо и влево |
Медвежата воду пили, Друг за дружкою ходили, Вот так, вот так друг Друг за дружкою ходили. | Наклоны туловища вперёд ходьба по-медвежьи |
Медвежата танцевали, Кверху лапы поднимали, Вот так, вот так кверху лапы поднимали. | пружинка с поворотом туловища влево и вправо прыжки, хлопая руками вверху |
Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.
В: А что делает медведь (во время оттепели)?
Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в
берлоге до весны.
В: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.
- Физкультминутка "Медвежата в чаще жили".
В: Ребята, а сейчас мы будем медвежатами
VII. Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим пересказом.
В. Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа Воспитателем)
Составление план рассказа.
Сначала расскажите о том, чем занимался медведь осенью?
В середине рассказа, расскажите, о медведе.
Как медведь устраивает берлогу к зимовке?”
В конце своего рассказа, когда медведи залегают в берлогу и засыпают?”
В. Как долго спит медведь?
Когда родятся медвежата?
- Пересказ рассказа.
- Игра "Эхо" (с шариком).
В: Игра "Эхо".
В: У медведя хвост - медвежий, лапа - ...., ухо - ..., нос - ..., берлога - ..., сон -
..., шуба -..., рев -..., шерсть
X. Итог.
В: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?
Кто написал этот рассказ?
Что нового вы узнали о медведях?
Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.
Литература:
О.С.Ушакова «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комарова, М.А. Васильева.
Издательство: Учитель Серия: ФГТ в ДОУ: от теории к практике
Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Издательство: Гном, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы :"Развитие связной речи с помощью наглядного моделирования". Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием опорных схем "ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА "ОСЕНЬ" (по И.Соколову-Микитову). Составила ГубаТ. В. воспитатель МБДОУ №12
Занятие с использованием опорных схем, для детей старшего дошкольного возраста....
Творчество И. Соколова-Микитова. Рассказы о животных.
В материал включены рассказы о животных наших лесов известного писателя Соколова-Микитова...
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»
Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА И.СОКОЛОВА-МИКИТОВА «В БЕРЛОГЕ»»
Рассматривание предметных картин с лесными животными и припоминание их названий. Чтение рассказа "В берлоге". Краткий диалог детей по содержанию рассказа. Лексико-грамматические упражнения н...
Пересказ рассказа И.Соколова - Микитова " В берлоге".
Материал занятия рассчитан на детей старшей группы с ОНР....
Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову
Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа "Осень в лесу" И.С. Соколова-Микитова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа "Осень в лесу" И.С. Соколова-Микитова...