Конспект НОД на тему: Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект НОД на тему: Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы подготовительная группа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему: Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы подготовительная группа
Цель. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи.
Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
Формирование связной монологической речи.
Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в
формировании речевых высказываний.
Развитие памяти, внимания, мышления.
Активизация и обогащение словарного запаса.
Закрепление практических умений в работе с палочками Кюизенера.
Методические приемы.
Чтение; беседа; рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; составление графического плана рассказа; лексико-грамматические упражнения по тексту.
Предварительная работа.
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника».
Рассматривание иллюстраций о природе. Отгадывание загадок о зиме.
Заучивание пословиц о зиме.
Ход НОД
Организационный момент. Развитие слухового внимания, восприятия.
Воспитатель читает наизусть отрывок из стихотворения С.В. Коноваленко «Времена года»:
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы…
Она художница прилежная
Всё разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея —
Такая сказочно красивая!
Воспитатель. О каком времени года идет речь? (О зиме.)
— Вспомните рассказ «Четыре художника». Кто его автор? (Георгий Алексеевич Скребицкий.)
— Назовите четырех художников из этого рассказа? (Зима, весна, лето, осень.).
— Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.
…Заглянула зима в лес…
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга чинно, спокойно.
Разные кустики да молоденькие деревца, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину белое покрывало накинула. Из-под покрывала грозди ягод виднеются, точно красные серьги.
Хорошо разукрасила зимний лес чародейка Зима!
— Что означает слово обрядить? (Одеть, нарядить.)
— А что значит нахлобучила? (Сверху надела.)
— Как вы понимаете слово чародейка? Скажите по-другому. (Волшебница, фея.)
— Кто такие богатыри? (Смелые, храбрые и сильные воины.)
— Что такое покрывало? (Одеяло, накидка.)
— Что значит стоять чинно? (Важно, спокойно.)
— Что можно нахлобучить? (Шапку, шляпу, кепку.)
— Во что можно обрядить? (В шубу, в куртку.)
— Во что обрядила Зима сосны и ели? (Зима обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы.)
— Что нахлобучила им до самых бровей? (До самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки.)
— Что надела соснам и елям на ветки? (На ветки соснам и елям надела пуховые варежки.)
— Во что одела Зима разные кустики да молоденькие деревца? (Разные кустики да молоденькие деревца Зима одела в белые шубки.)
— Что Зима накинула на рябину? (На рябину она накинула белое покрывало.)
— С чем сравнивает автор грозди ягод рябины? (С красными серьгами, которые виднеются из-под белого покрывала.)
— С кем сравнивает автор Зиму в своем рассказе? (Автор сравнивает Зиму с художницей, с чародейкой.)
Физкультминутка
Уж ты, зимушка-зима, (Дети ритмично хлопают в ладоши.)
Ты с морозами пришла. (Ходят на месте.)
Ветер воет, вьюга вьет, (Поднимают руки вверх, плавно машут ими.)
Вдоль по улице метет. (Опускают руки вниз, плавно машут ими.)
Белым снегом замело (Вытягивают руки вперед.)
Все дороги занесло. (Разводят руки в стороны.)
Все дороги, все пути — (Поднимают руки вверх.)
Ни проехать, ни пройти.
Лексико-грамматические упражнения.
а) Игра с мячом «Подбери действия»
Воспитатель предлагает детям вспомнить слова-действия к слову «Зима».
— Зима в лес… (заглянула), в шубы… (обрядила), шапки… (нахлобучила), варежки… (надела), покрывало… (накинула), лес… (разукрасила).
б) Игра «Подбери признак». обогащение и активизация словаря прилагательных.
Дети встают в круг. Передавая картинку по кругу, каждый ребенок подбирает к ней признак.
Шубы (какие?)… (тяжелые, снеговые, белые, теплые).
Шапки… (белоснежные, огромные, теплые, снеговые, красивые).
Варежки… (пуховые, мягкие, теплые, белые).
Богатыри… (лесные, сильные, крепкие, высокие, важные).
Покрывало… (зимнее, огромное, снежное, белое, теплое, пушистое).
Зима… (холодная, морозная, снежная, чудесная, долгожданная).
в) Игра «Составь предложение». Восстановление текста рассказа по иллюстрациям.
Воспитатель предлагает детям выбрать иллюстрацию к рассказу и составить по ней предложение.
Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
— Ребята, сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания.
Воспитатель обращает внимание детей на графические схемы. Дети составляют план рассказа с наглядной опорой. В случае затруднения воспитатель помогает им.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.
Дети пересказывают рассказ по цепочке, затем индивидуально.
Физкультминутка
— Зима, зима, ты где была? (Дети ритмично хлопают в ладоши.)
— В мешке стужу несла, (Кладут руки на правое плечо.)
На землю холод трясла. (Изображают, как трясут мешок.)
Ручки-ножки познобила, (Дуют на руки.)
В избы стужу напустила. (Руки вытягивают вперед, разводят в стороны.)
Все дороги замела (Опускают руки, плавно покачивают ими.)
И сугробы нагребла. (Поднимают руки через стороны вверх и соединяют их
над головой.)
Воспитатель. Сегодня мы много говорили о зиме. Она предстала перед нами в образе художницы, чародейки.
Итог. Оценка работы детей.
— Чем занимались на занятии?
— Как назывался рассказ, который пересказывали?
— Кто автор?
— Вспомните пословицы о зиме:
Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос в большой мороз.
Зимой солнце светит, да не греет. и т.д.
ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА
(Отрывок)
Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили выбрать в судьи Красное Солнышко. «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй, и художники принялись за работу…
Зелёные копны сена в лугах, золотые поля хлебов, румяные яблоки, груши в саду… Хороша картина Жаркого Лета!
Совет
Только вот беда: день ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и вся картина Жаркого Лета становится не такой уж сочной. Видно, приходит пора уступать место другому художнику — Осени. Как-то справится она со своей работой?
Но Осень и не думала унывать. Для своей работы она взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую бронь одеть».
Так и обрядила старика.
Глядит, а неподалёку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Обратите внимание
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие провода, что тянутся вдоль дороги, сажает, будто чёрные бусы на нитку, вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.
Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.
Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли.
Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина; только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветки кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.
Так и трудятся по очереди четыре художника: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?
А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем: пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.
Георгий Скребицкий
— Присмотрись к описанию осенней природы. Какие изобразительные средства использовал автор для описания осени? Можно ли утверждать, что осень нравится ему больше остальных времён года? Почему?
Что обозначает выражение глаз оторвать не может? Найди и прочитай абзац, в котором оно использовано.
Важно
Поработайте в парах: обсудите, о чём сказка «Четыре художника», какова её тема и основная мысль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по коммуникации (речевое общение) в подготовительной к школе группе на тему: «Пересказ рассказа «Четыре желания» К.Д. Ушинского (с использованием мнемотехники)
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с нагляднойопорой в виде мнемотаблиц, отображающих последовательность событий....
Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: пересказ рассказа «Четыре желания» Ушинский К.Д.
Цель: создать условия для обучения детей пересказу.Задачи:упражнять в пересказе художественного текста последовательно и точно, без пропусков и повторений;показать разные способы степеней сравнения пр...
Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»
Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»» Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста. ...
Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»
Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»» Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста. ...
конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)
конспект по развитию речи Пересказ рассказа «Четыре желания» (К.Д. Ушинский)...
Пересказ рассказа «Волк и белка» Л.Н. Толстого с опорой на графические схемы ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной).
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы....
Пересказ рассказа «Пушок» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной).
Создать условия для формирования навыков пересказа достаточно большого по объёму текста с наглядной опорой в виде графических схем....