Пересказ рассказа «Пушок» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной).
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Создать условия для формирования навыков пересказа достаточно большого по объёму текста с наглядной опорой в виде графических схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_rasskaza_pushok_po_g._skrebitskomu.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа/Дата/Воспитатель | Старшая группа 14.12.2022г. Воспитатель: Хулугурова Татьяна Александровна |
Тема ОС | Пересказ рассказа «Пушок» (по Г. Скребицкому) с опорой на графические схемы ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной). |
Цель | Создать условия для формирования навыков пересказа достаточно большого по объёму текста с наглядной опорой в виде графических схем. |
Задачи | |
Образовательная задача (ЗУН) | Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ. Обогащать словарный запас детей: сарай, ручной, требовал, фыркал, замёрз. |
Развивающая задача | Формировать навыки планирования связного развёрнутого высказывания. |
Воспитательная задача (ценностные установки) | Способствовать воспитанию внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи, воспитанию любви к миру природы, бережное отношение к животным. |
Образовательная область | Речевое развитие |
Виды детской деятельности | Коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная |
Образовательные продукты | Пересказ рассказа близко к тексту. |
Оборудование | Иллюстрации к рассказу; набор схем для графического плана; дидактическая игра «Кто, где живёт?», картинки зверей: ежа, медведя, лисы, волка, белки и их жилища; |
Предварительная работа | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Пушок». Изучение лексической темы «Дикие животные». Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме. |
Структурная часть | Содержание ОД | Способы организации детей | Предполагаемые результаты |
Вводная Приглашение детей к совместной деятельности, мотивация по трём типам (С.Г. Якобсон) | Воспитатель: Каким животным посвящена наша выставка картин? (диким животным). Где живут дикие животные в природе? (в лесу). Как называется домик ежа? (нора). Медведя? (берлога). Лисы? (нора). Волка? (логово). Белки? (дупло). Помогите животным найти свой домик. (Дети получают картинки «домиков» зверей и прикрепляют их к картинкам животных). Воспитатель: Ребята, хотите вместе со мной послушать интересный рассказ об одном из этих животных, а чтобы узнать о ком он, нужно отгадать загадку. Шуба — иголки, Свернется - колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж). | Дети свободно играют, воспитатель обращается ко всем желающим, приглашает посетить выставку картин диких животных. Дети собираются вокруг воспитателя, затем подходят к выставке картин (рассматривание картин). Дидактическая игра «Кто, где живёт?» | Развитие произвольного зрительного внимания детей, мотивация, интерес к совместной деятельности. Расширение словаря по теме «Дикие животные». |
Основная Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей. | Чтение рассказа. В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды. Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу — мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер. Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал, мне в ладонь холодным носиком, требуя еды. Беседа по содержанию. - О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.) - Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.) - Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.) - Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.) - Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка) - Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.) - Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Мальчик поставил санки вместе с ежиком в сарай — деревянный домик для хранения разных вещей.) - Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.) - Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.) - Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.) - В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.) - Когда вновь мальчик встретился с ёжиком? (Они встретились весной.) - Расскажите, как произошла эта встреча. - Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.) - Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.) Физминутка «Ёжик» https://www.youtube.com/watch?v=-W9PlfZ1OwE&list=PLvaXktxhrL-Kwohla5c9Bg7WpBSoQJ-Tq&index=20 Повторное чтение рассказа. —Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы. В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем. Коллективное составление алгоритма рассказа. —С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше? И т.д. Рассказ будем рассказывать по цепочке - один начинает, другой продолжает. В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой. | Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики. Чтение адаптированного рассказа. Лексический разбор текста с использованием иллюстраций к рассказу (Дети расставляют иллюстрации в нужной последовательности). Дети становятся к экрану телевизора вместе с воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом. Составление плана — схемы содержания рассказа. Дети пересказывают рассказ по цепочке (один начинает, другой продолжает). | Развитие произвольного внимания. Развитие диалогической речи. Развитие общеукрепляющих упражнений (для снятия повышенного мышечного тонуса). Развитие внимания и памяти. Развитие памяти, мышления, диалогической речи. |
Заключительная Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия | - Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? (Рассказ Григория Скребицкого называется «Пушок».) Мне понравилось, как вы сегодня пересказывали рассказ. А вам, чью работу хочется отметить особенно? Почему? Вы такие молодцы, большое вам всем спасибо. | Дети дают аргументированные ответы. | Положительная дифференцированная оценка рассказов детей. Воспитатель нацеливает детей на закрепление изученного материала вне занятия: Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки — плана рассказа. Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная область "Коммуникация" Тема. "Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитова " В Берлоге"."
Непосредственно образовательная деятельность предназначена для детей старшей группы .Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитов...
Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы.
Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы....
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»
Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)
Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....
Конспект открытого ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)
Конспект открытого ООД по развитию речи (старшая группа)Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»(с опорой на графические схемы)...
Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья» Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...
Пересказ рассказа «Волк и белка» Л.Н. Толстого с опорой на графические схемы ( по методике Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной).
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы....