Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);
- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе);
- «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения).
Виды детской деятельности:
- коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкальная.
Цель:
- обучать детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, по составленному плану стараясь правильно строить предложения.
2. Формировать зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
3. Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.
Развивающие:
- Развивать навыки планирования пересказа с опорой на схемы.
- Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.
- Активизировать и обогащать словарный запас по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе и животным, прививать интерес к сменам времени года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЕЛОЧКА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «ОСЕНЬ» ПО СОКОЛОВУ – МИКИТОВУ
с наглядной опорой на графические схемы»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
ВОСПИТАТЕЛЬ:
ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
г.о. ЭЛЕКТРОГОРСК
2017 год
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);
- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе);
- «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения).
Виды детской деятельности:
- коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкальная.
Цель:
- обучать детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, по составленному плану стараясь правильно строить предложения.
2. Формировать зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
3. Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.
Развивающие:
- Развивать навыки планирования пересказа с опорой на схемы.
- Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.
- Активизировать и обогащать словарный запас по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе и животным, прививать интерес к сменам времени года.
Предварительная работа:
- знакомство с творчеством писателя И. Соколова-Микитова;
- чтение рассказов про осень;
- отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды»;
- разучивание пословиц об осени;
- дидактические игры: «Времена года», «До, между, после» (по временам года и месяцам);
- наблюдение в природе;
- обогащение словаря: знойный, погожий, ожерелье, румяная, кочка, прозрачная, жмутся, моховой, гроздья.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
- умеют планировать пересказ с опорой на схемы;
- умеют последовательно и логично пересказывать литературный текст, по составленному плану стараясь правильно строить предложения;
- умеют подбирать прилагательные к существительным;
- актуализируют словарь по темам: «Грибы», «Ягоды», «Осень».
Материалы и оборудование:
демонстрационный:
- предметные картинки с изображением грибов и ягод;
- фонограмма П.И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»);
- иллюстрации – осенние пейзажи; магнитная доска;
- карточки с графическими схемами для пересказа;
- картина с изображением березы;
- листок клена.
раздаточный:
- картинка с изображением листа березы;
- ножницы.
Содержание образовательной деятельности
Организационный момент:
Воспитатель:
Дети, какое сейчас время года? (осень) Какой сейчас месяц? Какой следующий месяц? Какой предыдущий месяц? Я вам предлагаю поиграть в игру:
«Что лишнее?». Я вам скажу слова, а вы выберите лишнее слово, объясните почему. При этом постарайтесь использовать слова: «Потому, что»
- мухомор, подберезовик, лисичка, сыроежка. (Лишнее слово мухомор, потому, что- это ядовитый гриб, а подберезовик, лисичка и сыроежка съедобные грибы.)
- сентябрь, май, октябрь, ноябрь.
- клюква, земляника, брусника, вороний глаз.
Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель: Дети, я вам сейчас загадаю загадки, а вы постараетесь их отгадать. (Дети находят картинки-отгадки и помещают их на магнитную доску)
- приходит по луже, уходит по стуже. /осень/
- по небу плывут, дождик несут. /облака/
- муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова! /паутина/
- кто шляпу на ногу надевает? /гриб/
- была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая? /ягода черника/
Воспитатель: (воспитатель рукой указывает на портрет, который висит на доске)
- Дети, что вы видите? (портрет писателя Ивана Соколова-Микитова)
- Какие рассказы этого писателя вам знакомы? («Лось», «Заяц», «Белки», «Ежи», «Звуки земли», «Русский лес»
Воспитатель: сегодня я вам прочитаю еще один рассказ этого писателя. Называется он «Осень». Слушайте внимательно.
Чтение рассказа.
После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!
Беседа по содержанию:
Воспитатель:
- какое время года наступает после знойного лета? (после знойного лета наступает золотая осень)
- по какому небу бегут облака? (по высокому небу бегут облака)
- что летает над землей в погожие, теплые дни? (в погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина)
- какие грибы растут по опушкам лесов? (по опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики)
- что рассыпано по кочкам в болотах (в болотах рассыпана румяная клюква)
- какая ягода краснеет на лесных полянах? (на лесных полянах краснеют гроздья рябины)
Лексико-грамматические упражнения:
Игра «Подбери признак» (дети, называя признак, передают лист клена друг другу)
- Осень (какая?) (золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая…)
- А в рассказе какая осень? (золотая)
- Небо какое? (прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное и т.д.)
- А в рассказе небо какое? (прозрачное высокое)
- Лето какое? (знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое и т.д.)
- А в рассказе какое лето? (знойное)
Воспитатель:
Дети посмотрите и скажите, что изображено на этих картинках?
Скажите, почему говорят:
- Красноголовый подосиновик (потому, что- шляпка гриба красного цвета)
- Зеленоватые и розоватые сыроежки (потому, что- эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые)
- Скользкие грузди (потому, что- они большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят)
- Душистые рыжики ( потому, что -грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом)
- Тонконогие опята ( потому, что –ножка гриба очень тонкая)
- Гроздья рябины ( потому, что- много ягод висят на одной веточке).
Воспитатель: воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением березы. Вопросы детям:
- какое это дерево? (береза)
-как называется явление, когда деревья теряют свою листву? (листопад)
-если это береза, то лист? (березовый), дуб, ольха, рябина, осина, клен…..
Воспитатель: воспитатель предлагает детям сесть за столы , вырезать березовый лист и после физкультминутки приклеить его на картинку с изображением березы; звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня».
Физкультминутка
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель:
Дети, послушайте рассказ еще раз, а затем мы будем его пересказывать.
(Во время чтения по ходу действия воспитатель выкладывает опорные схемы на доску).
(Детям предлагается пересказать текст с опорой на графические схемы. Дети рассказывают парами и индивидуально).
Рефлексия:
Воспитатель:
- с каким рассказом вы сегодня познакомились?
- ребята, мы с вами познакомились с рассказом, послушали его, и что потом с ним делали?
- что помогало вам пересказывать?
- было трудно?
- чей пересказ вам понравился больше? (ответы детей)
Воспитатель: спасибо вам дети за хорошую работу.
Используемая литература :
- Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015г
- О.С.Ушакова «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комарова, М.А. Васильева.
- Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Издательство: Гном, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-45549-1485171537.jpg)
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-45549-1485171537.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"
Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/20/picture-69214.jpg)
Из опыта работы :"Развитие связной речи с помощью наглядного моделирования". Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием опорных схем "ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА "ОСЕНЬ" (по И.Соколову-Микитову). Составила ГубаТ. В. воспитатель МБДОУ №12
Занятие с использованием опорных схем, для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/20/picture-69214.jpg)
Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.
Занятие базируется на произведении художественной литературы К. Ушинского "ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....
Конспект открытого занятия логопедической группы Пересказ рассказа «Осень» (по И.Соколову – Микитову)
Открытое занятие на ГМО "Развитие речи"....
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"
Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...
Конспект по развитию речи "Пересказ рассказа Осень"
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста...