Конспект по развитию речи " Звуковая культура речи, звук "Ж". ( средняя группа )
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ромашова Ольга Олеговна
Цель: воспитание звуковой культуры речи: звук «Ж». Задачи: Образовательные: -Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках). Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж» Развивающие: - Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику. Воспитательные: - Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи. - Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_dlya_olgi_olegovny.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 100»

Нижегородская обл. г. Дзержинск. Адрес: улица Грибоедова, 3-Б;

тел: 25 42 09 сайт  http://100dzn.dounn.ru ;

e-mail: ds100_dzr@mail.52gov.ru

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 100»

_______________ О.К.Шуралева

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

«Звуковая культура речи: звук «Ж»

средняя группа

составила:

воспитатель первой кв. категории

Ромашова О.О.

г. Дзержинск                                                                                                                           Нижегородской области                                                                                                                            2023 г.

Цель: воспитание звуковой культуры речи: звук «Ж».

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках). Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж»

Развивающие:

- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

Методические приемы:  рассказ воспитателя, вопросы к детям, драматизация отрывка произведения, использование пальчиковой техники рисования в рисунке, игровой момент м жуком.

Демонстрационный материал: игрушка жука; картинки на заданные звуки «Ж»; пальчиковая игра «Волшебная дорожка», полотно (обои или ватман)  для рисования.

Раздаточный материал: карточки для пальчиковой игры «Волшебная дорожка»; картинки с предметами; нарисованные контуры  жуков на бумаге.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток, разучивание стихов, изготовление жуков.

Ход занятия

1.Организационный момент

Давайте вспомним нашу «Напоминалочку»

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

Воспитатель: - Ребята, что нам помогает говорить?

Дети: - Язык.

Воспитатель: - Давайте поиграем с язычком.

                                           (Проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика.

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

На губу как блинчик лег. («Блинчик»)

На губу язык клади

Пя-пя-пя произноси.

Мышцы расслабляются,

Лопатка получается).

2.На качелях язычок качался,

Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

3.Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. («Трубочка»)

Воспитатель: - Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.

2. Основная часть.

(Дети сидят на стульчиках в полукруге)

Сюрпризный момент (звук извлекается из  ноутбука)

Послушайте, дети,  откуда звучит чья-то песенка? (воспитатель прислушивается).

У меня в руках коробочка, может оттуда всё время доносится песенка. Закройте глазки и послушайте - Ж-ж-ж.

Воспитатель: Кто поёт эту песенку?

Дети: Жук.

Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.

Воспитатель: Да, здесь действительно находится жук. Наверное, из-за такой необычно теплой зимы он проснулся и как-то попал сюда. И он постоянно жужжит. Может громко жужжать, может тихо.

Посмотрите, наш жук взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж.

Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?

Дети: Да!

Запомнили песенку жука? (да) Сейчас я проверю.

(индивидуальная работа)

Упражнение «Внимательные ушки»

Воспитатель:  Оказывается песенка жука звучит так, как звук «Ж». Наши ушки слышат звук «Ж», а язычок произносит звук «Ж». 

Как звучит песенка жука ?

Дети:   Как произносится звук «Ж».

Воспитатель: Песня жука поётся так же как и песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом.

Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж».

Что вы слышите? (горлышко поёт эту песню).

А теперь приложите ладонь и спойте песню гуся.    Поёт горло? (нет)

Воспитатель: Жук предлагает нам  еще раз поучиться петь его песенку.

Воспитатель:  Хорошо, жучок! Дети, как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Спойте песенку жука все вместе.

А теперь споет песенку Жука Дима и т.д.  (индивидуальный подход).

А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки песенку жука споют тихо-тихо.

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в жуков:

Покружились, покружились

И в жучков мы превратились.

Пока звенит бубен, жучки «летают», когда бубен замолчит, жучки садятся на цветочек и жужжат. ( Дети «летают» по группе, приседают и жужжат)

- Какие хорошие жуки у нас получились, но нам пора превращаться в ребят:

Покружились, покружились

И в ребяток превратились.

А сейчас присаживайтесь за столы. Жучок для нас приготовил задания.

Задание 1. Упражнение «Волшебная дорожка»  (чистоговорки)

Воспитатель: На столе жуки, друзья нашего жучка, только они почему-то ножки поджали, но это не беда. Давайте с помощью наших пальчиков сделаем  «жукам» лапки и пусть они смело бегут по дорожке.

(Дети просовывают пальчики в дырочки и имитируют бег жука). Помогите жукам добежать до цветка, произнося при этом отчётливо : ж-ж-ж-ж-ж

(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»). Молодцы, дети, у каждого из вас жук очень хорошо жужжал.

Воспитатель: Как жужжал твой жук, Оля?

Воспитатель: А теперь следующее задание: возьмите карточки, на них  изображены предметы, вам нужно положить красные кружочки на те предметы, в названии которых, вы услышите звук «ж».    (жук, кот, живот, жаба, жилет, жёлудь, лодка, жираф, ракета).

(проводится дифференцированная работа с детьми по нахождению звука «Ж» в названии предметов, которые изображены на карточке)

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! Каждый из вас правильно определил  звук «ж» в словах.

Автоматизация звука Ж в чистоговорках.

А теперь внимательно послушайте  Жука, он будет начинать стихотворение, а мы продолжим.

Мы нашли в лесу ежа (звук извлекается из ноутбука) – дети: жа-жа-жа-жа!

Дали яблоко ежу – дети: Жу-жу-жу-жу  

Ежик съел его уже  -  дети:  Же-же-же-же

Нам животик покажи  -  дети: Жи-жи-жи-жи .

(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки.

Воспитатель:   А теперь давайте встанем и чистоговорки не только расскажем, но ещё жуку их и покажем.

(Дети проговаривают чистоговорки с показом движений: топают; вытягивают руки, как угощают; поднимают плечи, как удивляются; гладят животик).

Воспитатель: А  теперь, дети,  все вместе  расскажем Жуку отрывок из рассказа «Поющий букет». Я думаю ему понравится наш рассказ.  Жука из рассказа будет показывать Дима.

Игра-драматизация отрывка из рассказа В.Бирюкова «Поющий букет»

Воспитатель: Летел жук по своим делам  (ребенок-жук изображает летящего жука)  

Ребенок-жук: (жужжал) «Ж-ж-жуть, как пить хочется».

Воспитатель: О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальный ответ);

Воспитатель: Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался. Тут я найду сок.

Ребенок-жук:   «Здесь могу ж-ж-ж-ж-жажду утолить».

Воспитатель:  Залез Жук  в колокольчик, осмотрелся:

Ребенок-жук: «Красиво! Ж-ж-ж-жить можно!»

Воспитатель: Что прожужжал жук? (хоровой и индивидуальный ответ);

Воспитатель: Попробовал Жук усиками дно цветка, попил сок и весело ему стало  и он сказал:

Ребенок-жук:  Ж-ж-ж-жить можно»

Воспитатель: Но увидел жук детей, ох и напугался!.

Ребенок-жук:  Ж-ж-ж-жуть! Куда я попал? Тут люди ж-ж-ж-живут!

Воспитатель: Дети, о чем жужжит сейчас жук? (хоровой и индивидуальный ответ);

Воспитатель: Нашему Жуку действительно пора улетать, потому что насекомые зимой что делают?  (Спят).

3. Заключительная часть. Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Жука мы отпустили, но благодаря Жуку, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком «Ж».

Воспитатель: Дети, жуку одному,  наверное,  скучно, давайте нарисуем пальчиками  ему друзей. И отправим их жуку. Вы справитесь с этим заданием?

Дети: Да! (на длинном столе на обоях нарисованы жуки, «раскарас»  крылышек сделают дети желтой краской).

Воспитатель: Какую краску мы будем использовать при раскрашивании.

Дети: Ж-ж-ж-желтую.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Какие задания Жука вам больше понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»

Цель занятия: Формирование навыков правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности.Задачи:- учить правильно и четко произносить в словах звуки [с], [сꞌ], [ж], [з].- закр...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

Занятие по развитию речи (звуковая культура речи)в средней группе"Знакомство Фили с транспортом"

Знакомство детей с транспортом. видами транспорта,его назначением....

Конспект по развитию речи (звуковая культура речи) на тему: "Знакомство Фили с транспортом" в средней группе "Тигрята"

.Конспект по развитию речи (звуковая культура речи) на тему: «Знакомство Фили с транспортом» в средней группе "Тигрята"  Образовательная область: &l...

Занятие по развитию речи: звуковая культура речи в средней группе.

Учить детей чётко артикулировать звук «У» (изолированный, в словах), произносить его чётко, плавно, долго на одном выдохе; побуждать детей произносить звуки с разной громкостью; обогащать ...

Конспект по развитию речи «Звуковая культура речи „Звуки [З] и [З’]“ в средней группе, с элементами аппликации "ОДУВАНЧИК"

- познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук з-зь.-организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о первых весенних цвет...