Конспект по развитию речи " Звуковая культура речи, звук "Ж". ( средняя группа )
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_dlya_olgi_olegovny.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 100»
Нижегородская обл. г. Дзержинск. Адрес: улица Грибоедова, 3-Б;
тел: 25 42 09 сайт http://100dzn.dounn.ru ;
e-mail: ds100_dzr@mail.52gov.ru
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 100»
_______________ О.К.Шуралева
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи
«Звуковая культура речи: звук «Ж»
средняя группа
составила:
воспитатель первой кв. категории
Ромашова О.О.
г. Дзержинск Нижегородской области 2023 г.
Цель: воспитание звуковой культуры речи: звук «Ж».
Задачи:
Образовательные:
-Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках). Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж»
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.
- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.
Методические приемы: рассказ воспитателя, вопросы к детям, драматизация отрывка произведения, использование пальчиковой техники рисования в рисунке, игровой момент м жуком.
Демонстрационный материал: игрушка жука; картинки на заданные звуки «Ж»; пальчиковая игра «Волшебная дорожка», полотно (обои или ватман) для рисования.
Раздаточный материал: карточки для пальчиковой игры «Волшебная дорожка»; картинки с предметами; нарисованные контуры жуков на бумаге.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток, разучивание стихов, изготовление жуков.
Ход занятия
1.Организационный момент
Давайте вспомним нашу «Напоминалочку»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: - Ребята, что нам помогает говорить?
Дети: - Язык.
Воспитатель: - Давайте поиграем с язычком.
(Проводятся артикуляционные упражнения)
Артикуляционная гимнастика.
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Блинчик»)
На губу язык клади
Пя-пя-пя произноси.
Мышцы расслабляются,
Лопатка получается).
2.На качелях язычок качался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
3.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка»)
Воспитатель: - Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.
2. Основная часть.
(Дети сидят на стульчиках в полукруге)
Сюрпризный момент (звук извлекается из ноутбука)
Послушайте, дети, откуда звучит чья-то песенка? (воспитатель прислушивается).
У меня в руках коробочка, может оттуда всё время доносится песенка. Закройте глазки и послушайте - Ж-ж-ж.
Воспитатель: Кто поёт эту песенку?
Дети: Жук.
Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.
Воспитатель: Да, здесь действительно находится жук. Наверное, из-за такой необычно теплой зимы он проснулся и как-то попал сюда. И он постоянно жужжит. Может громко жужжать, может тихо.
Посмотрите, наш жук взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж.
Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?
Дети: Да!
Запомнили песенку жука? (да) Сейчас я проверю.
(индивидуальная работа)
Упражнение «Внимательные ушки»
Воспитатель: Оказывается песенка жука звучит так, как звук «Ж». Наши ушки слышат звук «Ж», а язычок произносит звук «Ж».
Как звучит песенка жука ?
Дети: Как произносится звук «Ж».
Воспитатель: Песня жука поётся так же как и песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом.
Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж».
Что вы слышите? (горлышко поёт эту песню).
А теперь приложите ладонь и спойте песню гуся. Поёт горло? (нет)
Воспитатель: Жук предлагает нам еще раз поучиться петь его песенку.
Воспитатель: Хорошо, жучок! Дети, как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Спойте песенку жука все вместе.
А теперь споет песенку Жука Дима и т.д. (индивидуальный подход).
А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки песенку жука споют тихо-тихо.
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в жуков:
Покружились, покружились
И в жучков мы превратились.
Пока звенит бубен, жучки «летают», когда бубен замолчит, жучки садятся на цветочек и жужжат. ( Дети «летают» по группе, приседают и жужжат)
- Какие хорошие жуки у нас получились, но нам пора превращаться в ребят:
Покружились, покружились
И в ребяток превратились.
А сейчас присаживайтесь за столы. Жучок для нас приготовил задания.
Задание 1. Упражнение «Волшебная дорожка» (чистоговорки)
Воспитатель: На столе жуки, друзья нашего жучка, только они почему-то ножки поджали, но это не беда. Давайте с помощью наших пальчиков сделаем «жукам» лапки и пусть они смело бегут по дорожке.
(Дети просовывают пальчики в дырочки и имитируют бег жука). Помогите жукам добежать до цветка, произнося при этом отчётливо : ж-ж-ж-ж-ж
(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»). Молодцы, дети, у каждого из вас жук очень хорошо жужжал.
Воспитатель: Как жужжал твой жук, Оля?
Воспитатель: А теперь следующее задание: возьмите карточки, на них изображены предметы, вам нужно положить красные кружочки на те предметы, в названии которых, вы услышите звук «ж». (жук, кот, живот, жаба, жилет, жёлудь, лодка, жираф, ракета).
(проводится дифференцированная работа с детьми по нахождению звука «Ж» в названии предметов, которые изображены на карточке)
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! Каждый из вас правильно определил звук «ж» в словах.
Автоматизация звука Ж в чистоговорках.
А теперь внимательно послушайте Жука, он будет начинать стихотворение, а мы продолжим.
Мы нашли в лесу ежа (звук извлекается из ноутбука) – дети: жа-жа-жа-жа!
Дали яблоко ежу – дети: Жу-жу-жу-жу
Ежик съел его уже - дети: Же-же-же-же
Нам животик покажи - дети: Жи-жи-жи-жи .
(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки.
Воспитатель: А теперь давайте встанем и чистоговорки не только расскажем, но ещё жуку их и покажем.
(Дети проговаривают чистоговорки с показом движений: топают; вытягивают руки, как угощают; поднимают плечи, как удивляются; гладят животик).
Воспитатель: А теперь, дети, все вместе расскажем Жуку отрывок из рассказа «Поющий букет». Я думаю ему понравится наш рассказ. Жука из рассказа будет показывать Дима.
Игра-драматизация отрывка из рассказа В.Бирюкова «Поющий букет»
Воспитатель: Летел жук по своим делам (ребенок-жук изображает летящего жука)
Ребенок-жук: (жужжал) «Ж-ж-жуть, как пить хочется».
Воспитатель: О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальный ответ);
Воспитатель: Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался. Тут я найду сок.
Ребенок-жук: «Здесь могу ж-ж-ж-ж-жажду утолить».
Воспитатель: Залез Жук в колокольчик, осмотрелся:
Ребенок-жук: «Красиво! Ж-ж-ж-жить можно!»
Воспитатель: Что прожужжал жук? (хоровой и индивидуальный ответ);
Воспитатель: Попробовал Жук усиками дно цветка, попил сок и весело ему стало и он сказал:
Ребенок-жук: Ж-ж-ж-жить можно»
Воспитатель: Но увидел жук детей, ох и напугался!.
Ребенок-жук: Ж-ж-ж-жуть! Куда я попал? Тут люди ж-ж-ж-живут!
Воспитатель: Дети, о чем жужжит сейчас жук? (хоровой и индивидуальный ответ);
Воспитатель: Нашему Жуку действительно пора улетать, потому что насекомые зимой что делают? (Спят).
3. Заключительная часть. Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Жука мы отпустили, но благодаря Жуку, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуком «Ж».
Воспитатель: Дети, жуку одному, наверное, скучно, давайте нарисуем пальчиками ему друзей. И отправим их жуку. Вы справитесь с этим заданием?
Дети: Да! (на длинном столе на обоях нарисованы жуки, «раскарас» крылышек сделают дети желтой краской).
Воспитатель: Какую краску мы будем использовать при раскрашивании.
Дети: Ж-ж-ж-желтую.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Какие задания Жука вам больше понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»
Цель занятия: Формирование навыков правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности.Задачи:- учить правильно и четко произносить в словах звуки [с], [сꞌ], [ж], [з].- закр...
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...
Конспект НОД по развитию речи(звуковая культура речи в младшей группе) Тема: «Ёжик в гостях у ребят»
Звуковая культура речи неотъемлемая часть нашей работы....
Занятие по развитию речи (звуковая культура речи)в средней группе"Знакомство Фили с транспортом"
Знакомство детей с транспортом. видами транспорта,его назначением....
Конспект по развитию речи (звуковая культура речи) на тему: "Знакомство Фили с транспортом" в средней группе "Тигрята"
.Конспект по развитию речи (звуковая культура речи) на тему: «Знакомство Фили с транспортом» в средней группе "Тигрята" Образовательная область: &l...
Занятие по развитию речи: звуковая культура речи в средней группе.
Учить детей чётко артикулировать звук «У» (изолированный, в словах), произносить его чётко, плавно, долго на одном выдохе; побуждать детей произносить звуки с разной громкостью; обогащать ...
Конспект по развитию речи «Звуковая культура речи „Звуки [З] и [З’]“ в средней группе, с элементами аппликации "ОДУВАНЧИК"
- познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук з-зь.-организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о первых весенних цвет...