Цели и задачи:
Упражнять детей в произношении изолированных звуков р и р`;
Закреплять произношение этих звуков в слоге, словах;
Дифференцировать произношение звуков р и р`;
Выработать интонационную выразительность речи;
Познакомить детей с русской народной потешкой;
Помочь им запомнить ее;
Развивать воображение и память детей;
Прививать любовь к животным.
Материалы: интерактивная доска.
Ход занятия.
В. Ребята, угадайте, кто пришел к нам в гости?
Длинный коготь, острый клык, (слайд 2)
Лютый нрав и грозный рык…
Лишь чуть -чуть совсем немножко,
Схож с домашней, рыжей, кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник, это? (тигр)
Д.
В.Правильно, ребята. А как тигр рычит? (слайд3)
Д. р-р-р-р-р-р-р-р
В. И даже в слове «тигр» есть песенка. Давайте попробуем спеть песенку тигра: р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. (слайд 4)
Хорошо, ребята, а у нашего тигра есть маленький сыночек. Как мы его назовем? (слайд 5)
Д.
В. Правильно тигренок. И рычит он не так сердито и громко, как взрослый тигр, а мягко и потише: во так р`-р`- р`-р`-р`-р`. Давайте попробуем спеть песенку тигренка. (слайд 6)
Молодцы.
В. А теперь повторяйте за мной ( дети проговаривают первые слоги и договаривают последний слог) (слайд 7)
Ра-ра-ра- начинается иг…(ра)
Ри-ри-ри- ты на тигра посмот…(ри)
Ру-ру-ру- будем мы играть в иг…(ру)
Ре-ре-ре- тигр не прячется в но…(ре)
В. Молодцы! А теперь я вам прочитаю русскую народную потешку, в которой есть и песенки тигра, и песенки тигренка, а вы послушайте внимательно. (прочитать в медленном темпе потешку «Ой, ребята, та-ра-ра» акцентировать внимание на звуках р и р`) (слайд 8)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная!
В. А теперь немножко отдохнем, физкультминутку проведем.
Физкультминутка. (слайд9)
В. Мы сейчас встанем около своих стульчиков, и вы будете повторять движения за мной.
Ой, ребята, та-ра-ра (хлопают в ладоши) (слайд 10)
На норе стоит гора, (имитировать движение руками) (слайд 11)
А на той горе дубок (скрестить пальцы и поднять руки над головой)
А на дубе воронок (показывают длинный нос)
Ворон в красных сапогах (наклоны с имитационными движениями)
В позолоченных серьгах (массируют мочки уха)
Сидит ворон на дубу (приседают)
И играет во трубу (имитация движения)
В. Молодцы, ребята! А теперь давайте еще раз повторим эту потешку с движениями, а вы будете мне помогать (дети помогают договаривать последние слова в строчке)
Д. дети повторяют, затем садятся на свои места.
В. А теперь давайте поиграем. Я буду показывать вам картинку, а вы попробуйте определить, какая песенка есть в этом слове: песенка тигра или песенка тигренка. Если в слове будет песенка тигра р-р-р-р-р, мы подарим картинку тигру, а если песенка тигренка р`-р`-р`-р`-р`, то тигренку. (слайд 12,13,14,15,16,17,18).
Д.
В. Итак, кто приходил сегодня к нам в гости? (слайд19)
Д. (тигр с тигренком)
В. Что мы делали?
Д. (пели песенку)
В. Какая песенка у тигра?
Д. произносят громко звук Р
В. Какая песенка у тигренка?
Д. произносят более мягко и тихо.