Обучение грамоте."Путишествие в страну грамоты"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие по обучению грамоте."Путишествие в срану грамоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuch_gr.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Югорка»
«Путешествие в страну Знаний».
/конспект комплексного итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Птичка»
Составила и провела:
Фирсова В.Н.
2024г
Развитие речи с элементами обучения грамоте.
Тема: « В гости к королеве знаний!»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тематические модули: «Обучение грамоте», «Развитие речи».
Программное содержание:
Выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.
Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, ставить в словах ударения.
Закрепить умение делать звуковой анализ слова.
Упражнять в умении подбирать к слову родственные слова.
Развивать фонетический слух и внимание.
Развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять предложения из слов, пользуясь схемой.
Развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.
Упражнять детей в умении составлять рассказ из предложений..
Формировать навыки совместной работы , работы у доски.
Воспитывать желание учиться, ответственно относиться к выполнению заданий, дорожить дружбой.
Приемы и методы:
проблемная ситуация, сюрпризный момент, загадки, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, работа у доски, работа в тетрадях , физ.минутка, дидактические игры , вопросы – ответы, рассуждения и выводы детей.
Материалы к занятию:
письмо от Королевы страны Знаний, посылка со школьными принадлежностями, предметные картинки, схемы предложений, конверты с наборами слов для составления предложений, карточки-схемы для слова «ручка», цветные фишки для каждого ребёнка, рабочие тетради в клетку, простые карандаши, взаимоконтроль.
Предварительная работа:
игровые упражнения и дидактические игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, выделять голосом ударнуй звук, определять ударный слог, составлять из слов предложения, из предложений рассказ; упражнения на умение подбирать к слову родственные слова и прилагательные к существительным; разгадывание ребусов и кроссвордов; чтение слоговых таблиц, слов, коротких предложений и текстов; разучивание пальчиковой гимнастики «Скоро в школу мы пойдем» и физ. минутки к занятию; работа в тетрадях по печатанию букв и слов; домашнее задание – найти пословицы и поговорки о дружбе.
Ход занятия:
Воспитатель звенит колокольчиком и дети собираются вокруг воспитателя.
Мой звонок звенит, заливается,
И ребята вокруг меня собираются.
- Дети, давайте возьмёмся за руки сделаем круг.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Улыбнитесь, дети друг другу и подарите улыбки гостям.
Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо, Давайте прочитаем его.
«Мои дорогие юные друзья! Я, Королева Знаний, приглашаю вас в гости, в мою страну Знаний. Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте и развитию речи. В стране знаний вас ждут интересные задания, которые вам предстоит выполнить. Хочу быть уверена, что вы готовы к школе. Желаю вам удачи!»( Покажем мы королеве знаний ,чему мы научились?Да)
Присаживайтесь поудобнее.
-Ну что, ребята, вы готовы отправиться в страну Знаний?( Да) Для начала отгадаем загадки о жителях страны Знаний , проведём разминку для ума:
1. Один мягкий и свистит
Другой, твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…(звук)
2.Чёрные птички
На белой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает…(буквы)
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…(слог)
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу,
Если буквы в ряд сложу,
То его потом прочту…(слово)
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложенье
То получу я …(предложение)
Все загадки отгадали и в волшебную страну попали.
( звучит волшебная музыка)
- Вот мы, кажется, и попали в страну Знаний. Ребята и у королевы знаний для вас есть задания .Будем выполнять?(Да)
Отгадайте загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй …
Ответ: Алфавит
Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме. Звук мы слышим и произносим..
Воспитатель: Чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим и пишем.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки при произношении не встречают препятствие их можно петь.( читаем все гласные)Мы отмечаем красной карточкой.
Воспитатель: А вот с согласные звуки при произношении встречают препятствие при произношении.( проговорить пример)Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.
Воспитатель: Спасибо!
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, Твердые мы отмечаем синей карточкой а мягкие согласные зеленой.
- это посылка от Королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке.
(достаёт из посылки: тетрадь, азбуку, карандаши, ручку, пенал, ластик.
)
- Что это? Как назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежностиГде они нам будут нужны?(В школе))
А вот и следущее задание задание:
Ребята, следущем задание:Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова:
тетрадь, азбуку, карандаши, ручку, пенал, ластик.
(Дети разбирают слова на слоги.)
Воспитатель: Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем и проведем
Офтальмолог.
Нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:
Пишем ею мы в тетрадку
Буквы по порядку,
Очень нужная нам штучка,
А зовется просто… (ручка).
Дети: Ручка.
Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе в слух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.
(Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» в слух.)
Воспитатель: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?
Дети: 5 букв и 5 звуков.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка.
(Составим модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка»
Дети: Звук [Р].
Воспитатель: кто даст характеристику этому звуку?
Дети: Звук Р – согласный, твердый.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове
Дети: Звук [У].
Воспитатель: охарактеризуйте этот звук?
Дети: Звук [У] – гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.
Воспитатель: какой третий звук в этом слове?
Дети: Звук [Ч].
Воспитатель: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?
Дети: Звук [Ч] – согласный, мягкий.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука?
Дети: Нужна фишка зеленого цвета.
Воспитатель: какой следующий звук в этом слове, после звука Ч?
Дети: Звук [К].
Воспитатель: Нам нужна характеристика звука [К]?
Дети: Звук[К] – согласный, твердый.
Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?
Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета.
Воспитатель: Остался последний звук в этом слове, Что это за звук?
Дети: Это звук [А].
Воспитатель: Какой он? Дайте ему характеристику.
Дети: Звук [А]– гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишка будет для этого звука?
Дети: Фишка красного цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А тепрь мы составим преддложение со словом ручка и запишем схемы предложений. Мне купили новую ручку../- --.
Воспитатель:Молдцы.
Мы отправляемся дальше и следущее задание.
Воспитатель.
Назовите слова обратные по значению антонимы:
День-ночь,сухой-мокрый,большой-маленький,длинный-короткий,Чистый-грязный.
Воспитатель-молодцы.Вы хорошо справились с заданиеми .
Физминутку:
Теперь немного отдохнем,
Физкультминутку проведем.
Все сейчас тихонько встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, вниз,
Повернулись влево, вправо
Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза
Следущее задание: Схемы предложений со словом ручка.
Следущее задание!Игра Доскажи словечко.
***
3.Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно…(карандаш)
***
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).
Воспитатель.Молодцы.И еще одно задание.
***
Чтение слогов
.На мольберте.А теперь игра:
Игра « Прочитай слоги»
Нам с тобой пришёл черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…..низко
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь……..близко
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь…… пол
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты ….нашёл
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты…….храбрец
Теперь начало я скажу, ну, отвечай …конец
И еще одно задание:«Составь рассказ по картинкам. Скоро в школу.
Дети работают за столами . Воспитатель обращает внимание детей, что из предложений получился рассказ и просит одного или двух детей пересказать его, соблюдая последовательность предложений
1.ПОКА Я хожу в деский сад.
СКОРО Я ПОЙДУ В ШКОЛУ.
И БУДУ УЧИТЬСЯ.
Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ
МНЕ КУПИЛИ ранец..
В школу я возьму с собой школьные принадлежности….
Воспитатель хвалит детей.
Следущее задание. Раскась картинку Школа.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, для вас какими были задания? Что больше всего вам понравилось? Воспитатель: - Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний Я думаю королеве знаний очень понривились ваши ответы .Она Вам прислала сюрприз..В добрый путь !Вас ждет школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты» в подготовительной к школе группе
Данное ОС имеет следующие программные задачи: учить детей проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех пройденных п...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты»
Образовательное событие с детьми .Закрепдение полученных раннее знаний: ударение в словах и чтение их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех прой...
Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте: «Путешествие в страну грамоты».
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».Задачи:Обучающие:- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и на...
Конспект итоговой НОД в подготовительной группе по обучению грамоте « Путешествие в страну Грамота», 2021 г.
Обучать грамоте дошкольника можно и нужно с использованием игровых методик. Данное занятие выстроено в форме увлекательного путешествия. Сначала учащиеся попадают в сказку к Бабе Яге и клу...
Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамота»
Материал будет интересен воспитателям ДОУ...
Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамота»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)...