Конспект итоговой НОД в подготовительной группе по обучению грамоте « Путешествие в страну Грамота», 2021 г.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Жердецкая Анна Александровна

Обучать грамоте дошкольника можно и нужно  с использованием игровых методик. Данное занятие выстроено в форме увлекательного путешествия. Сначала учащиеся попадают в сказку к Бабе Яге и  клубочек помогает им ответить на сложные лингвистические вопросы: из чего состоит речь, предложение, слово?  Волшебный сундучок откроется лишь тогда, когда дети осознают разницу между звуками и буквами. А игра "Найди свой вагон" позволяет познакомиться с процессами оглушения  звонких согласных в конце слова. Заинтригованы? Приглашаем вас в  путешествие в страну Грамота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жердецкая А.А. 28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итоговой НОД в подготовительной группе

по обучению грамоте « Путешествие в страну Грамота»

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты.

Задачи:

Образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме «Весна»,закрепить умение дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, подбирать к ним соответствующую слоговую дорожку, упражнять в определении места звука в слове, продолжать работать над звуковым анализом слов и звуковой схемой.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, мышление, развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением под музыку, развивать связную речь, совершенствовать умение отвечать полным предложением.

Воспитательные: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, воспитывать активность и инициативность, умение работать в коллективе, слушать товарищей, слышать и правильно выполнять речевые инструкции педагога, воспитывать интерес к школьным занятиям.

Методические приёмы:

Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий , слайдов;

Приемы: показ предметов (клубок ниток, сундучок, паровозик), показ способа действия,

Словесные методы: беседа, объяснение, рассказы воспитателя и детей; предварительные и обобщающие беседы.

Приемы: вопросы,  указания, пояснение, объяснение.

Игровые методы: дидактическая ига, воображаемая ситуация.

Приемы: введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, выполнение игровых действий.

Практические методы: упражнения на закрепление пройденного материала.

Интерактивные технологии.  

Использование ИКТ

Предварительная работа:

* проведение НОД по обучению грамоте;   * чтение художественной литературы: русская народная сказка про Бабу Ягу; разучивание стихотворения В.Берестова «Как хорошо уметь читать»;* проведение занимательных дидактических игр, головоломок, ребусов;* беседы на этические темы: «Как вести себя в гостях и дома»; «Дружба мальчиков и девочек»; * физкультминутки.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация «Игровое путешествие», музыкальные треки: «АБВГДЕЙКА», физкультминутка «Давай вот так»; фишки по ЗКР, клубок ниток, сундучок, набор букв и слогов,предметные картинки для игр «Веселый паровозик», «Высокая гора»; простые карандаши и  бумага в клетку по числу детей.

Условные сокращения, принятые в конспекте:

В – воспитатель.

р. н. с. -

Ход НОД:

I. Организационный момент.

 (Дети, взявшись за руки,  заходят в группу и здороваются.)

В: Ребята, сегодня  на занятии мы не одни, к нам пришли гости,  давайте поприветствуем друг друга.

Скажем, здравствуйте друг другу!

Нам здороваться не лень.

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Доброе утро!

II Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

В: Ребята, присядем на ковер.  К нам сегодня в группу почтальон принес вот это  письмо. Давайте его  прочтем.

«Здравствуйте, ребята!

Вас приветствует Грамматика. Я знаю, вы любите путешествовать,  поэтому  приглашаю вас посетить мою страну Грамоту. Здесь вас ждут занимательные приключения.  В конце увлекательного путешествия вас ждет сюрприз. Желаю удачи!»

В:  - Ну, кто из вас не боится попасть в загадочную страну прямо сейчас?

Дети: Мы!

В:-С собой возьмем только самое необходимое,  в нашем случае – это тот багаж знаний, который мы приобрели за весь учебный год.

 Итак, закрывайте глаза.

( Дети  закрывают глаза, потом открывают  и смотрят в центр круга.)

В:- Смотрите, клубок ниток. Вы не догадываетесь, зачем он тут?        

 (Предположения детей).

2. Беседа « Из чего состоит наша речь?»(Слайд 1.Сказка про Бабу Ягу).

В:-В сказочном мире клубок -  вещица волшебная. Клубок как компас! С ним никто не пропадёт! «А нитки - то, видать, с рубахи Васильчиковой маменькой связанной, благословенной…»(отрывок из р.н. с). Значит, нам нечего бояться. Пусть тогда этот клубок нам  путь укажет!

Тот, к кому прикатится клубок, должен дать ответ на поставленный вопрос, а затем  покатить его дальше, приговаривая:   «Ты катись, катись, клубочек, приведи в тот закуточек».

(Дети друг другу перекатывают клубок и отвечают на вопросы по дисциплине «Грамота»).

- Из чего состоит наша речь?

-Наша речь состоит из предложений.

- Из чего состоит предложение?

- Из слов.

- На какие части делятся слова?

-Слова делятся на слоги.

- Слоги делятся?

- На звуки.

- На какие две группы можно разделить все звуки речи?

- На согласные и гласные.

- Какие звуки называют  согласными?  

            - Это те звуки, которые нельзя пропеть и которые на своем пути встречают преграду.

В: - Давайте вспомним стихотворение.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В:- Какие звуки называют гласными?

         Дети: -  Это те звуки, которые можно пропеть и которые не встречают на своем пути препятствия, преграду.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет,

Звук получается гласный.

В:- Ребята, посмотрите, какую длинную, извилистую дорогу нам пришлось пройти. Идем дальше?

(Дети встают и выстраиваются в ряд, смотрят на сундучок и хором выполняют задание)

3. Беседа « Чем отличаются буквы от звуков?»(Слайд 2.«Сундучок»).

В: - Посмотрите какой сундучок! Чтобы его открыть, вам нужно, угадать  все гласные звуки, которые я буду беззвучно артикулировать: [а], [о], [у], [ы],[ э], [и].

В:- Сколько же   гласных звуков в русском языке?

Дети: Шесть.

 (Воспитатель открывает сундучок, дети заглядывают в него.)

В:- Что лежит в сундуке?

Дети: Буквы.

В:- Чем буквы отличаются от звуков?

Дети: - Буквы - мы  пишем, читаем. Звуки - мы слышим и произносим.

В:  - Давайте по очереди достанем картинки с изображением букв и узнаем  сколько же  гласных букв есть в русском языке?

(Дети достают по одной  букве и называют ее.)

В:  - Итак, сколько  гласных букв, в русском  алфавите?

Дети: Десять.

 В:Мы помним, что буква является домиком для звука. Например: Звук [Б] живет в домике (Б-е), звук [В] живет в домике (В-е).

4. Музыкальная минутка.  (Слайд 3.«Абвгдейка»).

В: -  Давайте сейчас с АБВГДЕЙКОЙ споем простую песенку.  

(Звучит аудиозапись песенки «Алфавит», после чего дети садятся за столы.)

5.  Дидактическая  игра «Найди свой вагон» (определяем местоположение звука). (Слайд 4.«Веселый паровозик»)

(Воспитатель открывает доску, где изображен   «Веселый паровозик»).

В: -  Ребята, мы пришли на станцию Звукоряд, дальнейший путь мы проделаем по железной дороге. Внимание! Внимание! Поезд отправляется через 5 минут!

Ребята, давайте поможем рассадить пассажиров с их багажом в свои вагончики.

В первом вагоне мы рассадим тех пассажиров, у которых звук [К] слышим вначале слова, в последнем вагоне - у кого звук [К]  -  в конце слова. А теперь догадайтесь, в каком вагоне поедет пассажир, если звук [К] слышится в середине слова?   Если же в слове нет звука [К], постарайтесь это слово произнести ласково. Например, слово ПЕТУХ. Петух - петушок!  Звук [К] я слышу  в конце слова, а значит, мой пассажир поедет в последнем вагоне.

В:- Вот мы и приехали!

6. Дидактическая игра «Высокая гора» (делим слово на слоги).

(Слайд 5. «Высокая гора»).

В:  - Ничего себе гора! Не гора, а горища! Ребята, чтобы попасть на вершину горы, нам нужно слова разбить на слоги.

(Дети берут специальные карточки).

В:- Ребята, на ваших карточках есть четыре яруса. Верхний из них имеет одно окошко, значит, сюда нужно положить такую картинку, на которой изображен предмет, в названии которого только один слог.   Если  в слове  два слога, то соответственно, кладем картинку  на второй ярус, где два окошка. Например, на картинке изображена капуста. В слове КА-ПУС-ТА  три слога, картинку с изображением капусты  кладу на третий ярус. Тот, кто выполнит работу, поднимет руку. И помните! Тот, кто будет отвлекаться, может сорваться с горы и покатиться  вниз, поэтому будьте очень внимательны.

(Дети выполняют задание).

7. Дидактическая игра + физкультминутка « По кочкам через болото» ( читаем по слогам). (Слайд6. «Болотистая местность»).

В:  - Ребята, мы очутились у болота. Чтобы пройти этот участок, нам нужно переступать с кочки на кочку. А кочки,  непростые, а СЛОГОВЫЕ, а значит, их нужно прочитать.

(Дети, переступая с кочки на кочку, читают слоги.)

В:  - Как хорошо, что все смогли пройти этот опасный участок. Что же нас ждет впереди?

8. Беседа   с грамматическим заданием « Весна»(проводим звуковой анализ слова, расширяем словарный запас).

В:- Давайте достанем свои невидимые бинокли и посмотрим вдаль.

(Дети смотрят на экран.)

В:- Какое время года мы наблюдаем?

Дети: -Сейчас время года – весна.

(Дети опускают невидимые бинокли, слушают звуки весны.)

В:  - Я слышу чей-то веселый смех, давайте поиграем с нашими новыми друзьями!

 9. Музыкальная пауза + физкультминутка  «Давай вот так».

В: -Ребята, вы видите то, что и я? Надо же, коробка конфет! Посмотрим, что там внутри?  

(Внутри коробки лежат звуковые фишки)

В: А конфетки-то, необычные, а ЗВУКОВЫЕ.  Прежде чем выполнить звуковой анализ слова, перечислите, ребята, все весенние месяцы.

Дети: - Март, апрель, май.

(Дети садятся за столы и выполняют звуковой анализ слов: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ).

В: - Ребята, ну, никак не хочет отпускать нас весна. Для нас она приготовила удивительные  предложения, вот послушайте их.

1. Яркое весеннее солнце освещает землю.

В:- Ребята, каким еще бывает солнышко?

Дети: - Яркое, теплое, нежное, ласковое, жаркое, нежаркое, весеннее, родное, раннее.

2. Зажурчал в овраге говорливый ручеек.

В:- Каким бывает ручей?

Дети: Широкий, чистый, журчащий, холодный, небольшой, прозрачный, быстрый, узкий, лесной,  извилистый.

3. Выглянула нежная травка.

В: - Давайте это и другие предложения постараемся записать на листке в клеточку.

(Дети составляют схемы предложения).

10.«Прочитай-ка» (читаем текст о весенних работах, декламируем стихотворение).

- Ребята, в стране Грамота, мы многое увидели и услышали, но пришло время возвращаться в группу.  А чтобы вернуться, нам нужно самостоятельно прочитать небольшой рассказ. (Дети, по очереди, читают рассказ о весенних работах).

В:- Так и хочется сказать: « Как хорошо уметь читать!»

(Ребенок  рассказывает стихотворение «Как хорошо уметь читать» В. Берестова)  

III. Итог  путешествия в страну Грамота.

В:- Ребята, мы сегодня путешествовали не только по горам и болотам, закрепили знания,  чем отличаются буквы от звуков.   Вы начали читать слоги, а закончили целым текстом. И вы прочитали его сами! Грамматика не прощается с вами, а говорит вам: «До новых встреч!»

(Детям вручается дидактическая игра «Поиграй с буквами».)

Спасибо за внимание.

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе ДОУ. Тема: «Путешествие в страну знаний»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе ДОУ.Тема: «Путешествие в страну знаний»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное ...

Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте: «Путешествие в страну грамоты».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».Задачи:Обучающие:- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и на...

КОНСПЕКТ мини — спектакля в подготовительной логопедической группе ТЕМА: «Путешествие в страну Грамота»

Данный материад будет интересен учителям-логопедам дошкольных учерждений...