Развитие связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста посредством составления рифмующихся строк, коротких стихов – лимериков
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Овчинникова Оксана Владимировна

Занятие по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение Управление образования

Ковдорского муниципального округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ковдорского муниципального округа «Детский сад №14 «Солнышко»

Муниципальный семинар-практикум

«Современные  технологии в развитии связной речи

у детей дошкольного возраста»

Конспект занятия

Тема

«Развитие связных высказываний у  детей старшего дошкольного возраста посредством составления рифмующихся строк, коротких стихов – лимериков»

Овчинникова Оксана Владимировна

воспитатель

апрель 2023г.

Конспект занятия по речевому развитию  в старшей группе: «Стихи с клоуном».

Цель: повышать уровень сформированности связных высказываний у детей посредством составления рифмующихся строк, коротких стихов – лимериков.

Задачи:

- упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов;

    -  развивать умение говорить предложениями;

    -  развивать логическое мышление;

    -  формировать умение детей создавать варианты рифмующихся текстов;

    -  продолжать закрепить знания о рифме,

    -  создавать положительное эмоциональное состояние у детей.

Материал: кукла-клоун (би- ба- бо), набор картинок с рифмующимися изображениями, карточки для составления рифмованных строк.

Ход занятия:

   Дети сидят на стульях поставленных полукругом. Звучит весёлая музыка.

Воспитатель вносит игрушку – клоуна (би-ба-бо).

   Клоун:

 - Ух, наконец-то я до вас добрался. Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются.

   Клоун:

- А теперь, давайте поздороваемся по- другому. (Предлагает варианты: здороваемся плечиками, глазами (подмигиваем друг другу), мизинцами).

   Клоун:

- Я вижу, что вы очень дружные и весёлые ребята. Значит, вы мне поможете.

Я очень люблю сочинять рифмованные строчки и стихи, только не всегда у меня это получается.

Вот послушайте: - Да - да- да чистая вода, ду - ду - ду ловим рыбу мы в пруду, а дальше не получается, помогите мне жа – жа – жа мы нашли …(ответы детей),

за-за-за летает …,  ко- ко- ко ушли мы …, чу- чу-чу сейчас я …, ша-ша-ша каша…,

ци-ци-ци все мы… .

   Клоун:

- Молодцы, как здорово у вас получилось. Давайте ещё поиграем. Я раздам  вам картинки, а вы,  найдёте картинку, которая рифмуется с той, которая у вас. Картинки - рифмы я успел развесить по вашей группе (например: шкаф- жираф, ложка - кошка).

   Игра «Складные картинки».  Дети находим картинки, рифмующиеся с их картинками. Приносят их клоуну, озвучивают.

   Клоун:

 - Спасибо, ребята. Мне теперь будет очень просто сочинять стихи.

Посмотрите, что у меня есть: показывает карточки с  тремя картинками (стрекоза, бегемот, коза), сочиняет стихотворение. Над прудом парит стрекоза, а по полю гуляет бегемот (намеренно ошибается).

   Воспитатель:

- Клоун, что-то какое-то не правильное получается стихотворение. Ребята, давайте поможем клоуну составить стихотворение, чтобы оно звучало, было в рифму.

 Игра «Составь стихотворение».

Дети помогают клоуну. Клоун благодарит детей.

   Клоун:

- Ух, что-то я устал. Может быть, мы с вами потанцуем?

   Видео - физминутка.

Чударики – самолёт.

   Клоун:

 - Продолжаем веселиться. Посмотрите, мои пальчики на руках поссорились. Помогите мне их помирить.

Пальчиковая гимнастика «Помирились»

 Два больших пальца спорят: (дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью)
Кто главней из них двоих? (вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать)
Не дадим случиться ссоре,
И помирим тут же их (сцепляют большие пальцы друг с другом).

   Раздаются звуки (шум моря).

   Клоун:

- Какой приятный звук, а что это звучит?

Дети помогают клоуну. Говорят что звучит.

Игра «Угадай, что звучит». Дети распознают звуки природы: шум дождя, хруст снега под ногами, звуки ветра.

     Клоун:

 - Ребята, с вами было очень весело. Жаль, что мне пора уходить. Давайте вместе придумаем стихотворение про наше интересное занятие, и я заберу его на память.  

С    чего - же мы начнём сочинять стихотворение?  

Я предлагаю начать со слов:

 -Жили – были…

Дети при помощи клоуна и воспитателя (используются наводящие вопросы) составляют лимерик по схеме:

Жили – были …(объект)

Какой?

Что делали?

Вывод.

   Воспитатель записывает и озвучивает результат.

Жили – были весёлые ребята,

Они резвились, как зайчата,

В слова ребята  вместе  играли,

Стихи обо всём сочиняли.

Вот какие дружные ребята!

Дети вместе с клоуном повторяют стихотворение 2-3 раза.

   Клоун:

 - Вот какой весёлый стишок получился! Спасибо вам за помощь. Сегодня вы меня научили подбирать рифмы и сочинять стихи. Пойду и научу своих друзей рифмовать слова. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ДИ»

Статья содержит теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а так же обобщается практический материал по данной теме. Развитие мелкой моторики рук име...

ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1.      Создать условия дл...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

Презентация проекта «Активизация связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа»

В отличие от традиционного подхода ведения занятия, при котором формируются стороны речи (звуковую культуру речи, лексическую и грамматическую),дополнительно я использую модули «Аудирование&raqu...