Развитие связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста посредством составления рифмующихся строк, коротких стихов – лимериков
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Овчинникова Оксана Владимировна

Занятие по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение Управление образования

Ковдорского муниципального округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ковдорского муниципального округа «Детский сад №14 «Солнышко»

Муниципальный семинар-практикум

«Современные  технологии в развитии связной речи

у детей дошкольного возраста»

Конспект занятия

Тема

«Развитие связных высказываний у  детей старшего дошкольного возраста посредством составления рифмующихся строк, коротких стихов – лимериков»

Овчинникова Оксана Владимировна

воспитатель

апрель 2023г.

Конспект занятия по речевому развитию  в старшей группе: «Стихи с клоуном».

Цель: повышать уровень сформированности связных высказываний у детей посредством составления рифмующихся строк, коротких стихов – лимериков.

Задачи:

- упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов;

    -  развивать умение говорить предложениями;

    -  развивать логическое мышление;

    -  формировать умение детей создавать варианты рифмующихся текстов;

    -  продолжать закрепить знания о рифме,

    -  создавать положительное эмоциональное состояние у детей.

Материал: кукла-клоун (би- ба- бо), набор картинок с рифмующимися изображениями, карточки для составления рифмованных строк.

Ход занятия:

   Дети сидят на стульях поставленных полукругом. Звучит весёлая музыка.

Воспитатель вносит игрушку – клоуна (би-ба-бо).

   Клоун:

 - Ух, наконец-то я до вас добрался. Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются.

   Клоун:

- А теперь, давайте поздороваемся по- другому. (Предлагает варианты: здороваемся плечиками, глазами (подмигиваем друг другу), мизинцами).

   Клоун:

- Я вижу, что вы очень дружные и весёлые ребята. Значит, вы мне поможете.

Я очень люблю сочинять рифмованные строчки и стихи, только не всегда у меня это получается.

Вот послушайте: - Да - да- да чистая вода, ду - ду - ду ловим рыбу мы в пруду, а дальше не получается, помогите мне жа – жа – жа мы нашли …(ответы детей),

за-за-за летает …,  ко- ко- ко ушли мы …, чу- чу-чу сейчас я …, ша-ша-ша каша…,

ци-ци-ци все мы… .

   Клоун:

- Молодцы, как здорово у вас получилось. Давайте ещё поиграем. Я раздам  вам картинки, а вы,  найдёте картинку, которая рифмуется с той, которая у вас. Картинки - рифмы я успел развесить по вашей группе (например: шкаф- жираф, ложка - кошка).

   Игра «Складные картинки».  Дети находим картинки, рифмующиеся с их картинками. Приносят их клоуну, озвучивают.

   Клоун:

 - Спасибо, ребята. Мне теперь будет очень просто сочинять стихи.

Посмотрите, что у меня есть: показывает карточки с  тремя картинками (стрекоза, бегемот, коза), сочиняет стихотворение. Над прудом парит стрекоза, а по полю гуляет бегемот (намеренно ошибается).

   Воспитатель:

- Клоун, что-то какое-то не правильное получается стихотворение. Ребята, давайте поможем клоуну составить стихотворение, чтобы оно звучало, было в рифму.

 Игра «Составь стихотворение».

Дети помогают клоуну. Клоун благодарит детей.

   Клоун:

- Ух, что-то я устал. Может быть, мы с вами потанцуем?

   Видео - физминутка.

Чударики – самолёт.

   Клоун:

 - Продолжаем веселиться. Посмотрите, мои пальчики на руках поссорились. Помогите мне их помирить.

Пальчиковая гимнастика «Помирились»

 Два больших пальца спорят: (дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью)
Кто главней из них двоих? (вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать)
Не дадим случиться ссоре,
И помирим тут же их (сцепляют большие пальцы друг с другом).

   Раздаются звуки (шум моря).

   Клоун:

- Какой приятный звук, а что это звучит?

Дети помогают клоуну. Говорят что звучит.

Игра «Угадай, что звучит». Дети распознают звуки природы: шум дождя, хруст снега под ногами, звуки ветра.

     Клоун:

 - Ребята, с вами было очень весело. Жаль, что мне пора уходить. Давайте вместе придумаем стихотворение про наше интересное занятие, и я заберу его на память.  

С    чего - же мы начнём сочинять стихотворение?  

Я предлагаю начать со слов:

 -Жили – были…

Дети при помощи клоуна и воспитателя (используются наводящие вопросы) составляют лимерик по схеме:

Жили – были …(объект)

Какой?

Что делали?

Вывод.

   Воспитатель записывает и озвучивает результат.

Жили – были весёлые ребята,

Они резвились, как зайчата,

В слова ребята  вместе  играли,

Стихи обо всём сочиняли.

Вот какие дружные ребята!

Дети вместе с клоуном повторяют стихотворение 2-3 раза.

   Клоун:

 - Вот какой весёлый стишок получился! Спасибо вам за помощь. Сегодня вы меня научили подбирать рифмы и сочинять стихи. Пойду и научу своих друзей рифмовать слова. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ДИ»

Статья содержит теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а так же обобщается практический материал по данной теме. Развитие мелкой моторики рук име...

ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1.      Создать условия дл...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами...

Презентация проекта «Активизация связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа»

В отличие от традиционного подхода ведения занятия, при котором формируются стороны речи (звуковую культуру речи, лексическую и грамматическую),дополнительно я использую модули «Аудирование&raqu...