ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
1. Создать условия для уточнения и систематизации знаний детей о весне.
2. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (речевое развитие). Формировать навыки связной речи, расширять словарный запас детей.
3. Развивать воображение, внимание, слуховую и зрительную память; мелкую моторику рук.
4. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
5. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
6. Воспитывать культуру общения.
Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, творческо – практическая деятельность
Методы и приёмы: проблемно – поисковый, практический, наглядный, словесный, игровой.
Технологии: Игровая технология (сюжетная форма проведения ООД). Социоигровые технологии (коллективное дело, работа в малых подгруппах, самопрезентация). Здоровьесберегающая.
Материалы и оборудование: мнемотаблица «Весна», сюжетные картины о весне для демонстрации; музыкально сопровождение; магнитные доски, магниты, клеенки, салфетки, солёное тесто и пластилин (на выбор), стеки.
Предварительная работа: чтение художественных литературных произведений: В. Даль «Старик – годовик», Г. Скребицкий « Весна», В. Бианки «Синичкин календарь» («Март», «Апрель», «Май») р.н.с. «Снегурочка» (в обр….) , Ю. Коваль «Русачок - Травник», фольклорные и обрядовые песни о весне, чтение и заучивание стихов о весне:
В. Жуковский «Жаворонок», А. Майков «Ласточка», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», А. Фет «Уж верба вся пушистая», А. Плещеев «Весна», Е. Серова «Подснежник», П. Соловьёва «Подснежник», В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка»,
С. Городецкий «Весенняя песенка», Я. Аким «Апрель».
Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Март», «Большая вода», книжных иллюстраций и фотографий с изображением весенней природы. Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах.
Слушание музыки П. Чайковского «Подснежник», из цикла «Времена года» «Март. Песня жаворонка», «Весенний вальс»- Ф. Шопена
Рисование весенней природы во время организации образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию и самостоятельной художественной деятельности.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое.
Ход ООД.
1. Вход под музыку музыка Чайковского "Времена года".
2. Звучит тихо мелодия П.И.Чайковского «Подснежник».
Психогимнастика «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро!- солнцу и птицам.
Доброе утро!- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
Доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
3. Сюрпризный игровой момент: в зал входит Снегурочка (у неё в руках книга)
Воспитатель: Здравствуй, Снегурочка! Не ожидали мы тебя увидеть весной. Что с тобой случилось, почему ты грустная?
Снегурочка: Дедушка Мороз прочитал мне одну интересную сказку, и очень мне захотелось Весне помочь … А как - не знаю.
Воспитатель: Ребята, что же делать? Снегурочка, мы с ребятами тебе постараемся помочь
Снегурочка: Спасибо.
Воспитатель: Но сначала сказку твою прочитаем.
«Жили-были четыре сестры – красавицы, четыре времени года. Вам они знакомы?
Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.
Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Жили они дружно, каждая приходила в свою очередь. У каждой были свои секреты и волшебные предметы. У Лета – корзинка с ягодами и цветами. У Осени - волшебные краски и кисть. У Зимы – белое покрывало, сотканное из снежинок и метелей. А у Весны – золотые ключи, которыми она открывала себе дорогу. Но вот пришла очередь Весны, и увидела она, что ключи не золотые, как прежде, а ржавые. (Без колдовства здесь не обошлось!) Злой волшебник заколдовал их, поэтому весна не может с Летом встретиться.
- Ну что, ребята, какие будут предложения? Попробуем Весне помочь?
- Поможем расколдовать ключи.
Ключ 1. «Чудо, которое поможет победить холод!»
На доске - картинки: КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ, БАТАРЕЯ.
Воспитатель: Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?
(Доказательные ответы)
Ключ 2.
Воспитатель:
Составляем рассказ, используя мнемо картинки по теме «Весна». Каждое предложение должно начинаться со слова «весной». (Дети берут картинки по одной на выбор. Посовещавшись, устанавливают очерёдность. Общий для всех – последний вопрос – задание)
1. Весной солнце стало подниматься выше, светить ярче, становится теплее. День стал длиннее, а ночь короче.
2. Весной на крышах домов вырастают сосульки, начинается капель.
3. Весной тает снег, на земле появляются лужи, бегут ручейки.
4. Весной на проталинах вырастают первые весенние цветы - подснежники.
5. Весной из тёплых стран прилетают птицы: грачи, скворцы, кукушки, ласточки, журавли, утки.
6. Весной просыпаются медведи, ежи, насекомые, а зайцы и белки меняют шубку на летнюю.
7. Весной на деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Весной появляется зеленная травка.
8. Весной люди надевают легкую одежду. Начинаются работы в садах и огородах.
9. (Общий) Я очень люблю весну, потому, что… (Дети сами придумывают предложение и заканчивают рассказ)
Ключ 3. Пословицы и поговорки.
-- Какие весенние месяцы вы знаете?
У весны 3 месяца - март, апрель, май – их не забывай.
-- О каком месяце говорят, что он весну встречает, а с зимой борется?
В народе его называли (четвёртый лишний): «носогрей». «зимобор», «капельник», «протальник».
Какая пословица говорит о борьбе зимы и весны?
Какое стихотворение говорит об этом же? (Чтение детьми наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»)
-- О каком месяце загадка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Задание: Восстановить картинную дорожку (мнемодорожку)
В народе его называли (четвёртый лишний): «снегогон», «водопол», «цветень», «медведебуд»
-- О каком месяце говорят, что он леса наряжает, лето в гости поджидает?
В народе его называли (четвёртый лишний): «травень», «листопуск», «песенник», «…» - Почему?
Ключ 4.
Загадка.
«Первый вылез из темницы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький». (Подснежник.)
Это первый весенний цветок. А какие цветы появятся чуть позже, но тоже называются первоцветами?
(Собрать пазлы, назвать цветы: мать-и-мачеха, одуванчик, фиалка, прострел или сон – трава, медуница, ветреница)
Дети рассказывают стихи о первоцветах.
Ландыши .
В майский день в лесной глуши
Зацветают ландыши.
Вы цветы в лесу найдите,
Любоваться приходите.
Фиалка.
На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
Мать –и-мачеха.
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных стебельках –
Круглые комочки.
Ветреница.
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Одуванчик.
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит одуванчик.
Прострел.
Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но - внимательней смотри -
С жёлтым солнышком внутри!
Медуница.
Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклониться.
Подснежник.
(Л. Яхник)
Синее небо, синие тени.
Синие тени сбросили лёд.
Синий подснежник,
Житель весенний,
На синей проталинке
Смело растёт.
Физминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
(Потягивания – руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда,
(Дети машут руками, изображают ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(наклоны)
А потом опять встают,
И по - прежнему цветут.
Ключ 5. Загадка:
Весенний луч коснулся крыш,
Сосульки заискрились,
А стаи перелётных птиц
На гнёзда возвратились.
Задание: кроссворд.
1. | с | к | в | о | р | е | ц |
| |
2. | г | н | е | з | д | о |
| ||
3. | л | а | с | т | о | ч | к | а | |
4. | п | т | е | н | е | ц | |||
5. | г | р | а | ч |
|
1. Птица, для которой люди делают маленькие деревянные домики. (Увидел скворца – весна у крыльца)
2. Жилище, которое птицы строят для себя сами.
3. Небольшая птица с хвостом – вилочкой. (Ласточка на крыльях весну несёт)
4. Птичий ребёнок.
5. Птица - вестник весны. ( Грачи на горе – весна на дворе.)
Ключ 5.
А ещё на Руси была традиция: на волю из клеток выпускали певчих птиц, из теста пекли птичек жаворонков, чтобы весна быстрее пришла. Птицы у всех получались разными. Но у каждой птицы обязательно были… голова, клювик, глазки, крылья и хвостик. Рассмотрите схемы; выбирайте, из чего вы будете делать своих жаворонков (пластилин и тесто, схемы изготовления «жаворонков» разными способами - на выбор).
Жаворонки, жаворонушки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную принесите нам!
Жавороночки, прилетите к нам!
Принесите к нам весну красную
Хоть под крылышком,
Хоть на крылышке!
Воспитатель: Вот и последний, пятый ключ, появился.
Итог:
Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо- тихо?
Ну, конечно не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это так, а не иначе,
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…весна.
(Г. Сапгир)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_vesennyaya_skazka.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204 ОАО «РЖД»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
«Весенняя сказка»
Воспитатель Попова В. А.
Абакан 2016
Тема: Весенняя сказка.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
- Создать условия для уточнения и систематизации знаний детей о весне.
- Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (речевое развитие). Формировать навыки связной речи, расширять словарный запас детей.
3. Развивать воображение, внимание, слуховую и зрительную память; мелкую моторику рук.
4. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
5. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
6. Воспитывать культуру общения.
Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, творческо – практическая деятельность
Методы и приёмы: проблемно – поисковый, практический, наглядный, словесный, игровой.
Технологии: Игровая технология (сюжетная форма проведения ООД). Социоигровые технологии (коллективное дело, работа в малых подгруппах, самопрезентация). Здоровьесберегающая.
Материалы и оборудование: мнемотаблица «Весна», сюжетные картины о весне для демонстрации; музыкально сопровождение; магнитные доски, магниты, клеенки, салфетки, солёное тесто и пластилин (на выбор), стеки.
Предварительная работа: чтение художественных литературных произведений: В. Даль «Старик – годовик», Г. Скребицкий « Весна», В. Бианки «Синичкин календарь» («Март», «Апрель», «Май») р.н.с. «Снегурочка» (в обр….) , Ю. Коваль «Русачок - Травник», фольклорные и обрядовые песни о весне, чтение и заучивание стихов о весне:
В. Жуковский «Жаворонок», А. Майков «Ласточка», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», А. Фет «Уж верба вся пушистая», А. Плещеев «Весна», Е. Серова «Подснежник», П. Соловьёва «Подснежник», В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка»,
С. Городецкий «Весенняя песенка», Я. Аким «Апрель».
Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Март», «Большая вода», книжных иллюстраций и фотографий с изображением весенней природы. Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах.
Слушание музыки П. Чайковского «Подснежник», из цикла «Времена года» «Март. Песня жаворонка», «Весенний вальс»- Ф. Шопена
Рисование весенней природы во время организации образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию и самостоятельной художественной деятельности.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое.
Ход ООД.
1. Вход под музыку музыка Чайковского "Времена года".
2. Звучит тихо мелодия П.И.Чайковского «Подснежник».
Психогимнастика «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро!- солнцу и птицам.
Доброе утро!- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
Доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
3. Сюрпризный игровой момент: в зал входит Снегурочка (у неё в руках книга)
Воспитатель: Здравствуй, Снегурочка! Не ожидали мы тебя увидеть весной. Что с тобой случилось, почему ты грустная?
Снегурочка: Дедушка Мороз прочитал мне одну интересную сказку, и очень мне захотелось Весне помочь … А как - не знаю.
Воспитатель: Ребята, что же делать? Снегурочка, мы с ребятами тебе постараемся помочь
Снегурочка: Спасибо.
Воспитатель: Но сначала сказку твою прочитаем.
«Жили-были четыре сестры – красавицы, четыре времени года. Вам они знакомы?
Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.
Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Жили они дружно, каждая приходила в свою очередь. У каждой были свои секреты и волшебные предметы. У Лета – корзинка с ягодами и цветами. У Осени - волшебные краски и кисть. У Зимы – белое покрывало, сотканное из снежинок и метелей. А у Весны – золотые ключи, которыми она открывала себе дорогу. Но вот пришла очередь Весны, и увидела она, что ключи не золотые, как прежде, а ржавые. (Без колдовства здесь не обошлось!) Злой волшебник заколдовал их, поэтому весна не может с Летом встретиться.
- Ну что, ребята, какие будут предложения? Попробуем Весне помочь?
- Поможем расколдовать ключи.
Ключ 1. «Чудо, которое поможет победить холод!»
На доске - картинки: КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ, БАТАРЕЯ.
Воспитатель: Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?
(Доказательные ответы)
Ключ 2.
Воспитатель:
Составляем рассказ, используя мнемо картинки по теме «Весна». Каждое предложение должно начинаться со слова «весной». (Дети берут картинки по одной на выбор. Посовещавшись, устанавливают очерёдность. Общий для всех – последний вопрос – задание)
1. Весной солнце стало подниматься выше, светить ярче, становится теплее. День стал длиннее, а ночь короче.
2. Весной на крышах домов вырастают сосульки, начинается капель.
3. Весной тает снег, на земле появляются лужи, бегут ручейки.
4. Весной на проталинах вырастают первые весенние цветы - подснежники.
5. Весной из тёплых стран прилетают птицы: грачи, скворцы, кукушки, ласточки, журавли, утки.
6. Весной просыпаются медведи, ежи, насекомые, а зайцы и белки меняют шубку на летнюю.
7. Весной на деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Весной появляется зеленная травка.
8. Весной люди надевают легкую одежду. Начинаются работы в садах и огородах.
9. (Общий) Я очень люблю весну, потому, что… (Дети сами придумывают предложение и заканчивают рассказ)
Ключ 3. Пословицы и поговорки.
-- Какие весенние месяцы вы знаете?
У весны 3 месяца - март, апрель, май – их не забывай.
-- О каком месяце говорят, что он весну встречает, а с зимой борется?
В народе его называли (четвёртый лишний): «носогрей». «зимобор», «капельник», «протальник».
Какая пословица говорит о борьбе зимы и весны?
Какое стихотворение говорит об этом же? (Чтение детьми наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»)
-- О каком месяце загадка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Задание: Восстановить картинную дорожку (мнемодорожку)
В народе его называли (четвёртый лишний): «снегогон», «водопол», «цветень», «медведебуд»
-- О каком месяце говорят, что он леса наряжает, лето в гости поджидает?
В народе его называли (четвёртый лишний): «травень», «листопуск», «песенник», «…» - Почему?
Ключ 4.
Загадка.
«Первый вылез из темницы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький». (Подснежник.)
Это первый весенний цветок. А какие цветы появятся чуть позже, но тоже называются первоцветами?
(Собрать пазлы, назвать цветы: мать-и-мачеха, одуванчик, фиалка, прострел или сон – трава, медуница, ветреница)
Дети рассказывают стихи о первоцветах.
Ландыши .
В майский день в лесной глуши
Зацветают ландыши.
Вы цветы в лесу найдите,
Любоваться приходите.
Фиалка.
На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
Мать –и-мачеха.
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных стебельках –
Круглые комочки.
Ветреница.
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Одуванчик.
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит одуванчик.
Прострел.
Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но - внимательней смотри -
С жёлтым солнышком внутри!
Медуница.
Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклониться.
Подснежник.
(Л. Яхник)
Синее небо, синие тени.
Синие тени сбросили лёд.
Синий подснежник,
Житель весенний,
На синей проталинке
Смело растёт.
Физминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
(Потягивания – руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда,
(Дети машут руками, изображают ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(наклоны)
А потом опять встают,
И по - прежнему цветут.
Ключ 5. Загадка:
Весенний луч коснулся крыш,
Сосульки заискрились,
А стаи перелётных птиц
На гнёзда возвратились.
Задание: кроссворд.
1. | с | к | в | о | р | е | ц | ||
2. | г | н | е | з | д | о | |||
3. | л | а | с | т | о | ч | к | а | |
4. | п | т | е | н | е | ц | |||
5. | г | р | а | ч |
- Птица, для которой люди делают маленькие деревянные домики. (Увидел скворца – весна у крыльца)
- Жилище, которое птицы строят для себя сами.
- Небольшая птица с хвостом – вилочкой. (Ласточка на крыльях весну несёт)
- Птичий ребёнок.
- Птица - вестник весны. ( Грачи на горе – весна на дворе.)
Ключ 5.
А ещё на Руси была традиция: на волю из клеток выпускали певчих птиц, из теста пекли птичек жаворонков, чтобы весна быстрее пришла. Птицы у всех получались разными. Но у каждой птицы обязательно были… голова, клювик, глазки, крылья и хвостик. Рассмотрите схемы; выбирайте, из чего вы будете делать своих жаворонков (пластилин и тесто, схемы изготовления «жаворонков» разными способами - на выбор).
Жаворонки, жаворонушки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную принесите нам!
Жавороночки, прилетите к нам!
Принесите к нам весну красную
Хоть под крылышком,
Хоть на крылышке!
Воспитатель: Вот и последний, пятый ключ, появился.
Итог:
Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо- тихо?
Ну, конечно не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это так, а не иначе,
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…весна.
(Г. Сапгир)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
«Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
консультация для родителей...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способн...