Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами
методическая разработка (старшая группа) на тему

Егорова Александра Николаевна

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами

Егорова А.Н. воспитатель МБДОУ ЦРР «Кэнчээри»

Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог.

Актуальность:

Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В.А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка. Оригами: развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания; концентрацию внимания; стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции; совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности; способствует созданию игровых ситуаций-драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Применение игрушек оригами на занятиях по развитию связной речи, в театрализованной деятельности помогает в работе с детьми, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка.

Новизна: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к условия основной общеобразовательной программы дошкольного образования обоснован комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления игрушек оригами с последующим использованием в художественно-речевой и театрализованной деятельности.

Цель: Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей дошкольного возраста при изготовлении игрушек оригами с последующим использованием в художественно-речевой и театрализованной деятельности.

Задачи:

  • познакомить детей с техникой оригами, пятью базовыми формами;
  • обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
  • изготовить поделки для театра оригами;
  • создать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
  • использовать  свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
  • развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
  • развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
  • развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  • развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
  • формировать культуру труда.

Практическая значимость: возможность практического применения педагогами ДОУ, предшкольного образования в других образовательных учреждениях  и родителями данной проектной деятельности в практике работы с детьми от 5 до 7 лет.

Основные направления работы с детьми:

- организованные формы обучения - занятия;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность детей;

- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам известных детских сказок);

- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- художественное творчество;

- игры;

- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера.

Принципы реализации программы:

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;

- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, театрализованная деятельность, игры);

- принцип доступности;

- принцип постепенности;

- принцип системности.

Методы и приемы, используемые в работе:

Методы выбираются, исходя из цели и задач, поставленных нами в данной программе, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива, учитывая требования «Основной образовательной программы дошкольного учреждения»: словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры; наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием  действий, работа со схемами, базовыми формами, использование ИКТ; практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации игры, создание проблемных ситуаций; игровой метод.

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек надо разделить на ряд последующих операций: знакомство с образцом готовой игрушки; анализ пооперационной карты; одновременное складывание игрушек; оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.

Персонажи, выполненные в технике оригами, можно использовать в разных видах театра:

- театр на палочках,

- с использованием фланелеграфа,

- театр на столе,

- пальчиковый театр,

- игры - драматизации.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Родителей детей, посещающих кружок, надо ознакомить с технологией обучения детей оригами, советовать приобрести книги с образцами поделок. Формы работы с родителями: анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»; беседы с родителями о важности оригами для всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовке к школьному обучению; консультация «Совместные занятия с детьми дома»; папка-передвижка «Поделки в технике оригами»; подбор книг по оригами; совместное творчество - выставка работ, выполненных в технике оригами; практическое занятие для родителей совместно с детьми.

Создание условий.

Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.

- оборудовать место в группе - уголок оригами;

- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;

- изготовить схемы базовых форм.

- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.

Таким образом, в итоге систематической работы по данному проекту и создании условий, у детей формируется   все компонентов связной речи, совершенствуются умения применять полученные знания в практической деятельности (речевой, творческой, конструктивной), проявляется творчество при изготовлении поделок, а так же применение своих поделок в самостоятельных играх и театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ДИ»

Статья содержит теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а так же обобщается практический материал по данной теме. Развитие мелкой моторики рук име...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад

Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию

В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследова...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов,...