Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Хабарова Елена Владимировна

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file0004.doc114.65 КБ

Предварительный просмотр:

Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования являлось занятие. К занятию определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).

   На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы,

сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

   На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работали над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

   Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия.

   Мы использовали все методы моделирования:

1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры;

плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2.Предметно -схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к).

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

   При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступали следующие методические приемы:

  1. чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
  2. рассказ: по плану-схеме; по опорным вопросам,
  1. по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества(языковая                        трансформация);после деформированного         текста.
  1. упражнения: лексико - грамматические; специально -коррекционные, эмпатические.
  2. технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения.
  3. моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим(подбором картинок).
  1.    Проведя анкетирование, мы пришли к тому, что многие родители не знают о методе моделирования, применении этого метода при обучении детей рассказыванию.
  2.    Мы провели родительское собрание по данной теме. Такая форма работы, как родительское собрание позволило решить целый комплекс задач:
  1. осуществлять педагогическое просвещение родителей по использованию метода моделирования в рассказывании текста детьми;
  2. реализовывать единый подход в обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;
  3. транслировать лучший опыт обучения в семье;
  4. оказывать  родителями  помощь  при создании наглядности, дидактических игр, иллюстраций, театров.
  1.    По данной теме проводили с родителями индивидуальные и групповые консультации, использовали наглядную агитацию, проводили открытые мероприятия, дни открытых дверей, изготавливали наглядные пособия.
  2.    В групповом родительском уголке на стенде помещали материалы о состоянии развития речи детей, уровни речевого умения ребенка данного возраста, записи рассказов, пересказов детьми с использованием моделирования (папка "Как рассказывают наши дети?").
  3. Социальные проблемы общества часто  не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Но родители заинтересовались этой проблемой и стали помогать в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр.
  4. Кроме того, чтение стало царить во многих семьях. Родители вместе с детьми постоянно рассматривали иллюстрации, беседовали об их содержании, затем предлагали не одну иллюстрацию, а несколько (абстрактные, комические, реалистические, схематические). Разнообразие моделей, схем помогло детям легче перейти от конкретного к абстрактному, развить логическое мышление, творческие способности.
  5.     Для лучшего усвоения материала организовывали
  6. развивающую среду:
  1. дидактические игры помогали обучать детей рассказыванию, развивали умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказывать о животном  об игрушке cоставлять сюжет по картинке, развернуть         его в  соответствии с замыслом.

Дидактическая задача была облечена в игровые ситуации. Здесь отчетливо выступали побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Например,

''Что сначала, что потом?", "Что в дороге пригодится?", "Волшебные слова" и другие.

  1. В книжном уголке располагали интересные книги с цветными иллюстрациями, детские рисунки к рассказам, сказкам, стихам, а также предметные картинки, карты Проппа (сюжетная картинка и модель).

  1.   Cозданы театры (плоскостной, схематический, символизация) c целью создания психологических портретов героев, подготовке и            проведению игр-драматизаций; составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их  диалогов; в придумывании сказок по аналогии со         знакомыми.

  1. Для лучшего усвоения использовали средства ТСО: аудиозаписи, диктофон. Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные         варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике образа и драматизируют придуманную историю.

Диктофон помогал понять детям неточности,  плавности в изложении текста, отсутствие синонимических замен, эмоциональности.

  1. Схемы, графические карты, наборы графических карточек способствовали логическому         рассказыванию детьми, соблюдению структуры         текста. Учили придумывать начало, середину, конец текста.

  Речь детей становилась последовательной, лексически и интонационно выразительной при использовании схем. Развивающая среда соответствовала возрасту детей, их возможностям, программным задачам, что способствовало усвоению материала.

Выводы

   Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью моделирования:

1.Использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

2.Система  работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

3.Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует  появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

    Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.

Рекомендации

  1. активно используйте предметную обогащенность

среды (пространственно-временная модель к         произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров);

  1. давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации);
  1. применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки);
  1. используйте моделирование  как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство.

   Мы рекомендуем педагогам и родителям активнее использовать моделирование в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ДИ»

Статья содержит теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а так же обобщается практический материал по данной теме. Развитие мелкой моторики рук име...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад

Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию

В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследова...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ

Сегодня основным направлением педагогики  является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...


 

Комментарии

Куликова Елена Николаевна

Отличный материал и очень нужный-спасибо!

С удовлетворением познакомилась с Вашим материалом. Мы с Вами единомышленники.Удачи!