Коррекция речи
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения плана, разработанного совместно с логопедом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников. У ряда детей с недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Поэтому в коррекционную работу мы включаем серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук.
В нашей группе коррекционная работа ведётся в течении всего дня.Развивая мелкую моторику пальцев рук, используем Су-Джок терапию. Коррекционная работа ведется также посредством театра, как в группе, так и в кружковой деятельности (Кружок «Сказка»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_rechi_ns.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с
чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе».
М. В. Ломоносов
Занимаясь с детьми, мы увидели, что у ряда детей с недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.
Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.
Наблюдая за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы видим недостаточную координацию пальцев, что позволяет нам судить об особенностях моторики пальцев.
Поэтому в коррекционную работу мы включаем серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук.
В нашей группе коррекционная работа ведётся в течении всего дня. За основу берем программу Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).
Развивая мелкую моторику пальцев рук, используем Су-Джок терапию. Прокатывая шарик между ладонями, проговаривая чистоговорки, потешки, стихи с автоматизируемым звуком, дети не только массируют мышцы рук, но и закрепляют правильное произношение.
«Это ручка – правая, это ручка – левая, я на мячик нажимаю, я зарядку делаю. Будет сильной – правая, будет сильной- левая, будут ручки у меня – ловкие, умелые».
Повторяя наши движения в ходе пальчиковых игр, дети активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем у ребенка ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Коррекционная работа ведется также посредством театра, как в группе, так и в кружковой деятельности (Кружок «Сказка»). Использование театрализованных игр проходит поэтапно, от простого к сложному. Это игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое. Затем вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. Постепенно переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. И самый сложный вид деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры. Работая над персонажем, дети подражают его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. Использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребят к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Так же с элементами театрализации провожу упражнения для развития интонационной выразительности речи и диапазона голоса. Например: упражнение по типу «Далеко-близко, высоко-низко» когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией. «Звериные скороговорки » помогают нам в работе над четкостью дикции: здесь дети уже надевают маски разных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты. «Логопедические распевки» Гавришевой, Нищевой с использованием атрибутов театра помогают решать задачи по развитию речевого дыхания.
Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения плана, разработанного совместно с логопедом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...
Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбере
Статья, раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбе...
Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...
ДОКЛАД ТЕМА: « Коррекция речи и двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи на логоритмических занятиях».
Выступление на педагогической конференции...
Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...
Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи
Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного тво...
«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»
Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....