ДОКЛАД ТЕМА: « Коррекция речи и двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи на логоритмических занятиях».
материал по логопедии по теме
Выступление на педагогической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferencii.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушения осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства. Исходя из анализа состояния школьников увеличивается процент больных детей и с разными функциональными отклонениями. Причин, объясняющих это, существует много, но главная из них – отсутствие у детей здоровьесберегающих знаний, умений, навыков.
В последнее время данной проблеме стали уделять много внимания. Ее разработка просматривается в работах таких ученых как: Брехман – попытка формирования контуров науки, Колбанов В. В. и Зайцев Г. К. – публикации по проблемам школьной валеологии.[5]
Интересную концепцию педагогической валеологии разрабатывает Татарников, считая, что новый курс «Валеология» в школе должен быть направлен на обеспечение физического и психического здоровья школьников, но и является важным компонентом философского гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни, ценности каждого человека в общей системе мироздания.[13]
Довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носит не объективный, а субъективный характер, то есть связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны и формирования культуры здоровья школьников.
Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при сочетанной работе по следующим направлениям:
- валеологическое образование каждого человека в соответствии с его возрастными особенностями;
- самовоспитание личности – креативная педагогика здоровья – сотвори сам себя.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Методика формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ в старших классах».
Проблема исследования – при каком гармоничном сочетании педагогических методов и методических приемов возможно эффективное восприятие и усвоение материала по сохранению здоровья старших школьников.
В связи с этим, цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально доказать и проверить возможность формирования у старших школьников здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ .
Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ старших школьников.
Предмет исследования: методы и методические приемы, как главные факторы в формировании у старших школьников здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования здоровьесберегающей культуры старшего школьника на уроках ОБЖ;
- Изучить и систематизировать методы и методические приемы по формированию знаний, умений, навыков по сохранению здоровья;
- Разработать систему уроков, которые будут способствовать формированию здоровьесберегающего навыка у школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно помогает выявлению оптимальных условий и возможностей к организации и проведению занятий по формированию у учащихся старших классов здоровьесберегающих знаний, умений, навыков. Использование разнообразных методов и методических приемов на уроках ОБЖ – является условием формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков старшего школьника. Объяснительно – иллюстративные, наглядные, словесные, практические методы определяют организующее условие для формирования, упражнения, отработки здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ.
Если обратиться непосредственно к проблемам современной школы, то одной из них являются нервно - психические перегрузки и периодически возникающие стрессы, разрушительно влияющие на здоровье ребенка. Причем стрессовые ситуации, как ни парадоксально, создают сами учителя. По данным В. Н. Касаткина, приведенным в работе Е. А. Ямбурга [6] при прочих равных условиях заболеваемость детей у добрых, снисходительных учителей на 15 % ниже, чем у авторитарных.
Современная школа, как ни печально, кажется, больше делает для разрушения здоровья школьника, вместо того, чтобы сохранить и укрепить его.
Известный специалист по самооздоровлению академик Н. М. Амосов писал: «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек».[1]
В условиях, когда приобщение молодого поколения к здоровому образу жизни приобретает особое значение, важно, чтобы процесс закаливания не только поощрялся, но и грамотно, профессионально был организован.
Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой
личности.
1 показ личной значимости ЗОЖ;
- систематическое занятие утренней гимнастикой, физкультурой;
3. прогулки, подвижные, игры на свежем воздухе;
4. экскурсии на природу, туристические походы;
5. соблюдение гигиенических норм и требований;
6. воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию;
7. подвижный образ жизни;
8. полноценное питание;
9. оптимизация учебной нагрузки;
- в необходимых случаях профилактическая работа на преодоление вредных
привычек.
Обучение тогда бывает наиболее успешным и минимально травматичным для психики ребенка, когда строго координируется с возрастными физиологическими и психологическими возможностями, когда педагог учитывает наследственный потенциал юной личности. Обучение должно быть с ориентированно на способность организма противостоять стрессам, а эта способность есть не что иное, как здоровье.
С учетом возрастных особенностей школьников и специфики содержания курса ОБЖ методы обучения классифицируются по источнику знаний, которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. В данной классификации выделяют пять общих методов:
Практические (опыты, упражнения, уче6но – производительный труд, дидактические игры) - лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. Они реализуется преимущественно через систему учебных и игровых упражнений, которые применяются в процессе закрепления, повторения, а также на предметных уроках и экскурсиях.
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, на6людения учеников) - его цель обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. В старших классах применяется естественная, рисунковая, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображение реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов ( игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы). Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль - обеспечить всестороннее, образное восприятие, дать опору для мышления.
Словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж).
Выделяют следующие функции этих методов: мотивационная: создание психологической установки на усвоение нового материала, информационная: раскрытие содержания фактического материала, воспитательная: решение всевозможных воспитательных задач, возникающих при изучении учебного материала; обобщающая: сведение знаний в определённую систему; организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности; контрольно - корректирующая: установление обратной связи, получение информации о том, как дети усваивают знания, исправление ошибок.
Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
Работа с книгой (чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана). Главное достоинство - возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно - коррекционную. Работа с книгой в старшей школе занимает достаточно важное место. Ведь то, что ученик прослушал и даже понял, он вскоре забудет, а то, что прочитал и осмыслил, - будет знать.
Видеометод, ИКТ (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль). Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет высокие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.
В программе курса ОБЖ изучается раздел: «Основы здорового образа жизни». Исходя из этого раздела можно выделить следующие темы. Мы проанализировали разделы тем (Таблица 1) по старшим классам и выявили применение на уроках таких методов и методических приемов, которые способствуют формированию здоровьесберегающих знаний, умений, навыков.
Таблица 1
Реализация методов обучения на уроках ОБЖ в старших классах
Класс | Тема урока | Методы и их реализация в ходе урока | Основные ЗУН сформированные в ходе урока |
10 | Биологические ритмы и работоспособность человека | Наглядный метод ( иллюстрации демонстрация, на6людения учеников) – изображение «Биологических часов», изображение «Совы, жаворонка, голубя», схематичное изображение работоспособности в зависимости от времени суток. Словесный метод (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж) – рассказ «Биоритмы», беседа о суточном и недельном цикле биоритмов. Работа с книгой (чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана). – чтение абзаца о влияние биоритма на здоровье человека. Практический метод (Дидактическая игра, упражнение) – тест «Кто рано встает… Терминологический диктант. Определить свои биологические часы, и к какой группе вы относитесь. | Навык определения своего суточного цикла активности. Умение определить наивысший пик своей активности в разное время суток. Умение составлять свой режим дня, опираясь на знания о биоритмах. |
Исследование формирования здоровьесберегающих знаний, умении, навыков проводится поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели.
I этап – Организация опытно- экспериментальной работы – определение цели исследования, место исследования, составление плана опытно-экспериментальной работы.
II этап – Констатирующий эксперимент – диагностика знаний школьников 11 класса по предмету. Диагностика проводилась с помощью контрольной работы.
III этап – Формирующий эксперимент – организация и проведение опытно-экспериментального исследования.
IV этап – Констатация результатов исследования достижение (не достижение) результатов опытно-экспериментальной работы
Процесс экспериментального доказательства осуществляется на основе сравнения экспериментального класса (11 Б класс - 25 учеников) и контрольного класса (11А класс - 25 учеников). Целью проводимого эксперимента является изменение качества обученности и сформированности у учащихся здоровьесберегающих знаний, умений, навыков при условии использования данной методики (см. приложение1 ).
При организации и проведении эксперимента были учтены требования:
- Соответствие цели и задач эксперимента минимально необходимого числа экспериментальных объектов;
- Не допустимость риска для здоровья и развития испытуемых;
- Гарантия от нанесения вреда для их самочувствия и от ущерба их жизнедеятельности в настоящем и будущем.
Таким образом из большого числа данных знаний, умений, навыков выбраны для исследования наиболее значимые для сохранения здоровья учащихся старшей школы:
1) Сформированность понятия регулярного и правильного соблюдения режима дня.
2) Навык правильного нравственного поведения в обществе.
3) Сформированность навыка правильного взаимоотношения полов.
4) Сформированность знаний, умений, навыков по профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.
В заключении исследования мы предполагаем изменение качества обученности данных знаний, умений, навыков. Для установления качества обученности мы базировались на показатели, с помощью которых можно оценить результативность экспериментальной работы.
Достижение сформированности данных ЗУН можно считать при условии наличия у ребенка следующих навыков:
1) Сформированность понятия регулярного и правильного соблюдения режима дня
Знать правила приготовления и приема пищи.
- Иметь представления о значимости чередования труда и активного отдыха.
- Иметь представление о необходимости чередования умственного и физического труда.
- Иметь представление о необходимости полноценного сна.
2) Навык правильного нравственного поведения в обществе.
- Знать обычаи и традиции нравственных норм.
- Иметь представления о необходимости соблюдения моральных норм.
- Иметь представления о факторах формирования личности подростка.
3) Сформированность навыка правильного взаимоотношения полов.
- Учащиеся должны иметь представления о правильном сексуальном поведении
- Иметь представления о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни.
4) Сформированность знаний, умений, навыков по профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.
- Учащиеся должны знать особенности протекания заболеваний, передаваемых половым путем
- Иметь представления о мерах профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.
Эксперимент по формированию данных знаний, умений, навыков будет протекать поэтапно.
На первом этапе эксперимента - подготовительном был проведен анализ психолого- педагогической и методической литературы, а так же анализ программы «Педагогика здоровья». Разработка системы уроков, с применением разнообразных методов обучения.
При проведение констатирующего эксперимента была проведена контрольная работа в 11 «А» и в 11 «Б» классе. Для проведения эксперимента нам необходимо определить экспериментальный и контрольный классы. В качестве экспериментального класса мы выбрали 11 «Б»- поскольку результаты тестирования этого класса было несколько ниже параллельного класса, и мы определили необходимость в применении данной методики именно на 11 «Б» классе.
Экспериментальному и контрольному классу были предложены тесты: «Правила личной гигиены», «Нравственность и здоровье», «Правильное взаимоотношение полов», «Болезни, передаваемые половым путем.»
После проведения тестирования в экспериментальном и контрольном классах выявлены следующие результаты
18%
29% 11А (Э)
11Б (К)
Рис. 1 Сформированность понятия регулярного и правильного соблюдения режима дня.
26%
33% 11А (Э)
11Б (К)
Рис. 2 Навык правильного нравственного поведения в обществе.
61%
11А (Э)
54% 11Б (К)
Рис. 3 Сформированность навыка правильного взаимоотношения полов.
45%
60% 11А (Э)11Б (К)
Рис. 4 Сформированность знаний, умений, навыков по профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.
В следствии проведенного констатирующего эксперимента мы выявили, что учащиеся одиннадцатых классов имеют представление о здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, но они не достаточно сформированы и нуждаются в корректирование и совершенствование. Это необходимо поскольку формирование данных ЗУН поможет сохранить и укрепить здоровье учащихся, а в будущем поможет сохранить здоровое поколение.
Содержанием формирующего эксперимента заключается в применение методики формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков.
Основной задачей данного этапа является проверка гипотезы т. е. использование разнообразных методов и методических приемов на уроках ОБЖ - является условием формирования здоровьесберегающих ЗУН старшего школьника. Объяснительно - иллюстративные, наглядные. словесные, видеометод, практические методы определяют организующее условие для формирования, упражнения, отработки здоровьесберегающих ЗУН на уроках ОБЖ.
Проанализируем систему уроков (Таблица 3). Анализ предложенных уроков включает в себя следующие моменты:
Реализация методов обучения на уроках ОБЖ в 11 классе
по теме «Основы здорового образа жизни
Класс | Тема урока | Методы и их реализация в ходе урока | Основные ЗУН, сформированные в ходе урока |
11 | Правила личной гигиены и здоровья | Наглядный метод ( иллюстрации, демонстрация, на6людения учеников) – используется символическое изображение таблица, для соотнесения понятия с их значением, рисунковая наглядность «Необходимость соблюдения ЗОЖ» Словесный метод (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж) – терминологическая работа «Гигиена», Беседа «Что такое правила гигиены», обсуждение в малых группах по заданным вопросам, инструктаж по исследованию режима дня учащегося, беседа по вопросам: 1. Что составляет основу личной гигиены человека? 2. В чем состоит суть требований к гигиене белья, одежды, постельных принадлежностей, комнаты? 3. Какие виды отдыха вы бы рекомендовали своим друзьям? Какая взаимосвязь существует между «питание и здоровье», «возраст и здоровье», «движение и здоровье», «сознание и здоровье» Работа с книгой (чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана). – работа со словарем и энциклопедией по определению более полного понятия «Гигиена» Практический метод (Дидактическая игра, упражнение) Игра «Докажи словечко» Учитель предлагает прослушать определение понятия. Играющие должны правильно назвать данное понятие, закончив предложение. | Учащиеся должны иметь навык соблюдения гигиены тела (навык правильного умывания, купания, смены белья) Сформировать мотивацию в необходимости соблюдения гигиены тела |
Таким образом происходило постепенное формирование здоровьесберегающих знаний, умений, навыков у учащихся старших классов.
В экспериментальном классе занятия проводились по предложенной методике, а в контрольном классе была использована традиционная методика.
Анализ результатов эксперимента.
Педагогическая цель – изменение степени обученности здоровьесберегающих знаний, умений, навыков при использовании методики в образовательном процессе. Таким образом результатами эксперимента является совершенствование, изменение СОУ здоровьесберегающим знаниям, умениям, навыкам учащихся одиннадцатого класса.
После проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе: повышение степени обученности здоровьесберегающим знаниям, умениям. навыкам составило приблизительно на 35%, 38%, 31%, 30%.
Проведем сравнение круговых диаграмм.
11Б конст. этап
11Б формир. этап
Рис. 5 Сформированность понятия регулярного и правильного соблюдения режима дня.
11Б конст. этап
11Б формир. этап
Рис. 6 Навык правильного нравственного поведения в обществе.
54%
81% 11Б конст. этап
11Б формир. этап
Рис. 7 Сформированность навыка правильного взаимоотношения полов.
60%
98% 11Б конст. этап
11Б формир. этап
Рис. 8 Сформированность знаний, умений, навыков по профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.
Таким образом в результате формирующего эксперимента нами было выявлено, что применение методики формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков приводит к положительной динамике. Можем говорить об этом, исходя из качественных показателей по результатом проделанной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача, которую мы преследовали в нашей работе, создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни, и естественно, что это возможно лишь с учетом методов и методических приемов педагогики. С другой стороны, учет валеологических подходов позволяет правильно построить сам педагогический процесс и создать необходимые внешнесредовые условия в школе и дома.
Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью валеологического воспитания является формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой - как. полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача кроется в формировании у школьника установки на здоровый образ жизни.
Вопросы охраны здоровья детей могут успешно решаться только в том случае, если работа будет вестись по двум направлениям:
- создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и рациональная организация тру да и отдыха школьников;
- воспитание у школьников сознательного отношения к охране своего здоровья самой большой ценности, данной человеку Природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Исследование эффективности применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Исследование применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с ОНР....
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...
Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи.
Развитие двигательной сферы у детей с ОНР В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношению к детям с различными сложными речевы...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, ...
«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложны...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...