Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи
статья на тему

Шульмина Екатерина Викторовна

Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_kak_effektivnoe_sredstvo_v_korrektsii_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как эффективное средство в коррекции речи  детей с общим

недоразвитием речи

Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного творчества. В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Заучивание и произнесение скороговорок и потешек как одной из форм русского потешного фольклора является одним из самых интересных занятий для ребёнка.

Благодаря использованию фольклорных произведений в логопедической работе с детьми успешнее решаются важные коррекционно-образовательные задачи:

  • формирование общеречевых умений и навыков путём совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
  • совершенствование фонетической стороны речи путём коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправление дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирование просодической стороны речи;
  • обогащение и актуализация словаря;
  • развитие памяти, слухового внимания;
  • развитие фонематических процессов;
  • приобщение ребёнка к истокам русской народной культуры.

Не каждому  ребёнку удаётся повторить скороговорку или чистоговорки с первого раза без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда при использовании графического изображения данных чистоговорок, так как использование зрительного и слухового анализаторов облегчают этапы запоминания.

Потешки – игры взрослого с ребенком, которые  используются  не только на занятиях, но и в свободной деятельности, включая  их в домашние задания.

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям), с одной стороны они сближают  детей с природой, с  другой – знакомят с образцами русского слова. Все явления природы в закличках имеют ласковые имена. Например: Солнышко обогрей, милых деток пожалей. Выйдут детки погулять, будут бегать и играть.

Приговорка  построена по принципу просьбы-пожелания, своим словесным строем и оформлением она настраивает ребёнка уважительно относиться к растениям и животным. Например: Сорока-белобока, научи меня летать; не высоко не далёко, чтоб солнышко видать.

Дразнилки – веселые, шутливые слова, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности, особенности поведения.  Все эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных», «скользких» мест для произношения, поэтому повторение вслед за взрослым или заучивание их наизусть служат целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей. Например: На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке  кошка. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Загадки служат тем же целям, что и потешки, чистоговорки и считалки, т.е. введению в речь ребенка новых звуков. В нашей работе  часто используются загадки-описания. Загадки по сказкам не только помогают закрепить содержание сказки, но и развивают память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез) и, конечно, речь.

Одним из эффективных методов в коррекционной работе по формированию  правильного произношения у детей с общим недоразвитием речи являются пальчиковые игры и упражнения. Для детей-логопатов  проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и положительный эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

При использовании фольклорных произведений всеми специалистами ДОУ у детей развивается творческое мышление, фантазия, воображение; формируется чувство ритма, выразительность движений; совершенствуются вербальные средства (ребенок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли).

Успешность исправления речевого дефекта напрямую зависит от активного участия родителей в образовательном коррекционном процессе, так как автоматизация и дифференциация звуков в речи требует постоянного внимания и осуществления контроля за проговариванием каждого звука. Именно поэтому  элементы фольклора включаются в домашние задания, так как игры родителей и детей с использованием пальчиковой гимнастики, потешек, прибауток,  приговорок и других жанров делают их ближе духовно, что необычайно важно для детей с недоразвитием речи.

Таким образом, широкое использование скороговорок, потешек, загадок, чистоговорок, тараторок, считалок, поговорок, прибауток в логопедической работе не только приобщает детей к народной мудрости и национальной культуре, но и помогает им лучше и быстрее выработать необходимые артикуляторные механизмы и в дальнейшем овладеть полноценной техникой речи.

Литература:

  1. Козак О.В. Считалки, дразнилки, мирилки. – СПб., 1998.
  2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору....

"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн.  Представлены этапы работы с фольклорными произведениями....

Консультация для педагогических работников «Фольклор, как эффективное средство для развития речи дошкольников»

Фольклор - эффективное средство для развития речи дошкольников. В статье даны рекомендации по использованию фольклора в работе с дошкольниками разного возраста.....

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка....

Мастер-класс на тему «Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

      Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуе...