Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи
статья на тему
Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_effektivnoe_sredstvo_v_korrektsii_rechi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим
недоразвитием речи
Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного творчества. В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Заучивание и произнесение скороговорок и потешек как одной из форм русского потешного фольклора является одним из самых интересных занятий для ребёнка.
Благодаря использованию фольклорных произведений в логопедической работе с детьми успешнее решаются важные коррекционно-образовательные задачи:
- формирование общеречевых умений и навыков путём совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
- совершенствование фонетической стороны речи путём коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправление дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирование просодической стороны речи;
- обогащение и актуализация словаря;
- развитие памяти, слухового внимания;
- развитие фонематических процессов;
- приобщение ребёнка к истокам русской народной культуры.
Не каждому ребёнку удаётся повторить скороговорку или чистоговорки с первого раза без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда при использовании графического изображения данных чистоговорок, так как использование зрительного и слухового анализаторов облегчают этапы запоминания.
Потешки – игры взрослого с ребенком, которые используются не только на занятиях, но и в свободной деятельности, включая их в домашние задания.
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям), с одной стороны они сближают детей с природой, с другой – знакомят с образцами русского слова. Все явления природы в закличках имеют ласковые имена. Например: Солнышко обогрей, милых деток пожалей. Выйдут детки погулять, будут бегать и играть.
Приговорка построена по принципу просьбы-пожелания, своим словесным строем и оформлением она настраивает ребёнка уважительно относиться к растениям и животным. Например: Сорока-белобока, научи меня летать; не высоко не далёко, чтоб солнышко видать.
Дразнилки – веселые, шутливые слова, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности, особенности поведения. Все эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных», «скользких» мест для произношения, поэтому повторение вслед за взрослым или заучивание их наизусть служат целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей. Например: На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Загадки служат тем же целям, что и потешки, чистоговорки и считалки, т.е. введению в речь ребенка новых звуков. В нашей работе часто используются загадки-описания. Загадки по сказкам не только помогают закрепить содержание сказки, но и развивают память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез) и, конечно, речь.
Одним из эффективных методов в коррекционной работе по формированию правильного произношения у детей с общим недоразвитием речи являются пальчиковые игры и упражнения. Для детей-логопатов проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и положительный эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.
При использовании фольклорных произведений всеми специалистами ДОУ у детей развивается творческое мышление, фантазия, воображение; формируется чувство ритма, выразительность движений; совершенствуются вербальные средства (ребенок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли).
Успешность исправления речевого дефекта напрямую зависит от активного участия родителей в образовательном коррекционном процессе, так как автоматизация и дифференциация звуков в речи требует постоянного внимания и осуществления контроля за проговариванием каждого звука. Именно поэтому элементы фольклора включаются в домашние задания, так как игры родителей и детей с использованием пальчиковой гимнастики, потешек, прибауток, приговорок и других жанров делают их ближе духовно, что необычайно важно для детей с недоразвитием речи.
Таким образом, широкое использование скороговорок, потешек, загадок, чистоговорок, тараторок, считалок, поговорок, прибауток в логопедической работе не только приобщает детей к народной мудрости и национальной культуре, но и помогает им лучше и быстрее выработать необходимые артикуляторные механизмы и в дальнейшем овладеть полноценной техникой речи.
Литература:
- Козак О.В. Считалки, дразнилки, мирилки. – СПб., 1998.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"
Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....
Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору....
Доклад мастер класса по теме "Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей дощкольного возраста"
Развитие речи через фольклор...
"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн. Представлены этапы работы с фольклорными произведениями....
Консультация для педагогических работников «Фольклор, как эффективное средство для развития речи дошкольников»
Фольклор - эффективное средство для развития речи дошкольников. В статье даны рекомендации по использованию фольклора в работе с дошкольниками разного возраста.....
Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка....
Мастер-класс на тему «Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуе...