План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности дети был показан на МО учителей-логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у осени
С.В.Пшеничная,
руководитель дефектологической
службы МОУ «Центр диагностики
и консультирования г.Губкина
Кишинька Е.В.
учитель-логопед МДОУ №1
«Снежинка»
Цели:
- Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе осенью. - Активизировать словарь детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Перелётные птицы».
Задачи:
Коррекционно-обучающая:
- Совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные с суффиксом –ов-, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, распространять простые предложения прилагательными).
Коррекционно-развивающая:
- Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование:
-натуральные овощи и фрукты; предметные картинки с изображением листьев берёзы, клёна, рябины, ивы, осины, тополя; «чудо-дерево»; листочки-билеты»; предметные картинки с изображением птиц; листы бумаги, цветные карандаши» 2 корзины.
Ход
I. Организационный момент
Воспитатель: Дети, мы пришли с вами к Елене Валентиновне. А где же она?
Входит логопед.
Логопед: Здравствуйте!
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Догадались, кто я? Правильно, Осень.
Воспитатель: Ждали Елену Валентиновну, а пришла Осень.
Логопед: Да, я – Осень. Вы меня, конечно же, узнали. А мне очень хочется познакомиться с вами. Каждый из вас, ребята, назовёт своё имя ласково.
II. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дети называют свои имена: Я Ирочка. Я – Дашенька. Я – Андрюшенька, Я – Дариночка. Я – Женечка, И т.д.
Логопед. Ребята, я приглашаю вас в путешествие, где мы вспомним много интересного об осени. Если вы отгадаете мою загадку, вы узнаете, на чём мы будем путешествовать:
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
III. Приметы осени.
Логопед: Правильно, это поезд. Он уже ждёт нас. Но в вагон сядет лишь тот, кто получит билетик-листок. А для этого надо назвать примету осени.
Дети называют приметы осени:
- Осенью часто идут холодные дожди.
- Осенью на деревьях листья жёлтого, красного цвета.
- Осенью листья опадают с деревьев. Наступает листопад.
- Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Осенью солнце часто прячется за тучами.
- Осенью насекомые прячутся в землю, под кору деревьев, под листья.
- Осенью перелётные птицы улетают в тёплые страны.
- Осенью люди убирают урожай фруктов и овощей.
(Дети получают «билеты» - листья осенних деревьев)
Логопед: Все с билетами? Но внимательными будьте. Сядете в поезд тогда, когда услышите сигнал паровоза (за ширмой раздаются звуки барабана, бубна, паровоза).
Дети занимают свои места, услышав гудок паровоза.
IV. Образование прилагательных.
Логопед: Вот мы с вами уже в пути, посмотрите направо. Я вижу, за окном нашего поезда солнышко спряталось за тучи, на улице пасмурно, что можно сказать про осень, она какая? – Пасмурная осень.
Небо затянули тучи. Если осенью часто идут дожди, как можно сказать про осень, она какая? – Дождливая осень.
Посмотрите в левое окошко: а здесь светит солнышко, на улице тепло, как можно сказать про осень, она какая? – Солнечная осень.
А вот, посмотрите, стоят деревья, на которых листочки словно золотые монетки переливаются, на деревьях много листьев жёлтого цвета, как можно сказать про осень. Она какая? – Золотая осень.
А вот, смотрите, стоят на полянке деревья с листочками разного цвета, как можно сказать про осень, она какая? – Разноцветная осень.
Логопед: А вот и наша первая остановка. Уважаемы пассажиры, поезд останавливается.
(Дети дают сигнал остановки: тсссс)
V. Распространение простых предложение относительными прилагательными.
Логопед: Остановка называется «Чудо-дерево». Посмотрите, какое необычное дерево. Давайте назовём, с какого дерева листочки на нём. Это листок с ивы – ивовый листок.
Дети продолжают:
Это листок с берёзы – берёзовый листок.
Это листок с дуба – дубовый листок.
Это листок с рябины – рябиновый листок.
Это листок с клёна – кленовый листок.
Это листок с осины – осиновый листок.
Логопед: А сейчас обратите внимание на свои листочки-билеты. Ирочка, у тебя какой листок? С какого он дерева?
Ира: У меня кленовый листок, он с клёна.
Дети называют свои листочки-билеты:
- У меня рябиновый листок, он с рябины.
- У меня осиновый листок, он с осины.
- У меня ивовый листок, он с ивы.
- У меня берёзовый листок, он с берёзы.
- У меня кленовый листок, он с клёна.
- У меня дубовый листок, он с дуба. И т.д.
Логопед: Дети, посмотрите, что у меня. Деревья приготовили для вас подарки. Вы узнали, что это? (Да). Можно сказать, что эти листики осенние? (Нет). Почему?
Дети: Осенние листики жёлтого, красного, оранжевого цвета.
Логопед: Давайте, превратим эти листики в осенние.
VI. Работа по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.
Выполнение движений по тексту:
Ветер по лесу летал.
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Логопед: Пройдите к столам, возьмите цветной карандаш и обведите листок по контуру.
(Дети обводят цветными карандашами контуры листьев)
Логопед: Назовите, что у вас получилось.
Дети: У меня красный кленовый листок.
У меня оранжевый рябиновый листок.
У меня коричневый дубовый листок.
У меня жёлтый берёзовый листок. И т.д.
Логопед: Ребята, наш поезд даёт нам гудок. Нам пора в путь. Занимайте свои места.
(Дети садятся на свои места)
VII. Работа по теме «Перелётные птицы»
Логопед: Наше путешествие продолжается.
Координация речи с движением.
Птицы в небо поднялись высоко
И летят они от нас далеко.
Отдохнуть на деревья сели,
Поднялись и опять полетели.
Попрощались мы с ними надолго,
А весной прилетят птицы снова.
Логопед: А вот и следующая остановка. Она называется «Птичья». Посмотрите, сколько птиц. Назовите, каких птиц вы узнали.
Дети называют птиц: ласточка, грач, воробей, синица, дятел, скворец, кукушка, сорока.
Логопед: А что же случилось? Ведь у нас заканчивается осень, с каждым днём становится всё холоднее, скоро наступит зима. Разве все эти птицы остаются у нас на зиму?
Дети: Нет. Перелётные птицы должны улететь в тёплые страны.
Логопед: Поможем птицам? Назовите, какие птицы должны улететь в тёплые страны.
Дети называют перелётных птиц и перевешивают их на другую сторону дерева: ласточка, скворец, грач, кукушка.
Логопед: Оставшимся птицам зима не страшна, да и мы поможем пережить им зиму.
Логопед: Дети, гудок поезда приглашает нас продолжить путешествие. И так, наше путешествие продолжается. Посмотрите налево. Вы видите, как в саду люди убирают урожай фруктов, а теперь посмотрите направо, вы видите, как собирают урожай овощей. Когда собран большой урожай овощей, фруктов, ягод, грибов, как можно сказать про осень, она какая?
VIII. Образование относительных прилагательных.
Логопед: А вот и наша остановка, она называется «Сад-огород». Можно выйти посмотреть какой урожай я собрала. Я так спешила, что сложила вместе и овощи и фрукты. Без вашей помощи мне не обойтись. Помогите мне: девочки соберите в эту корзину фрукты, а мальчики в другую корзину овощи.
Д/игра «Собери урожай»
Девочки берут, называя фрукт, кладут его в корзину, на которой символ сада:
- Это лимон, лимон – фрукт.
- Это апельсин, апельсин – фрукт.
- Это яблоко, яблоко – это фрукт.
- Это груша, груша – это фрукт.
Мальчики берут, называя овощ, кладут его в корзину, на которой нарисован символ огорода.
- Это капуста, капуста – овощ.
- Это морковь, морковь – это овощ.
- Это свёкла, свёкла – это овощ.
- Это помидор, помидор – овощ.
- Это огурец, огурец – овощ.
Это перец, перец – овощ.
Логопед: Дети, у меня есть любимый сказочный герой – Карлсон. Для него я приготовила посылку. Давайте посмотрим, что я в неё положила. Посмотрите, из какого фрукта в этой коробке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Составление описательного рассказа «Моя Родина – Россия» с использованием мнемотаблицы.Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемокарт...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».
Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»
Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".
Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотр...