Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбере
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
Статья, раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесберегающих подходов к решению данной проблемы.
Материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп ДОУ, разработан на основе программы «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №105 Антошка» Шмидт Е.В.
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.Подбор различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.
Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. Используемые мною на логопедическом занятии оздоровительные паузы могут вводиться воспитателями группы в структуру своих занятий, а также использоваться в свободной деятельности детей. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, стараюсь создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать время занятия более эффективно. Занятия носят комплексный характер. При составлении конспектов коррекционной деятельности учитываю развитие познавательных, речевых и моторных процессов. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд. Занятия не требуют специально подготовленных пособий, игрушки можно заменять. Все упражнения следует проводить на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребёнка демонстрирует моё положительное отношение к детям. Представляю Вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на коррекционно – логопедических занятиях.
Дыхательные упражнения в игровой форме
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей. Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох носом 1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребёнка. Кроме основной задачи - формирование длительного выдоха, иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.
Развитие возможностей мелкой моторики
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки, придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят; разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения; игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия, использование иппликатора Кузнецова. Подробнее остановлюсь на последних трёх приёмах работы.
Су-джок терапия в коррекционно-речевой практике
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях. Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок массажеров:
- Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем левой руке.
- Ребёнок кладёт массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
- Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.
Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.
Ниткография - как средство развития зрительно-моторной координации
Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего. Я пришла к выводу о целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём, я решаю следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём на занятиях, я не только закрепляю навыки изобразительной деятельности, но и расширяю знания детей по основным лексическим темам. Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение находить новые способы для художественной деятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки – это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырёх слагаемых: развитое художественно – эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства.
Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи
Речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координаций имеющих специфическую организацию. Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляции, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализатор. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет своё специфическое значение для организации речевой деятельности в целом. Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения реагирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речедвигательный анализатор регулирует и координирует всю речевую деятельность. В процессе развития ребёнка видно, что постепенное усложнение двигательных навыков способствует и усложнению артикуляции. У детей с речевой патологией из-за недостаточности развития двигательно-моторной сферы нарушается артикуляционный процесс и дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребёнка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения. Положительное эмоциональное общение - первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Все, вышеперечисленные моменты, я учитываю при построении коррекционного процесса. Принимая во внимание вышесказанное, процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова (общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактико-лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе). Иппликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. Занятия по предлагаемой методике провожу в игровой форме. Мною собран и систематизирован лексический материал по всем изучаемым темам. Изложение лексического материала представлено в виде коротких стихотворных форм, которые оформлены в альбом. На моих занятиях иппикатор Кузнецова представлен как мощный мотивационный фактор, способствующий развитию познавательной деятельности ребёнка, его сенсомоторной сферы. В практику работы введено одновременное произношение гласных звуков с движением и прожимами на иппликаторе Кузнецова пальцев обеих рук. Руки не напряжены, расположены на иппликаторе. Кисти рук при этом распологаются как при игре на фортепиано. Они округлены и свободны. Началу каждого звука (слова, фразы) соответствует поочередное нажатие пальцев руки. Постепенно ввожу усложненный речевой материал. Хотелось бы отметить положительные результаты: улучшение интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, развитие модуляции голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата, процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более короткие сроки. Удачно сочетается коррекция звукопроизносительной стороны речи и работа над просодикой, в результате: голос нормализуется по громкости, высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция стала более чёткой, речь детей приобретает эмоциональную окраску, дети научились интонацией выделять отдельные слова или группы слов.
Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом. Мною разработаны методические рекомендации «Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп». Работа получила положительную оценку и рекомендована к применению учителям-логопедам специальных образовательных учреждений, рецензию КРИПК и ПРО 2009г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 105 «Антошка»
города Прокопьевска
Здоровьесберегающие технологии
в системе коррекции речи дошкольников
Прокопьевск 2011
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 105 «Антошка»
города Прокопьевска
Здоровьесберегающие технологии
в системе коррекции речи дошкольников
Учебно – методическое пособие
Автор-составитель:
Е.В. Шмидт учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 105»
Прокопьевск 2011
Автор-составитель:
Елена Владимировна Шмидт, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105 «Антошка»
Учебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесберегающих подходов к решению данной проблемы.
Материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп ДОУ, разработан на основе программы «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.
Содержание
- Здоровьесберегающие технологии - как фактор интегрированного воздействия. ____________________________________________3 стр.
- Дыхательные упражнения в игровой форме. ____________5 стр.
- Крупные возможности мелкой моторики. ______________6 стр.
- Су-джок терапия в коррекционной практике. ___________7 стр.
- Ниткография - как средство развития зрительно-моторной координации. ____________________________________________8 стр.
- Иппликатор Кузнецова в работе с дошкольниками. _______9 стр.
Заключение _____________________________________________11 стр.
Список литературы _____________________________________12 стр.
Приложение
Список литературы
- Алябьева Е.Л. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.- М., 2004.
- Глухов В.П. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.- М.:АРКТИ, 2002.
- Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет.- М., 2005.
- Ильина М.В. Развитие невербального воображения.- М., 2003.
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.,2006.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.- Ростов-на-Дону., 2002.
- Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Страна Игралия» Интеграция образовательных областей: Коммуникация: «Формирование просодической стороны речи у дошкольников. Дифференциация звуков С–Ш». Физическая культура.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...
Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.
При проведении логопедических занятий хочется разнообразить приёмы своей работы. На занятии необходимо не только реализовать поставленные задачи , но и длительное время удержать внимание детей н...
ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...
Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)
Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного материала м...
Система коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников посредством логоритмики
В данной работе рассматривается проблема развития просодического компанента у детей с заиканием....
Дыхательная система - один из структурных компонентов просодической стороны речи у дошкольников сТНР
Игровые упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развивают продолжительный, равномерный выдох у воспитанников формируя сильную направленную воздушную с...