«Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество»
план-конспект занятия по развитию речи
Подсказка,для тех кто пррходит переподготовку "Педогогика и методика дошкольного образования.По дисциплине "Развитие речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbacheva_m.l_rechevoe_razvitie.doc | 515.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное задание «Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество»
1) На примере одной из загадок составьте беседу-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной), например:
В о с п и т а т е л ь. Отгадайте загадку:
По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой
Красит людей.
.
Д е т и. Солнце.
В о с п и т а т е л ь. А что еще по небу ходит?
Д е т и. облако, тучка, луна.
В о с п и т а т е л ь. А почему солнце?
Д е т и. потому что ,только солнце может сделать кожу коричневой.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, только под лучами солнца у людей в клетках кожи вырабатывается и откладывается пигмент, который называется мелатонин. Он и окрашивает кожу в коричневый цвет после пребывания на солнце.
2) Составьте картотеку пословиц и поговорок (3–4 на каждую тему) в форме таблицы:
Тема | Пословицы и поговорки | Объяснение смысла пословицы |
Человек | 1) Всяк кулик своё болото хвалит. 2) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 3) Встречают по одежке, провожают по уму. | 1) Любому человеку свой дом роднее, ближе, лучше, чем чужой. 2) Чтобы прийти к успеху, нужно приложить усилие, терпение. 3) При встрече люди сначала обращают внимание на внешность человека, по внешности формируется первое впечатление. Только после общения с ним формируется общее впечатление о том, что из себя человек представляет. И оно может измениться и отличаться от впечатления по внешности. |
Слово, речь | 1)Что написано пером, того не вырубишь топором. 2) Беседа дорогу коротает 3) Какова голова, такова и речь. | 1) Что написано (изложено) на бумаге (документах). Эта информация прочитана людьми, её уже никак не изменить или не стереть. 2) Нужно находить положительные моменты во всех ситуациях жизни, даже в тех, которые кажутся трудными или скучными. 3) Если у человека хорошо развит интеллект, логика и культура речи, то его высказывания будут ясными, точными и логичными. |
Знание, учение | 1)Грамоте учиться всегда – (вперед) пригодится. Мир освещается солнцем, а 2)человек знанием. 3)Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 1.Человеку всегда надо умственно развиваться, для этого надо постоянно учиться, изучать новое. Это поможет человеку в жизни, в учебе, на работе. Учение лишним не бывает, оно расширяет кругозор и расширяет горизонты знаний. 2. Земле необходимо солнце, благодаря солнцу есть жизнь, все растет и существует. Точно также и знания для человека — помогают развиваться, учиться. Солнце делает мир светлым, знания просветляют человеческий разум. 3. Человек не может знать в жизни все. И это нормально. Главное, чтобы человек учился, познавал мир. Когда человек не стремится к знаниям, то он останавливается в развитии, становится невеждой. И это стыдно. |
Ум – глупость | 1)Всяк умен: кто сперва, кто опосля. 2) Где умному горе, там глупому веселье. 3) Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет. | 1) люди разные и у каждого свои способности и способы решения задач. Она подчеркивает, что каждый человек может иметь свой подход к решению проблем и достижению целей, и что нет единственно правильного пути к успеху. Важно не забывать, что каждый имеет свой собственный путь и собственный темп, чтобы достичь успеха. 2) Умный на то и умный человек, что воспринимает адекватно происходящее. А глупому весело везде, потому что он видит только поверхностное, без последствий. 3) С осуждением говорится о недалёком, неумном человеке, который чрезмерным усердием и старанием вредит себе. |
Труд – безделье | 1)Делу — время, потехе — час. 2)Катучий камень мохнат не будет. 3) Кто не работает, тот не ест. | 1) Делу нужно уделять свое основное время, а вот досугу и увлечению – совсем немного. 2)Кто много отдыхает/странствует/гуляет- добра не наживет. 3)Человек не приложивший усилий для достижений не заслуживает вознаграждения. Жизненные блага нужно заработать. |
Правда – кривда | 1)В ком правды нет, в том добра мало. 2) Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит. 3) Клевета - что уголь: не обожжет, так замарает. | 1) Человек, который лжет, склонен совершать и другие нечестные поступки. 2) Многие говорят о значимости правды, но не каждый на самом деле ее ценит, особенно если она может быть неприятной. 3) Клевета может оставить длительные последствия в виде плохой репутации, нарушенных отношений и душевных травм. |
Добро – зло | 1)Для злой Натальи все люди — канальи. 2) Добра ищи, а худо само придет. 3) Добро не лихо — ходит тихо. | 1)Некоторые люди считают всех остальных низкопробными и нечестными, не видят доброты и порядочности в других людях. 2) Если вы стараетесь быть позитивным и искать хорошее в жизни, то хорошее к вам придет. Если же вы ожидаете плохое, то оно тоже обязательно произойдет. Таким образом, ваша мысль и настроение могут привлечь в вашу жизнь события и обстоятельства, соответствующие вашему эмоциональному состоянию. |
Дружба – вражда | 1)Друг научит, а недруг проучит. 2)Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен. 3)Гусь свинье не товарищ | 1) Друг не бросит в беде и поможет в трудную минуту, а не друг в трудную минуту не поможет оставить одного справляться с проблемой 2) Очень легко провалиться в тонкий весенний лед, так и новый друг - еще не связан с тобой прочными цепями долга и обязательств, поэтому на него нельзя рассчитывать по-настоящему. 3) Люди с разными характерами, интересами или поведением не могут быть друзьями или компаньонами. Она подчеркивает тот факт, что люди, которые не находят общего языка, не могут поддерживать крепкие и долговременные отношения. |
Много – мало | 1) Муравей мал, а гору копает. 2) Одна пчела лучше пригоршни мух. | 1) Любой человек может вершить большие дела благодаря упорству и трудолюбию. 2)Пословица подчёркивает важность качества над количеством.
|
3) Разработайте ситуацию общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы (по Вашему выбору), используя следующую таблицу:
ПОСЛОВИЦА | Каждой вещи свое место. (по Вашему выбору) |
Образец наглядного или иллюстративного материала | |
Беседа по вопросам, раскрывающая смысл пословицы | Воспитатель: - Горе тому, у кого беспорядок в дому. А что такое беспорядок? Откуда он возникает? Как его нужно устранять? Хорошо ли жить в беспорядке? А в семье кто чаще всего наводит беспорядок? |
Чтение художественной литературы (название, жанр, содержание текста или указание источника) | Рассказ Л. Воронкова «Маша- растеряша» Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло окно. А Маша спит. Пришла мама: — Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, В детский сад идти пора! Маша проснулась, открыла глаза: — Встану - не устану. Я немножко полежу Да в окошко погляжу. А мама опять: — Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша - а чулок-то нет! — Где же, где мои чулки? Обыщу все уголки. Их на стуле нет, И под стулом нет, На кровати нет, Под кроватью - нет... Ищет Маша чулки, никак не найдёт. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает: — Ищешь, ищешь - не найдёшь, А разыщешь - так пойдёшь. Надо вещи убирать — Не придётся их искать. И воробьи за окном Машу поддразнивают: — Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! А Маша всё ищет: — И под стулом нет, И на стуле нет... Да вот же они - у куклы в кроватке! Мама спрашивает: — Маша, скоро? А Маша отвечает: — Надеваю чулки, Обуваю башмаки. Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет! — Под кроватью нет, На кровати нет, И за шкафом нет, И под шкафом нет... А кошка ходит, всё своё мурлычет-приговаривает: — Ищешь, ищешь - не найдёшь, А разыщешь - так поймёшь. Надо вещи убирать — Не придётся их искать. Подошёл к окну петушок и запел: — Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Стала Маша просить петушка: — Петушок, петушок, Разыщи мой башмачок! Петушок поискал-поискал — нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где — на столе стоит. Мама спрашивает: — Маша, скоро? А Маша отвечает: — Вот надену платье И пойду гулять я! А платья тоже нет нигде! — В чём пойду гулять я? Потерялось платье! Платье в горошину, — Куда оно положено? И на стуле нет, И под стулом нет... А кошка всё своё мурлычет-приговаривает: — Ищешь, ищешь - не найдёшь, А без платья не пойдёшь... Надо вещи убирать — Не придётся их искать... Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Но тут Маша увидела своё платье. Обрадовалась: — Платье в горошину На полочку заброшено! Мама говорит: — Больше ждать я не могу! А Маша отвечает: — Я бегу-бегу-бегу! Бежит Маша в детский сад, торопится. А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу, и закричали: — Опоздала, Маша, Маша-растеряша! |
Проблемная ситуация, раскрывающая смысл пословицы (описание) | А у вас в группе есть такие Маши-растеряши? Вы всегда свои вещи на место кладете, не раскидываете? Смысл пословицы: Эта пословица означает, что жизнь становится более сложной и трудной, когда в доме царит беспорядок и хаос. Когда вещи не на своих местах, трудно найти нужные предметы, а также ухаживать за домом и сохранять его чистоту и порядок. |
Мнемодорожка (кодирование текста пословицы элементарными рисунками или пиктограммами) | |
Совместная творческая речевая деятельность: придумывание рассказа или сказочной истории, раскрывающей прямой смысл пословицы | Жил был Миша, как-то раз позвали его друзья на улицу играть в футбол. А у мальчика был футбольный мяч и он забыл куда положил его. Он искал его в шкафу и вывалил все что там лежало на пол. Наконец, когда он его нашел и уже хотел уйти, мама заглянула в комнату и увидела беспорядок. Тогда она сказала: «Пока не уберешь этот беспорядок, не куда не пойдешь!». Тогда Миша, что бы не терять времени , быстренько все сгреб с пола и затолкал в шкаф. А когда он лег спать, ему приснился страшный сон , он хотел достать своего «спального» мишку ,который обычно лежал в шкафу. Когда он открыл дверцы шкафа, все вещи рухнули на Мишу. Горе тому у кого беспорядок в дому. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование педагогического процесса и организация речевых центров, основные факторы усвоения многообразия функций речи.
презентация с теоритическим материалом по теме и фотографиями...
Мастер-класс "Использование метода моделирования в развитии речевого творчества дошкольников"
Методическая разработка знакомит педагогов с использованием метода моделирования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических компонентов и развитию связно...
«Моделирование педагогического процесса. Музыкально-игровая деятельность»
Дистанционное задание «Моделирование педагогического процесса. Музыкально-игроваядеятельность»...
Моделирование педагогического процесса. Художественное творчество.
Картотека авторских игр по художественному творчеству...
«Моделирование педагогического процесса. Художественное творчество»
Возрастная группа: Первая младшая группа (2-3 года).Комплексная образовательная программа: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ...
«Моделирование педагогического процесса. Художественное творчество»
laquo;Моделирование педагогического процесса. Художественное творчество»...