«Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество» Сценарий игровой обучающей ситуации на понимание и запоминание пословицы «Дерево живет корнями, а человек – друзьями» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество»
Сценарий игровой обучающей ситуации
на понимание и запоминание пословицы «Дерево живет корнями, а человек – друзьями»
для детей старшего дошкольного возраста
Работу выполнил воспитатель
МКДОУ детский сад «Радуга» (НСО, г. Каргат)
Е.В. Чужикова
Пословица или поговорка | Дерево живет корнями, а человек – друзьями. |
Образец наглядного или иллюстративного материала: | |
Беседа по вопросам, раскрывающая смысл пословицы: | Что изображено на картинке? Может ли дерево жить без корней? Может ли человек обойтись без друзей? Дерево будет стойким, если у него есть крепкие корни. Корни являются неотъемлемой частью дерева. Без них дерево не может держаться, а значит не может расти, чтобы продолжить жить. Если дерево спилить, то оно погибнет без корней. Тоже самое и человек не может в своей жизни обойтись без верных друзей. Вместе с хорошими друзьями он развивается, становится лучше, приобретает хорошие манеры или привычки. Действительно, человек держится хорошими друзьями, а дерево – крепкими корнями. |
Чтение художественной литературы (название, жанр, содержание текста или указание источника) | Сказка М.Пляцковского «Урок дружбы». Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. – Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем. – Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь! – Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так? – Ты, наверно, прав, – ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал: – Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы… Вопросы для беседы по сказке «Урок дружбы» О ком эта сказка? Что прислала бабушка Чику? Как поступил Чик с целым ящиком пшена? Что нашел Чирик и как поступил со своей находкой? Как вы думаете, кто поступил правильно? Какой урок дружбы преподнес Чирик Чику? |
Проблемная ситуация, раскрывающая смысл пословицы (описание) | Слушание песни М.Пляцковского.муз.Савельева Б. «Настоящий друг». О чем эта песня? Чтение стихотворения В.Орлова «Кто кого?» - Кто кого обидел первый? -Он меня! -Нет, он меня! -Кто кого ударил первый? -Он меня! -Нет, он меня! -Вы же раньше так дружили! -Я дружил. -И я дружил. -Что же вы не поделили? -Я забыл. -И я забыл. Физминутка «Дружба» Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее.(хлопают в ладоши) Наши ножки постучали Дружно и сильнее.(топают ногами) По коленочкам ударили Тише, тише, тише.(ладонями ) Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше.(высоко поднимаем руки) Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись и остановились.(повороты кистями рук вправо и влево) Пальчиковая гимнастика «Дружба» Дружат в нашей группе мальчики и девочки (пальцы рук в замок) Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук) 1, 2, 3, 4, 5 –начинай считать опять )поочередное касание одноименных пальцев , начиная с мезинцев) 1, 2, 3, 4, 5 мы закончили считать (руки вниз, встряхнули). Правила дружбы: 1.Не ссориться. 2.Уступать 3.Не бояться просить прощения, если обидел друга. 4.Быть вежливым. 5.Не злиться. 6.Не жадничать. 7.Быть честным. 8.Быть внимательным. Игра: «Я хочу с тобой дружить» Дети садятся в большой круг. Воспитатель бросает мяч поочередно. Кому попал мяч в руки, говорит как его зовут, говорит волшебные слова: «Буду так я говорить, я хочу с тобой дружить…» Воспитатель: А теперь закройте глаза .Как вы себя чувствуете? Хорошо? Это потому, что мы все дружим между собой. |
Мнемотаблица или мнемодорожка (кодирование текста пословицы элементарными рисунками или пиктограммами) | |
Совместная творческая речевая деятельность: придумывание рассказа или сказочной истории, раскрывающей смысл пословицы. | Ребята, хотите послушать историю про двух друзей Захара и Андрея? (ответы детей) Однажды, весною два друга Захар и Андрей отправились на озеро, посмотреть не растаял ли лед. Прийдя на озеро ребята увидели, что лед еще не растаял и Захар предложил покататься . Когда они сделали пару шагов, лег под ногами затрещал. Андрей успел вернуться к берегу, а Захар испугался и остался стоять на льду. А теперь мы с вами придумаем, чем же закончилась история друзей Захара и Андрея. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра на тему «Цирк приглашает друзей» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Дидактическая игра нацелена на обобщение и закрепление представлений детей о количестве, форме, величине, ориентировке в пространстве и времени...
на тему «Пернатые друзья» (для детей старшего дошкольного возраста)
Формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях;Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах;Продолжать знакомить детей с народными приметами и литерат...
Проект " Деревья - наши друзья!" для детей старшего дошкольного возраста.
Проект по экологии с детьми старшего дошкольного возраста....
Сценарий познавательного квеста «Птицы – наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Увлекательное квест-путешествие для закрепления и обобщения знаний о зимующих птицах...
Сценарий спортивного праздника «Мой папа - и я, мы друзья» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Привлечение пап к участию в совместных с детьми мероприятиях; развитие интереса у детей и родителей к физической культуре и спорту....
Конспект НОД «Дерево держится корнями, а человек семьей» для детей старшего дошкольного возраста
- создать условия для развития интереса к традициям семьи, через любовь к народному фольклору - формировать представления о народном творчестве, его разновидностях ( сказки, потешки, колыбельные)...
«Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество»
Подсказка,для тех кто пррходит переподготовку "Педогогика и методика дошкольного образования.По дисциплине "Развитие речи"...