«Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество» Сценарий игровой обучающей ситуации на понимание и запоминание пословицы «Дерево живет корнями, а человек – друзьями» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чужикова Елена Васильевна

Конспект занятия по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие391.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество»

Сценарий игровой обучающей ситуации

на понимание и запоминание пословицы «Дерево живет корнями, а человек – друзьями»

для детей старшего дошкольного возраста

Работу выполнил воспитатель

МКДОУ детский сад «Радуга» (НСО, г. Каргат)

Е.В. Чужикова

Пословица или поговорка

Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Образец наглядного или иллюстративного материала:

iVC12MH8N.jpg

Беседа по вопросам, раскрывающая смысл пословицы:

Что изображено на картинке?

Может ли дерево жить без корней?

Может ли человек обойтись без друзей?

Дерево будет стойким, если у него есть крепкие корни. Корни являются неотъемлемой частью дерева. Без них дерево не может держаться, а значит не может расти, чтобы продолжить жить. Если дерево спилить, то оно погибнет без корней. Тоже самое и человек не может в своей жизни обойтись без верных друзей. Вместе с хорошими друзьями он развивается, становится лучше, приобретает хорошие манеры или привычки. Действительно, человек держится хорошими друзьями, а дерево – крепкими корнями.

Чтение художественной литературы (название, жанр, содержание текста или указание источника)

Сказка М.Пляцковского «Урок дружбы».

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

– Ты, наверно, прав, – ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:

– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы…

Вопросы для беседы по сказке «Урок дружбы»

О ком эта сказка?

Что прислала бабушка Чику?

Как поступил Чик с целым ящиком пшена?

Что нашел Чирик и как поступил со своей находкой?

Как вы думаете, кто поступил правильно?

Какой урок дружбы преподнес Чирик Чику?

Проблемная ситуация, раскрывающая смысл пословицы (описание)

Слушание песни М.Пляцковского.муз.Савельева Б. «Настоящий друг».

О чем эта песня?

Чтение стихотворения В.Орлова «Кто кого?»

- Кто кого обидел первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Кто кого ударил первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили!

-Я дружил.

-И я дружил.

-Что же вы не поделили?

-Я забыл.

-И я забыл.

Физминутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.(хлопают в ладоши)

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.(топают ногами)

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.(ладонями )

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.(высоко поднимаем руки)

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.(повороты кистями рук вправо и влево)

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе мальчики и девочки (пальцы рук в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

1, 2, 3, 4, 5 –начинай считать опять )поочередное касание одноименных пальцев , начиная с мезинцев)

1, 2, 3, 4, 5 мы закончили считать  (руки вниз, встряхнули).

Правила дружбы:

1.Не ссориться.

2.Уступать

3.Не бояться просить прощения, если обидел друга.

4.Быть вежливым.

5.Не злиться.

6.Не жадничать.

7.Быть честным.

8.Быть внимательным.

Игра: «Я хочу с тобой дружить»

Дети садятся в большой круг. Воспитатель бросает мяч поочередно. Кому попал мяч в руки, говорит как его зовут, говорит волшебные слова: «Буду так я говорить, я хочу с тобой дружить…» Воспитатель: А теперь закройте глаза .Как вы себя чувствуете? Хорошо? Это потому, что мы все дружим между собой.

Мнемотаблица или мнемодорожка (кодирование текста пословицы элементарными рисунками или пиктограммами)

i9LLI9V7C.jpgi72HWX47C.jpgimg5.jpgiQPJHZMNA.jpg

Совместная творческая речевая деятельность: придумывание рассказа или сказочной истории, раскрывающей смысл пословицы.

Ребята, хотите послушать историю про двух друзей Захара и Андрея? (ответы детей)

Однажды, весною два друга Захар и Андрей отправились на озеро, посмотреть не растаял ли лед. Прийдя на озеро ребята увидели, что лед еще не растаял и Захар предложил покататься . Когда они сделали пару шагов, лег под ногами затрещал. Андрей успел вернуться к берегу, а Захар испугался и остался стоять на льду.

А теперь мы с вами придумаем, чем же закончилась история друзей Захара и Андрея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на тему «Цирк приглашает друзей» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Дидактическая игра нацелена на обобщение и закрепление представлений  детей  о количестве, форме,  величине,  ориентировке в пространстве и времени...

на тему «Пернатые друзья» (для детей старшего дошкольного возраста)

Формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях;Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах;Продолжать знакомить детей с народными приметами и литерат...

Проект " Деревья - наши друзья!" для детей старшего дошкольного возраста.

Проект по экологии с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий познавательного квеста «Птицы – наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Увлекательное квест-путешествие для закрепления и обобщения знаний о зимующих птицах...

Сценарий спортивного праздника «Мой папа - и я, мы друзья» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Привлечение пап к участию в совместных с детьми мероприятиях; развитие интереса у детей и родителей к физической культуре и спорту....

Конспект НОД «Дерево держится корнями, а человек семьей» для детей старшего дошкольного возраста

- создать условия для развития интереса к традициям семьи, через любовь к народному фольклору - формировать представления о народном творчестве, его разновидностях ( сказки, потешки, колыбельные)...

«Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество»

Подсказка,для тех кто пррходит переподготовку "Педогогика и методика дошкольного образования.По дисциплине "Развитие речи"...