Технологическая карта по развитию речи на тему: пересказ Л.Касиля "Сестра"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Цель: Составление пересказа «Сестра» по тексту и сюжетной картинке.
Задачи:
- связная речь: учить пересказывать текст рассказа последовательно, воспитывать уважение к защитникам Родины
- словарь и грамматика: учить понимать смысл образных выражений
- звуковая культура речи: упражнять в отчётливом произнесении слов.
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка.
Мольберт, листы для мнемотаблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_razvitiyu_rechi_po_rasskazu_l._kasilya_setra.docx | 183.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Брусничка»
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
в подготовительной к школе группе
Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Составила: Канева Е.В. воспитатель
подготовительной к школе группы «Солнышко»
с. Белоярск 2024 г
Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Цель: Составление пересказа «Сестра» по тексту и сюжетной картинке.
Задачи:
- связная речь: учить пересказывать текст рассказа последовательно, воспитывать уважение к защитникам Родины
- словарь и грамматика: учить понимать смысл образных выражений
- звуковая культура речи: упражнять в отчётливом произнесении слов.
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка.
Мольберт, листы для мнемотаблицы
Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога: Методы, приемы, возможные виды деятельности | Деятельность воспитанников | Результат |
Психологический настрой | Учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта, снять психическое напряжение. | Воспитатель: Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени. Всех мальчишек и девчонок разбуди, собери. Дети встали, потянулись и друг другу улыбнулись, (дети становятся в круг, берутся за руки, смотрят друг на друга, улыбаются друг другу). Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы. (сжимаем и разжимаем ладони) Два больших и крепких малых (пальцы рук здороваются) И солдат в боях бывалых. Два гвардейца – храбреца! Два сметливых молодца! Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два мизинца – коротышки – Очень славные мальчишки! | Собираются в круг по зову воспитателя | Психологическая готовность |
Мотивация к деятельности | Мотивация на познавательную деятельность Д/и «Скажи наоборот» | Например: Холодный – горячий, круглый – квадратный и т.д. Мир -… Горе -…. Поражение -… Защищаться – …. Строить –… Сильный -… Враг - …. | Ответы детей. | У детей появляется мотивация к деятельности. |
Основная часть | Беседа | Воспитатель: Ребята, а вы знаете,что 79 лет, как окончилась Великая Отечественная война. Когда война началась, не было еще на свете ни ваших родителей, ни ваших дедушек и бабушек. Ранним утром, 22 июня 1941 года, когда все города и села нашей Родины спали спокойно, на нашу страну напали фашисты - немцы. Началась Великая Отечественная война. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады и школы. Война была очень страшной и жестокой. Много людей погибло в этой войне. Народ не жалел своей жизни, чтобы остановить врага. Наравне с мужчинами сражались и старики, и женщины и даже дети. Старики и дети помогали партизанам, разведчикам и солдатам, а молодые девушки были снайперами, летчиками, медицинскими сестрами. На войне люди помогали друг другу. | ||
Задание «Объясни слова» | Отечество – (Россия, страна в которой мы живём) Ветеран - (старый опытный воин, участник прошедшей войны) Подвиг - (героический поступок) Герой – (человек, совершивший поступок, необычный по своей храбрости). Солдат – (человек, сражавшийся за Родину, не жалеет сил) | Задача детей объяснить слова | ||
Задание «Закончи предложение словом Война». | Мотивация на познавательную деятельность | В июне 1941 года началась… Мы хотим, чтобы не было …. Много книг написано о … Солдаты совершали подвиги на … | Ответы детей. Проговаривают предложение. | У детей появляется мотивация к деятельности. |
Чтение рассказа. Чтение рассказа Л. Кассиля «Сестра» и составление плана пересказа. - Но на войне были и женщины-медсёстры, которые вытаскивали раненых солдат с поля боя. Об одной такой медсестре я сейчас прочитаю вам рассказ. Он называется «Сестра», написал его Лев Кассиль. | ||||
Физминутка | Физминутка. «Солдаты» Встали ровненько, ребята, Пошагали, как солдаты. Влево, вправо наклонись. На носочках потянись. Раз – рывок (прыжок), Два – рывок, Отдохнул ли ты дружок? Помаши кистями дружно Нам работать сейчас нужно! | Дети выполняют движения согласно тексту | ||
Дыхательное упражнение | «Пулеметчик» | Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения. | Дети выполняют упражнение | |
Практическая работа | Чтение рассказа и беседа по содержанию. Составление таблицы. | -А теперь составляем схему рассказа (Мнемотаблица). | Выполнение практического задания | |
Задание «Синквейк к слову СЕСТРА». | Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. | Сестра Храбрая, смелая Помогает, лечит, перевязывает Надежный помощник врача во время операции Медицинская сестра Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с таким интересным словом – СИНКВЕЙН. Сейчас мы с вами попробуем составить к слову сестра. Правила написания синквейна первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме. | Знакомство с новой технологией. | |
Анализ результатов деятельности | Научились передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. | Ответы детей по результатам деятельности. | ||
Ожидаемые результаты: С помощью мнемотаблицы легко запомнить рассказ, пересказать его. Научились работать с технологией Синквейн.
|
Приложение 1.
Рассказ Л. Кассиля «Сестра»
Пошел в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно-пуля в груди мешает.
Лежит и думает: "Конец мой приходит. Умру сейчас. " И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смерзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой.
Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест,-медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт, и начинает перевязывать рану-осторожно, чтобы не больно.
"Кругом бой, а она приползла", -подумал Иван и спросил:
-Умру?
-Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
-Спасибо, сестрица!-говорит Иван Котлов.
-Дозвольте узнать, как вас зовут.
-Надя зовут,-отвечает,-Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползет и раненого тащит.
Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!
Приложение 2.
Мнемотаблица
МИР - ВОЙНА
ГОРЕ- РАДОСТЬ
ПОРАЖЕНИЕ- ПОБЕДА
ЗАЩИЩАТЬСЯ – НАПАДАТЬ
СТРОИТЬ – ЛОМАТЬ
СИЛЬНЫЙ - СЛАБЫЙ
ВРАГ - ДРУГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта по развитию речи на тему "Весна пришла"
Возрастная группа: старшая группа 5-6летЦель: Расширение представления о временах года.Задачи: формировать представления о времени года «весна» и ее признаках....
Технологическая карта занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания".
Технологическая карта занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания". Аннотация: Педагог вовлекает детей в занятие через загадывание загадок о вре...
Технологическая карта по развитию речи по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" Александрова Алёна Валерьевна село Юва
технологическкая карта нод по развитию речи по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" Александрова Алёна Валерьевна...
Технологическая карта по развитию речи на тему сказка в обработке А. Н. Толстого «Хаврошечка»
Технологическая карта занятияФИО участника:Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитиеТема занятия: сказка в обработке А. Н. Толстого "Хаврошечка"Возрастная группа: ст...
Технологическая карта по развитию речи на тему: "Животные жарких стран" для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Животные жарких стран"...
Технологическая карта по развитию речи на тему: "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Домашние птицы"...
Технологическая карта по развитию речи на тему:"Лесные животные"
Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:"Лесные животные"...