Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием метода наглядного моделирования. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Обучение детей самостоятельному пересказу и пониманию сказки на основе построения наглядной модели; Развитие у детей мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, речи, памяти при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету); воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_sostavlenie_rasskaza_po_syuzhetnoy_kartine_zimnie_zabavy.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по речевому развитию.
Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
Подготовительная к школе группа.
Разработала: воспитатель Шумилова Людмила Григорьевна.
Цели:
развивать устную речь, учить составлять связный последовательный рассказ, расширять возможности насыщения речи эпитетами и сравнениями;
Задачи:
учить детей составлять рассказ по фрагментам и по всему содержанию картины, придерживаясь определённой последовательности, с использованием схемы – матрицы; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения;
развивать умение связно, логично, непрерывно высказывать свою мысль.
активизировать словарь по теме «Зима».
обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
развивать умение детей подбирать прилагательное к заданному слову; развивать фонематический слух;
воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и побуждать к самостоятельному рассказу; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
продолжать развивать навык свободного спокойного общения со взрослыми и сверстниками.
Планируемые результаты: рассуждают, высказывают свою точку зрения, активно отвечают на вопросы; доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время игры;
Материалы и оборудование:
аудиозапись песни «Кабы не было зимы» (Композитор: Крылатов Е., Автор слов: Успенский Э.);
фотографии и картинки с изображением детей на прогулке зимой, зимние пейзажи, (проэктор)
стакан с водой, гуашь, кисть, шкатулка.
снежинка, воздушный шарик, письмо с секретом.
сюжетная картина.
мнемотаблица.
Словарная работа: вьюга, жизнерадостное, приметы о зиме.
Предварительная работа: чтение произведений о зиме;
игры «Подбери признаки», «Подбери слова-действия», «Подбери родственные слова».
#1054;рганизационный момент: под музыку дети входят в группу.
Приветствуют гостей.
-Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
(предположительный ответ детей: радостное, веселое.)
-А давайте мы с вами поделимся нашим настроением со всеми гостями и подарим им наши улыбки.
Дети становятся вкруг и берутся за руки вместе с воспитателем.
Психогимнастика.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!)
Звучит музыка, появляется воздушный шарик, на нитке письмо, написанное свечой. Воспитатель ловит шарик. Удивляется.
-Ух ты, что это?
(Дети предлагают варианты ответа)
-Давайте посмотрим.
-Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
-А может это тайное письмо?
(предположительный ответ детей: А разве бывают такие письма?)
-Да такие письма могут быть написаны секретными чернилами. (Лимонным соком, свечой, молоком или крахмалом). А чтобы их прочитать, нам необходимо Расскрасить лист краской.
-Проверим?
(Предположительный ответ детей: Да)
Ребенок смачивает письмо, появляется надпись СУНДУК.
-Посмотрите! Действительно появилось слово! Кто-нибудь может его прочитать?
Ребенок читает слово.
-Оказывается ребята- это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Игра малой подвижности «Холодно-горячо»
Дети находят сундук, открывают. На дне сундука находят карточки с картинками, по первым звукам которых нужно составить слово. (карточки пронумерованы)
(Заяц, игла, медведь, апельсин)
Дети выбирают корточки и становятся по порядку
(в соответствии с порядковым номером).
Другие ребята называют первые звуки, на слух определяют слово «зима».
#1042;ведение в беседу. Беседа.
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Назовите признаки зимы.
- Назовите зимние месяцы.
- Расскажите о повадках зверей и птиц зимой.
- Чем занимаются зимой птицы? (Ответы детей)
-А вы любите зиму? Расскажите, как вы играете зимой на улице?
(Ответы детей.)
-Зима, чудесное время года, на правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на санках, на лыжах и коньках, можно играть в снежки и строить крепость их снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Ребята, а вам не показалось странным, что я сказала «картины написаны»? И я не ошиблась-так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину? Вы хотите посмотреть картину?
Воспитатель показывает маленькую картинку (уменьшенную копию)
-Ребята, а как же мы будем рассматривать со всеми такую маленькую картину?
-Наверное, придется прибегнуть к волшебству? Вы знаете волшебные заклинания? Давайте закроем глаза, возьмемся за руки и произнесем магическое заклинание 3 раза.
Во время произнесения волшебных слов, воспитатель меняет маленькое изображение на большую сюжетную картину.
-Давайте рассмотрим картину. (Дети садятся полукругом на стульчики).
Воспитатель предлагает детям дать название картине.
- Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. Одновременно на доске воспитатель рисует картинки- схемы.
-Какое время года наступило и какое время суток изобразил художник? (На доске рисуется календарь и снежинка на нем)
-Какой выдался день? (Рисуется солнышко и снежинка (ясный, морозный, снежный))
-Какие стоят кусты? А деревья? А дома? (Рисуется куст, дерево, дом со снежинками)
-Кто вышел на улицу в ясный зимний день? (Рисуется схематично взрослый и ребенок)
-Где живут эти дети?
-Они ходят в школу или в садик?
-Каких птиц вы видите на картине?
-А каких животных?
-У собаки есть хозяин или она бездомная?
-ребята, скажите, какую одежду одели дети?
Воспитатель обращает внимание на пруд.
-Что с ним произошло? (пруд превратился в зеркальный каток)
-Чем дети заняты на улице? (Рисуется фигура ребенка, санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки).
Какое настроение у взрослых и детей? (Рисуется улыбка).
Воспитатель предлагает рассмотреть дома на картине и обратить внимание на дым из трубы:
Работа со словарем:
(-Если дым поднимается из труб столбом вверх, то ожидается мороз.
-Дым отклоняется в сторону при отсутствии ветра – ожидается снегопад.
-Дым из труб отклоняется вниз и расстилается по земле – следует ожидать в ближайшее время оттепель.)
-Молодцы ребята про все рассказали. А теперь попробуйте составить описательный рассказ! (Один ребенок составляет рассказ опираясь на схему)
А теперь послушайте, как бы я составила рассказ.
(Воспитатель предлагает свой вариант рассказа)
«В зимний, солнечный день!»
Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Пруд превратился в скользкий, зеркальный каток. Все одели теплую одежду и вышли на прогулку. Дети катаются на санках, на коньках, лепят снеговика.
Сколько радости и смеха! Всем нравится гулять зимой. Особенно в хороший, зимний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами кооперации с использованием приёма наглядного моделирования "Домашние животные" для детей подготовительной группы.
Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет сплачивать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учётом уровня речевого и познавате...
Конспект НОД по развитию речи "Ателье для кукол" с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по развитию речи Ателье для кукол с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."
Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»
Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк». Помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания.Пр...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием ИКТ «Потерянная сказка»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием ИКТ «Потерянная сказка»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)
Цель: развитие связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...