Конспект НОД в старшей группе на тему:"Сравнение ели и сосны"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе на тему:
«Сравнение ели и сосны»
Цель:
Закрепить умение детей различать ель и сосну по внешнему виду.
Задачи:
• Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.
• Развивать умение сравнивать, находить признаки различия и сходства ели и сосны (у ели ветки растут по всему стволу, опущены вниз; у сосны – расположены наверху ствола, растут вверх; у сосны хвоя длиннее, у ели короче; у сосны хвоя растет по 2 вместе, у ели – по одной, шишки ели – продолговатые, у сосны – короткие, округлые, внутри – семена).
• Вызывать интерес к исследовательской деятельности.
• Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе.
Оборудование: веточки сосны и ели, их шишки, картинки с изображением сосны и ели; конверт с письмом от ели.
Ход деятельности.
Логопед: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки.
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж.
Зимою в платье летнем. (Ёлка)
Логопед: К нам сегодня пришло загадочное, таинственное письмо
«Здравствуйте ребята! Пишет вам зеленая, пушистая красавица! К нам в лес приходили дети. Они долго любовались, смотрели на меня и одни говорили, что я сосна. Другие называли меня елью. Теперь я не знаю, кто я? Я совсем запуталась, помогите мне и скажите кто я? Зеленая красавица! »
Логопед: Ребята поможем разобраться зеленой красавице? А чтобы помочь колючей красавице нам нужно сравнить, определить, рассмотреть, понаблюдать. И определить, где сосна, а где ель. Готовы?
Для этого рассмотрим картинки с изображением деревьев сосны и ели.
Логопед: Что изображено на картинке? (елочка)
Логопед: Почему вы решили, что это ель?
Дети: (Потому что у нее не листочки, а иголки), (я считаю, что это ель, потому что у нее ветки смотрят вниз), (я думаю, что это ель, потому что у нее верху ветки короткие, а внизу длинные), (потому что на ней растут шишки)
Логопед: Подберем красивые слова. Какая ель? (зеленая, хвойная, пушистая, стройная, высокая).
Логопед: Что это за дерево? (сосна)
Логопед: Почему вы решили, что это сосна?
Дети: (Это сосна, потому что у нее не листочки, а иголки), (я считаю, что это сосна, потому что у нее ветки смотрят вверх), (я думаю, что это сосна, потому что у нее все ветки расположены вверху, а внизу веток нет), (потому что на ней растут шишки)
Логопед: Опишите ее, какая она? (высокая, одинокая, могучая, смолистая)
Логопед: Правильно это дерево — сосна. У сосны всегда ветки растут в верхней части ствола. Сосна любит солнышко, тянется к нему. Сосна любит селиться на лесных буграх. Это дерево издавна считают символом добра. Ее древесина прочная, душистая, красивая; со временем приобретает теплый оттенок. В зимнем лесу не налюбуешься стройным, медноствольным деревом.
У Ирины Токмаковой даже есть стихотворение о сосне:
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Логопед: А вот ель любит тенистые, прохладные места. Поэтому чем нижне, тем ветки ели все длиннее и гуще, им хорошо в тени. Величественны в зимнем лесу ели. Возвышаются зелеными пирамидами, на макушке видны гирлянды шишек. Хвоя темно—зеленая и густая—густая. Этими живыми памятниками дорожат люди.
Игра-физминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Логопед: Давайте с вами сядем на стульчики и рассмотрим эти веточки.
Логопед: У вас на столах ветки сосны и ели. Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны). А теперь покажите еловую (дети показывают). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.
Ребенок: Сосну я узнала по длинным иголкам.
Ребенок: И веточка у сосны толще, чем у ели.
Ребенок: У сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки.
Ребенок: Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной.
Ребенок: А на нашей ветке сосны иголки растут по 2 из каждого гнездышка.
Ребенок: У сосны иголки длиннее, а у ели – короче.
Ребенок: Ветка елочки колючая.
Ребенок: Почки на конце сосновой ветки растут, у елки тоже есть.
Ребенок: У сосны почки большие, их сразу видно, а у елки почки маленькие.
Логопед: Вы правильно отметили отличительные признаки. А похожи ли эти ветки между собой?
Дети: Похожи.
Логопед: В чем их сходство?
Ребенок: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее.
Логопед: (показывает ветки сосны и ели с шишками. У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки). Сравните шишки сосны и ели.
Ребенок: Еловая большая, сосновая – маленькая.
Ребенок: Сосновая шишка колючая, еловая – нет.
Ребенок: Шишка еловая овальной формы, сосновая – круглой.
Логопед: Ребята у шишек под каждой чешуйкой спрятаны семена. Посмотрите, дети, есть ли в ваших шишках семена.
Ребенок: Нет, семена высыпались, потому что шишки старые.
Логопед: А в некоторых шишках, семена есть. Посмотрите, какие они маленькие. И из таких
Дети, вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?
Дети: У сосны и ели нет листьев.
Логопед: Кто с этим не согласен?
Ребенок: Иголки – это их листики.
Логопед: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?
Ребенок: Хвоя.
Логопед: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными.
— Вы молодцы назвали много отличий ели и сосны. А похожи ли они? Что у них общего?
Дети. Зеленые иголки; острая хвоя, шишки есть у той и у другой, зимой и летом обе зеленые.
Итог.
Логопед: Как вы думаете, мы помогли колючей красавице узнать кто она – елочка или сосна? (да)
Логопед: А как мы передадим свои наблюдения елочке?
Дети: Напишем ей письмо.
Логопед: Мне очень понравилось с вами заниматься. Вы много знаете о ели и сосне. И можете их отличить друг от друга. О ваших знаниях я напишу письмо зеленой красавице. Она будет очень рада и благодарна вам за помощь. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по математике в старшей группе по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше»
Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Сравнение предметов на сколько больше - меньше»
Тема: «Сравнение предметов на сколько больше - меньше»Цель: обучение сравнению предметов по количеству (на сколько больше - меньше)Задачи: • создавать условия для закрепления знаний о...
Конспект ООД в старшей группе по ФЭМП: «Сравнение по высоте»
Конспект разработан с учетом ФГОС...
Презентация по математике в старшей группе на тему" Сравнение предметов"
Для воспитателей ДОУ...
Конспект фронтального занятия по ФЭМП в старшей группе по теме: «Сравнение количеств предметов в пределах 7. Фиксация результатов сравнения».
Сравнение количеств предметов в пределах 7...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Сравнение предметов по длине»
Конспект поможет провести занятия по ФЭМП и сформировать умение детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине, умение определять величину предметов на глаз, правильность...
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе по теме:"Сравнение предметов"
Данное занятие способствует развитию логики,воображения,речи дошкольников....