Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Емельянова Анастасия Васильевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию по теме

«Зимующие птицы» с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.

Цель: Развитие связной речи, расширение и активизация словаря детей по теме.

Задачи:

Обучающие: 

- уточнять, обогащать, активизировать и актуализировать словарь по заданной теме.

- расширять знания о зимующих птицах.

- закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

- закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

- развивать внимание, память.

- составлять короткие рассказы о зимующих птицах с опорой на серию сюжетных картин.

- развитие мышления детей на материале загадок.

- развивать двигательную активность и общую моторику детей.

Воспитательные:

- воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

Здоровьесберегающие:

- профилактика утомления детей на занятии;

- обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.

Используемый материал: мольберт, предметные картинки с изображением зимующих птиц, мяч среднего размера, серия сюжетных картин, карточки с изображением птиц и их корма, раскраски, звуки леса и детский смех.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Чтение рассказов и стихотворений о птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.

Ход:

Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Ребята. Подойдите ко мне, я приглашаю вас в путешествие в лес. -Закройте глаза.Представьте, что вы оказались в лесу.(Звучат звуки леса).

-Какие звуки вы можете слышать?Откройте глаза.

Дети: Мы услышали, как ветер воет; треск деревьев и т.д.

Воспитатель: В какое время года можно услышать эти звуки?

Дети: Эти звуки можно услышать зимой.

Воспитатель: Посмотрите, как красив зимний лес. Давайте присядем на свои места. Но что это?(дети рассматривают серию сюжетных картинок)

Дети: Это следы.

Воспитатель: Кто их оставил?

Дети: Их оставили птицы.

Воспитатель: Чьи следы?

Дети: Это птичьи следы

Воспитатель: Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Давайте вспомним зимующих птиц.( Воспитатель загадывает загадки,дети отгадывают загадки, при этом находят изображение – отгадку на мольберте).

1.Очень шустрый, суетливый,

Разговорчивый, крикливый.

По дорожке прыгает,

«Чик-чирик!» - чирикает.(Воробей.)

2.Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут. (Снегирь.)

3.Чёрненькая шапочка,

 Тоненькие лапочки.

 Галстук есть у птицы

 Кто она?... (Синица)

4.Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома,

Кар-Кар -Кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её. (Ворона)

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая. (Сорока).

Воспитатель: Почему зимующим птицам трудно зимой?

- Кто помогает птицам зимой?

(Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Правильно ребята!Зимой птицам холодно и голодно. Люди помогают птицам, строя для них кормушки.

-Давайте для наших птиц сделаем кормушку.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Ребята дощечки пилили, пилили.                    пилящие движения ребром ладони

И дружно кормушку для птиц мастерили.   стучать кулаком по ладони  

В нее мы насыплем для птиц угощенье:        растирание подушечек пальцев

Немного семян, и остатки печенья,                загибаем пальцы

Сушеные фрукты и хлебные крошки            «очки» подносик к глазам

И сала на ветки развесим немножко.

А чтобы на птичий обед посмотреть            «пальчики шагают», указательный

Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.       палец поднести к губам.

Воспитатель: Представьте, что на нашу кормушку слетелись птицы, давайте их посчитаем

Упражнение «Один-много»:

Одна ворона, а много … (ворон).

Одна синица, а много … (синиц).

Один воробей, а много … (воробьев).

Одна сорока, а много …(сорок).

Один снегирь, а много…(снегирей).

Один дятел, а много… (дятлов).

Воспитатель:А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами ( игра с мячом).

Д.И «Назови ласково»

- птица – птичка, пичужка

- синица – синичка

- воробей – воробышек – воробьишко

- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

- голубь – голубка, голубок

- галка – галочка

Воспитатель: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.

Воспитатель: Давайте отдохнем немножко и сделаем упражнение на дыхание.

Дыхательная гимнастика «Ворона».

Ребёнок (дети)сидит(ят). Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх, как крылья – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!», максимально растягивая звук «Р».

Воспитатель: Подумай, о ком можно так сказать:

Серая, умная, громкоголосая —

Шустрая, белобокая, длиннохвостая —

Длинноклювый, пёстрый, красноголовый —

Маленький, красногрудый, черноголовый —

Маленькие, шумные, коричневые —

Желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая —

Воспитатель: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная, как мы уже с вами говорили. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью.

-Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Можем сделать кормушки, подкармливать птиц.

Воспитатель: Правильно птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду, везде можно устроить для птиц столовую.

Воспитатель: Я сделала плакат, на котором вы можете видеть любимый корм птиц. Давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Давайте накормим птиц их любимым кормом и скажем - Я накормил свою синичку салом и т.д.

Д.И «Накорми птиц». (Дети играют в игру.).

Воспитатель: Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало, орехи одним словом?

Дети: Еда, корм, пища

Воспитатель:Для кого этот корм?

Дети: Для птиц

Воспитатель: Ребята, а вы  хотите стать птицами? Тогда давайте все дружно встанем и превратимся в птичек.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

 Воспитатель: (приглашает детей присесть а стульчики)

-Посмотрите внимательно на каждую картинку. Нам нужно составить рассказ по этим картинкам, давайте рассмотрим их внимательно.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Покормите птиц зимой» на мольберте

 Воспитатель задаёт вопросы по картинкам:

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

- Кто изображен на картине?

- Кого нашли ребята на снегу?

- Что случилось с птичкой?

- Почему птичка замерзла?

- Что решили сделать дети?

- Куда ребята положили воробышка?

- Почему дети идут быстрым шагом?

- Где находятся ребята и птичка?

- А как выглядит воробей?

- Что он делает?

- А что делают дети?

- Почему воробышек отогрелся?

- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?

- Что девочка насыпает в кормушку?

- Где сидит воробышек?

- Какое настроение у детей?

Дети  отвечают на вопросы воспитателя

Воспитатель: Замечательный рассказ получился. Давайте придумаем нашему рассказу название.

Дети придумывают название рассказу.

Воспитатель: Молодцы!

( Предлагает  детям сделать  с гимнастику для глаз)

Гимнастики для глаз «Синички».

  Летели синички,        (Прослеживание глазами за предметом по кругу)

  Птички невелички.

  Как они летели,          (Движения глазами вправо – влево)

  Все люди глядели.

  Как они садились,

 Люди все дивились      (Движения глазами вверх – вниз)

Воспитатель: Молодцы!А  теперь нам, друзья, пора возвращаться в детский сад. (Звучит музыка лес, потом детский смех).

Подведение итогов:( Оценка деятельности детей.)

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель:

- Где вы сегодня были? (Ответы детей)

- Кого видели? (Ответы детей)

- О каких птицах говорили? (Ответы детей)

 - Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите. (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой кормушки, корм, развесим их на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут клевать кормИ они скажут вам огромное спасибо по-птичьи. Я бы хотела, чтобы вы и дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.

Сюрпризный момент: зимующие птицы дарят вам подарки (раскраски птиц и их следы), чтобы вы никогда не забывали им помогать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зимующие птицы».

Конспект совместной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий  как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Зимующие птицы" (С использованием здоровьесберегающих технологий)

Цель: познакомить детей  с жизнью зимующих птиц.Задачи:- формировать у детей представление о зимующих птицах;- продолжать формировать умение различать предметы по размеру;- развивать познавательн...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект НОД «Осеннее дерево» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровых технологий)

Конспект с детьми старшей группы .Аппликация с техникой обрывания бумаги....

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....