Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цели: формировать экологическую культуру у детей;
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Гнездышко» п. Пуровск Пуровского района
Конспект по развитию речи в старшей группе
Тема: «Составление описательного рассказа о
зимующих птицах»
(с использованием интерактивных технологий)
Подготовила: Т.В. Забродская
П. Пуровск, 2021г.
Тема: «Составление описательного рассказа о
зимующих птицах»
Цели: формировать экологическую культуру у детей;
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
образовательные:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: мультимедийное оборудование, силуэтные картинки с изображением зимующих птиц, сюжетные картинки с изображением времен года, макет дерева, наборы разрезных карточек в конверте к игре «Целое – части», мнемосхема, мяч, тарелки, различный корм для птиц, аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”, цветные карандаши, раскраски
Ход занятия:
На экране появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.
(Звучит аудиозапись пения птиц)
Воспитатель: Скажите, чьи голоса вы услышали?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: А каких птиц вы знаете?
Дети: Зимующие и перелетные
Воспитатель: Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?
Дети: Синица, воробей, сорока, ворона, голубь
Воспитатель: Чем питаются зимующие птицы?
Дети: Ягоды, крошки, семечки, несоленое сало.
- Дидактическая игра «Раздели слова на слоги»
(на столе лежат силуэты – картинки птиц)
Воспитатель: - Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц.
Выберите себе птицу, назовите ее и определите, сколько слогов в названии.
Дети: У меня ворона. В этом слове три слога: во-ро-на.
У меня синица. В этом слове три слога: си-ни-ца.
У меня голубь. В этом слове два слога: го-лубь
У меня воробей. В этом слове три слога: во-ро-бей.
У меня сорока. В этом слове три слога: со-ро-ка
У меня клест. В этом слове один слог: клест.
- Дидактическая игра «Какая птица улетела?»
Воспитатель: Ребята, посадите своих птиц на наше дерево. Каких птичек вы видите на дереве? Птички хотят с вами поиграть в прятки. Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.
Воспитатель: Кого не стало?
Дети: Синички.
Воспитатель: Где сидела синичка?
Дети: На ветке.
(Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья)
Воспитатель: Кого теперь не стало?
Дети: Воробья.
(Воспитатель убирает плоскостное изображение вороны)
Воспитатель: Кого не стало?
Дети: Вороны
Воспитатель: Кого не стало?
(Воспитатель убирает плоскостное изображение голубя)
Дети: Голубя
Воспитатель: Молодцы, ребята.
- Дидактическая игра «Целое - части» (работа в парах)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?
Воспитатель: Предлагаю разделиться на пары. Выберите конверт. Соберите картинку, а потом назовите части тела (голова, крылья, туловище, клюв, хвост, лапки, глаза) и название птицы. Договоритесь, кто будет отвечать.
- Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель: Молодцы, дети. Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, вы отвечайте мне ласково: голова – головушка; синица – синичка; крыло – крылышко; воробей – воробышек, клюв – клювик; хвост – хвостик; лапы - лапки
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только их лечит (Дятел)
Воспитатель: Правильно. Приглашаю поиграть с пальчиками.
- Пальчиковая игра «Дятел».
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,–
Все равно он будет мой.
- Чистоговорка
Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак)
Дятел в дуб все тук да тук, Дуб скрипит: Что там за стук? (С. Черный)
(Все дети произносят спокойно, произносят только мальчики протяжно-медленно, произносят только девочки быстро)
Воспитатель: -
Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.
(На экране появляется иллюстрация дятла)
- Рассказ воспитателя:
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва - Падают легкие семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему дятла называют лесным доктором?
Дети: Помогают уничтожать насекомых.
Воспитатель: Правильно, питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые -вредители и лес будет жить.
Дети, а как можно помочь зимой птичкам?
Дети: Нужно птиц кормить.
- Дидактическая игра «Кто что любит»
Воспитатель: Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку сложим то, что любят птицы (на столе разложен разный корм для птиц, дети кладут корм и поясняют какая птица что любит)
Дети: Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.
Пшено и просо предпочитает воробей.
Ягоды рябины – снегири.
Хлебные крошки едят синицы, воробьи.
Сырое (несоленое) сало - синицы, дятлы.
Сырое мясо - синицы, вороны, дятлы, сороки.
Воспитатель: - А куда надо сыпать корм, чтобы птицам было удобнее?
Дети: - Можно поставить кормушки.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.
- Пальчиковая игра
Мы кормушку смастерили. Удары кулачками друг о друга сверху.
Мы столовую открыли. Раскрыть ладошки.
Воробей, снегирь - сосед, Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.
Прилетело семь сорок.
Воспитатель: Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я назову одну птицу, а вы называете, много птиц.
- Дидактическая игра «Один – много» (с мячом)
Ход игры: Воспитатель называет птиц в единственном числе, а ребенок, мячом, отвечает во множественном числе:
воробей – воробьи; синица – синицы; голубь – голуби; ласточка –ласточки;
щегол- щеглы; снегирь, снегири; дятел- дятлы; ворона – вороны;
- Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, показывают грудку руками
В красных майках снегири- Хлопают себя по бокам
Распустили пёрышки
Греются на солнышке
Головой вертят,
Улететь хотят
Улетели! Улетели! Бегут по кругу, взмахивают руками
За метелью, за метелью.
Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме:
-Кто это?
-Величина
-Строение.
-Чем покрыто?
-Какие звуки издает?
-Чем питается?
-Как передвигается?
-Где встречается?
-Перелетные или зимующие?
- Рефлексия.
Воспитатель: - О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какое полезное дело для леса делают дятлы?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?
Воспитатель: - Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? Я вам сейчас раздам раскраски, вы их аккуратно раскрасите, и мы сделаем альбом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."
Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...
Технологическая карта образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе тема Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
Данная технологическая карта поможет закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему, активизировать словарный запас и формирование навыков ...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»
Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап.1.Коммуникативная игра - приветствие«Доброе утро!» Настрой на работу....