Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ старшей группы (5-6 лет) «Осень в гости к нам пришла»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Загороднова Екатерина Григорьевна

Данное занятие способствует расширению и обогащению знаний детей об осени, об изменениях в природе в осенний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тучковская СОШ №3 с УИОП»

Дошкольное отделение

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

с детьми с ОВЗ старшей группы (5-6 лет)

«Осень в гости к нам пришла»

Выполнила воспитатель

   I квалификационной категории

 Загороднова Екатерина Григорьевна

г. Руза, рп Тучково, 2024г.

Цель: расширение и обогащение знаний детей об осени, об изменениях в природе в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;
  • активизировать словарь по теме «Осень»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными);
  • формирование навыков прямого счета в пределах пяти.      

Развивающие:                    

  • развивать связную речь;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук посредством пальчиковых игр и упражнений;
  • развивать память, мышление;
  • развивать артикуляционную моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: Картина «осень», д/и «Кто внимательный», листья  разных цветов, корзинки, музыка и песенка Ю. Дерябкиной: «собираем листья», картинки с изображением грибов, деревьев. Мольберт, массажные мячи.


Ход занятия:

  1. Организационный момент:

 Приветствие:

Встали вместе полукругом,

Скажем «здравствуйте» друг другу,

Всем «привет» и «добрый день»,

Нам здороваться не лень.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

«Доброе утро!»

Объявление темы занятия.

Перед детьми картина «Осень». Воспитатель задает вопросы:

-Что вы видите на картинке?

-Какие деревья?

-Какая погода?

-Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?

-Правильно. Сегодня мы продолжаем говорить об осени.

Воспитатель предлагает детям отправиться  в путешествие, для того, что бы узнать как осенью изменился лес. Дети встают в колонну друг за другом. Шагают  и бегают, в зависимости от изменения музыки.

Звучит музыка: марш и разные виды ходьбы.

2. Основная часть:

1) Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом). Звучит музыка «Осень в лесу».

-Давайте представим, что мы оказались в лесу.

Упражнение для мышц шеи.

И.п.: сидя на стуле, спина и шея прямые.

-Давайте посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при возвращении в исходное положение-выдох ртом.

Упражнение для жевательно - артикуляционных мышц, губ, щек, языка.

-Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть рот и закрыть).

-Мишка очень любит малину, давайте покажем как он жует (имитация жевания).

-Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбку, кончиком языка облизать верхнюю губу).

Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).

-Вот мелькнул беличий хвостик (поворот языка влево-вправо).

-она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать зубами).

2) Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и «С-с-сс», все листья с липы сдул…подуть на них).

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!». (Постучать пальцами по столу).

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперёд-назад).

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижаты к столу).

Е. Карельская.

3) Игра для развития внимания и памяти « Грибы»:

Воспитатель с детьми «приходит на поляну, где растут грибы» (на мольберте прикреплены изображения грибов). Воспитатель проводит беседу с детьми о грибах: названия грибов, внешний вид, какие грибы съедобные и не съедобные. После беседы дети собирают в корзину только съедобные грибы.

4) Игра с листьями.

Воспитатель  разбрасывает листья по полу. Предлагает их собрать определенного цвета. Звучит музыка Ю. Дерябкиной «Игра с листочками». Согласование числительных с существительными и прилагательными

Ребёнок собирает листья в букет.

-Скажи, каких листьев по одному, по два.

5) Развитие связной речи «Лес осенью».

Летом лес был зелёным. Теперь берёзки и клёны желтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной.

Вопросы по тексту:

-Какой лес был летом?

-Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

-Какого цвета стали осины осенью?

-Что происходит с листьями, цветами, травами?

6) Пальчиковая игра с массажными мячами.

Ребёнок катает между ладошками массажный мяч, произнося стихотворный текст.

Следом за летом осень идёт.

Желтые песни ей ветер поёт.

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

  1. Итог занятия.

Возвращаемся из леса в группу под музыку: марш.

Рефлексия.

Воспитатель подводит итог, задает вопросы по занятию:

-О чём мы сегодня говорили?

-Какое у вас сейчас настроение?

-Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми ОВЗ в старшей группе по речевому развитию с использованием ЭОР.

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Пришла весна".

Цель занятия: уточнение и закрепление знаний у детей о весенних изменениях в неживой и живой природе посредством познавательной и продуктивной деятельности. Образовательные задачи по основной образова...

КОНСПЕКТ Непосредственно – образовательная деятельность Досуг для детей раннего возраста группы « К нам кукла Маша в гости пришла»

Цель: привлечь детей к посильному участию в развлечении,  создать хорошее настроение.Задачи: обогащение жизненного опыта детей, обогащение игрового опыта детей, развитие игровых умений, воспитани...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе «В гостях у черепахи Чапы».

Задачи:1. Образовательная: Сформировать представление детей о море и его обитателях. Учить их самостоятельно творчески отражать свои представления о море использовать технику кляксография с элементами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...