Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Я. Маршака "Тает месяц молодой""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе " Заучивание стихотворения С. Я. Маршака " Тает месяц молодой"" с использованием мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taet_mesyats_molodoy.docx102.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

в старшей группе

Тема: «Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»»

Выполнила Люсова И. А.

2023

Цель: заучить с детьми стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой»

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение;

выразительно читать его с естественными интонациями; составлять мнемотаблицу

2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста;

Развивающие:

1. Развивать мышление, память, речь

Воспитательные:

Воспитывать интерес к художественной литературе

Демонстрационный материал: Картинки из серии «Времена года. Зима: декабрь, январь,

февраль».

Ход занятия:

I. Мотивация.

Ребята, вспомните песню к новогоднему празднику «Что случилось, что случилось?» и давайте все вместе споем первый куплет.

Что случилось, что случилось?

Стали белыми дома…

К нам явилась,

К нам явилась

Белоснежная зима

II. Постановка целей и задач.

И сегодня мы поговорим о зиме.

Воспитатель: Почему зиму называют белоснежной?

Дети отвечают

(На доску вывешиваются картинки из серии «Времена года»)

III. Совместная деятельность.

Воспитатель:Ребята, посмотрите на картинки, какое время года на них изображено? (Ответы детей)

На картинах изображены разные зимние месяцы. Кто сможет назвать их? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого месяца свои особенности. Посмотрите на картинку и скажите, чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей)

-В декабре идет пушистый снег, все катаются с горки, наступает праздник Новый год.

-В январе солнце светит ярче, дети лепят снеговиков, на улице мороз.

-В феврале дуют ветры, дети катаются на лыжах, праздник 23 февраля - День Защитников Отечества

Какой месяц наступил сейчас? (Ответы детей)

Вам нравится зима? Чем она вам нравится? (Ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам встать и немножко отдохнуть

Физминутка «Зимой»

Как интересно нам зимой! (повороты в стороны, смотреть по сторонам)

На санках едем мы гурьбой, (имитация езды на санках)

Потом в снежки мы поиграем (лепить снежки и бросать)

Все дружно лыжи надеваем, («надевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (прыжки вверх)

Зимой на улице очень весело: можно кататься с горки, на санках, на лыжах, наступает самый любимый праздник взрослых и детей Новый год

Воспитатель:

-Сейчас я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Тает месяц молодой». А вы внимательно послушайте:

Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год! (С. Я. Маршак).

Воспитатель:

-Вам понравилось стихотворение? Как оно называется?

Воспитатель:

-Кто написал стихотворение?

Воспитатель:

Сейчас я еще раз прочту это стихотворение, вы слушайте очень внимательно и , если услышите непонятное слово, назовите его.

Словарная работа:

-Как автор говорит про месяц в стихотворении? (месяц молодой, месяц здесь частичка луны)

Показать схематично разницу между молодым, растущим и «старым» месяцем

-Как вы понимаете, что месяц тает? (ночь заканчивается, небо светлеет, и месяц бледнеет, он становится менее заметен на небе)

-Как гаснут звезды? (чередой, т. е. поочередно, постепенно)

-Что появляется на небе после ухода месяца и звезд? (солнце красное)

-А почему солнце называют красным?

Дети отвечают, что они наблюдали восход солнца и видели, что на рассвете солнце имеет красноватый цвет и окрашивает небо в розовые и алые тона. Воспитатель уточняет, что слово «красный» в русском языке употребляется также в значении «красивый»

Воспитатель:

-Откуда оно появляется? (из ворот)

-Кого ведет солнце? (новый день и Новый год)

А почему солнце ведет их за руку? Кого обычно ведут за руку? (малышей)

День , как и год, только начинаются, они тоже для матери-природы являются малышами.

Мы это стихотворение будем заучивать, а чтобы лучше запоминалось, поиграем вигру «Эхо»:

-Я говорю предложение из стихотворения громко, а вы повторяйте тихо, как эхо.

-А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы повторяйте громко.

-Ребята, это стихотворение вначале загадочное, поэтому первые строчки надо читать негромко, не торопясь.

А следующие строчки веселые, радостные, поэтому их надо читать весело, громко, выразительно.

Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь его запомнить. А поможет вам мнемотаблица.

IV. Совместная деятельность.

Дети обсуждают, как изобразить текст стихотворения с помощью символов и зарисовывают их в заготовленной таблице.

Теперь, кто сможет выйти и рассказать все стихотворение? (дети выходят и

рассказывают стихотворение).

V. Рефлексия.

Ребята, давайте еще раз вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?

А как называется стихотворение, которое заучивали? Кто его написал?

Молодцы, Ребята! Вы сегодня все очень хорошо рассказали стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. "Стихотворение С.Есенина "Черемуха".

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение стихотворения С.Есенина "Черемуха".Знакомство с книжкой и детской литературой....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .

Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет.»

Познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой», учить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы, продолжать работу над дикцией.Обогащать словарь детей: мес...

Конспект занятия по речевому развитию на тему : заучивание стихотворения"Кира-задира" Хоренко.

Дени познакомятся с творчеством поэтессы новосибирской области....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

«Подснежник» Заучивание стихотворения по мнемотаблице. Конспект занятия по речевому развитию в старшей компенсирующей группе

Конспект НОД по развитию речи дете старшего возраста. «Подснежник» Заучивание стихотворения по мнемотаблице. Задачи:обучать детей заучивать стихотворение с помощью мнемотабл...