конспект занятия по речевому развитию для старшей группы на тему: "Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юлия Николаевна Габдрахманова

Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл заучивание в старшей группе19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 г.Туймазы и Туймазинского района

Республики Башкортостан

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева

«Зима недаром злится»

Возрастная группа: 1я старшая

                                                          Выполнил: воспитатель

1й квалифицированной категории

                                                      Габдрахманова Ю.Н.

                                       Стаж: 12 лет

г.Туймазы, 2023г

Цель: выучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»

Задачи:

Образовательные

-систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе (признаки времён года);

-учить самостоятельно называть признаки весны и зимы;.

-познакомить детей с новым стихотворением и помочь запомнить его;

-продолжать учить понимать содержания стихотворений;

-обогащать и активизировать словарный запас детей;

Развивающие

-развивать восприятие, внимание, память;

-развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать и формировать умение слушать и запоминать стихотворения;

Воспитательные

-воспитывать интерес и потребность к заучиванию стихотворений русской поэзии;

-воспитывать любовь к природе;

-воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова;

-воспитывать интерес и любовь к музыке;

Методы и приёмы: беседа, пояснения, физ.минутка, слушание аудиозаписи и музыкального произведения, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы и дид.игр «Эхо», «Снежный ком», хоровое чтение «Громко-тихо», чтение шёпотом.

Оборудование и материалы: портрет Ф.И.Тютчева, изображения зимы и весны, мнемотаблица, мяч, аудиозапись стихотворения и песня к стихотворению.

Орг.момент:

- «Здравствуйте, мои друзья! Рада встрече с вами я! Какие вы сегодня красивые!»

(дети собираются возле воспитателя)

- «Дети, к нам пришли гости. Поздороваемся с гостями!» (Здравствуйте, гости!)

- «Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Возьмёмся за руки и закроем глаза. Чтобы наше настроение было хорошим и весёлым, передадим друг-другу искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как из ладошки в ладошку переходит наша доброта. Пусть эта доброта будет с нами сегодня!»

(дети собираются в круг, взявшись за руки и закрывают глаза)

Вводная часть:

- «Дети, послушайте и отгадайте загадку.»

- «Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт.» (загадка)

- «Что это?» (Весна)

- «Правильно, это весна!»

- «Сегодня утром, когда я зашла в группу, я нашла конверт. В конверте было письмо. Как вы думаете, от кого оно?» (От весны)

- «Правильно, это письмо написала и отправила Весна. В письме она говорит о том, что до её прихода осталось мало времени и очень скоро мы её встретим.»

- «Весна просит, чтобы мы к её приходу разучили стихотворение.»

- «Вы согласны выучить стихотворение для весны?» (Да)

Основная часть:

- «Я уже выбрала стихотворение, с которым хочу вас познакомить. Но сначала ответьте на мои вопросы.»

- «Когда наступает весна?» (После Зимы)

- «А сейчас какое время года?» (Зима)

- «А какой сейчас месяц?» (Февраль)

- «Февраль какой по счёту зимний месяц?» (Последний)

- «Назовите зимние месяцы.» (Декабрь, январь, февраль)

- «А что идёт после февраля?» (Март)

- «Март – какой месяц?» (Март, первый весенний месяц)

- «Назовите весенние месяцы.» (Март, апрель, май)

Работа с иллюстрациями

- «Дети, посмотрите на мольберт. Вы видите картинки с изображением двух времён года. Какие времена года изображены на картинках?) (Зима и Весна)

- «Назовите признаки зимы.» (Идёт снег, снег покрыл дорожки и дома, деревья стоят в снегу, холодно, метёт метель, дуют сильные и холодные ветра..)

- «Назовите признаки весны.» (Тает снег, становится теплее, прилетают птицы с тёплых краёв, ярко светит солнце, появляются первые проталинки, из под снега появляются подснежники…)

- «Дети, вы, наверное, уже устали стоять, давайте сделаем физ.минутку.»

Физминутка 

«Весною бабочка проснулась

  Улыбнулась, потянулась!

 Раз-росой она умылась,

 Два- изящно покружилась.

 Три- нагнулась и присела

На цветочек тихо села.»

- «Пройдём к партам и займём свои места.»

(дети занимают свои рабочие места за партами; напомнить про осанку)

- «Дети, стихотворение, которое мы будем сегодня с вами учить написал Фёдор Иванович Тютчев. Вот его портрет.» (показать портрет автора на доске)

- «Тютчев горячо любил русскую природу и своё отношение к природе он отражал в своей поэзии, в своих стихотворениях. Одно из этих стихотворений мы сегодня будем с вами учить.»

- «Стихотворение называется «Зима недаром злится».»

- «Сейчас вы услышите аудиозапись стихотворения. Слушаем внимательно.»

(включить аудиозапись стихотворения «Зима недаром злится»)

- «Как называется стихотворение, которое вы сейчас услышали?» (Зима недаром злится)

- «Кто автор этого стихотворения?» (Ф.И.Тютчев)

- «Вам понравилось стихотворение? Будем его учить?» (Да)

- «Мы будем учить с вами отрывок стихотворения. Сейчас я его вам зачитаю по мнемотаблице, которую вы видите на доске.»

(чтение отрывка стихотворения воспитателем по мнемотаблице)

- «О чём это стихотворение?» (О Весне, которая наступает после зимы )

- «Почему злится зима?» (Зима не хочет уходить, прошла её пора)

- «Что идёт на смену зиме?» (Весна, весна в окно стучится и гонит со двора)

- «В этом стихотворении есть строчки с новыми для нас словами.»

- «Всё засуетилось, всё нудит зиму вон.» «Что значит нудит?» (заставляет уходить, гонит, торопит..)

- «А кто суетится весной?» (Птицы, они спешат прилететь с юга)

- «И жаворонки в небе уж подняли трезвон. Что значит подняли трезвон?» (Звонко запели)

- «Как вы думаете, хотела зима уходить?» (Нет)

-«Взбесилась ведьма злая и снегу захватя, пустилась, убегая, в прекрасное дитя.» « Кто это прекрасное дитя?» (Весна)

Д.и. «Эхо»

- «Представим, что мы с вами находимся в горах, где живёт эхо.  Эхо хочет поиграть в игру. Я буду читать стихотворение, а вы будете моим эхом. На кого я посмотрю и укажу, будет моим эхом и повторять за мной строки из стихотворения.»

(воспитатель читает, дети повторяют)

Д.и. «Снежный ком»

- «Сейчас мы поиграем в игру «Снежный ком». Я буду читать строки из стихотворения, а кто-то будет повторять. Строки удлиняются, и снежный ком тоже увеличивается. В конце стихотворения у нас получится большой снежный ком и кто-то зачитает нам стихотворение полностью.»

(воспитатель читает строки стихотворения, дети повторяют; постепенно увеличивая строки до конца стихотворения)

Хоровое чтение «Громко-тихо»

- «В отрывке стихотворение три куплета. Первый куплет мы читаем хором громко, второй тихо, третий ещё тише.»

Повторное чтение стихотворения воспитателем

- «Сейчас я зачитаю вам отрывок стихотворения ещё раз сама, а вы шёпотом, про себя, повторяете за мной и закрепляете.»

(воспитатель читает стихотворение, дети повторяют шёпотом)

- «Кто из вас готов и желает рассказать стихотворение полностью у доски?»

(выходят 1-2 ребёнка для чтения стихотворения у доски)

Рефлексия:

- «Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали?» (Знакомились с новым стихотворением, учили его)

- «Как называется стихотворение?» ( Зима недаром злится)

- «Кто автор стихотворения?» ( Фёдор Иванович Тютчев)

- «О чём стихотворение?» (О весне, о том, что зима не хочет уходить и злится)

- «Вам понравилось стихотворение?» (да)

- «Вы смогли его запомнить?» (да)

- «Как мы запоминали стихотворение?» (Играли в игру «Эхо» и «Снежный ком», помогала мнемотаблица)

- «Какое отношение и настроение вызвало у вас это стихотворение?»

(весеннее, радость, что наступает весна, что скоро будет тепло и прилетят птицы..)

- «Все молодцы! Все старались! Сейчас я включу вам запись песни к стихотворению «Зима недаром злится», чтобы запомнить полностью стихотворение и дома рассказать родителям. Слушаем песню и отдыхаем.»

(включить запись песню на стихотворение «Зима недаром злится»)

-«Всем спасибо! И вам, дети, и гостям.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная партнерская образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе на тему "Заучивание стихотворения И. Мазнина"Осень"

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Продолжать формировать знания и представления детей о признаках осени. Закреплять умение выразительно читать наизусть стихотворения, передавая инт...

Конспект занятия НОД по речевому развитию в старшей группе на тему:Заучивание стихотворения И.Белоусова"Осень"

Конспект занятия НОД по речевому развитию-развитие речи в старшей группе.Тема:Заучивание стихотворения И.Белоусова"Осень». Задачи: Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .

Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

занятие по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"

конспкт занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему " заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"...

Конспект ИОС по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Заучивание стихотворения "Зимний край" Т. Кенвер

Конспект ИОС по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Заучивание стихотворения "Зимний край" Т. Кенвер...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И. СУРИКОВА «ДЕТСТВО»

Цель: познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение.Задачи:Образовательные: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «...

Конспект открытой ООД по речевому развитию в старшей группе на тему «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»

Цель:  развитие связной выразительности речи у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:Образовательные:учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней пр...