Конспект НОД по речевому развитию на тему “Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Как я ловил человечков» – смешная и вместе с тем поучительная история о мальчике Боре, который в своём воображении видел крошечных человечков на палубе игрушечного пароходика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ya_lovil_chelovechkov.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Задачи: Учить воспринимать чтение рассказов на слух, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы. Развивать устную речь, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к литературе.
Оборудование и материалы: игрушка медвежонок; книг: Б.Житков «Как я ловил человечков», А.Милн «Винни Пух», рус.нар.сказка «По щучьему веленью», Л.Н.Толстой «Косточка», Н.Носов «Живая шляпа», «Фантазеры»; иллюстрации к этим книгам; портрет Б.С.Житкова.
Методы и приемы: рассматривание иллюстрации к книгам; чтение рассказа; беседа; объяснение; физкультминутка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Сегодня к нам пришел гость. Но кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Он в чаще лесной живет,
И сладкоежкою слывет.
Любит он малину, мед,
А зимой свою лапу сосет.
Он может громко зареветь,
Мы зовем его ….
Дети: медведь.
Воспитатель: правильно!
Воспитатель вносит в группу игрушку медведя.
Дети рассматривают игрушку. Воспитатель показывает сверток.
Воспитатель: Дети, медвежонок хочет подарить нам подарок. Как вы думаете, что это?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Но прежде чем медвежонок отдаст нам сверток, он предлагает нам выполнить задание.
Воспитатель: Сейчас я вам буду показывать иллюстрации из произведений, а вы должны будете отгадать из какой это книги.
Воспитатель показывает по очереди иллюстрации к книгам.
Воспитатель: из какой книги эта иллюстрация?
Дети: «Винни Пух».
Воспитатель: дети, а кто герои этой сказки?
Дети: Емеля, щука.
Воспитатель: про кого эта сказка?
Дети: про девочку Айогу.
Воспитатель: к какой книге эта иллюстрация?
Дети: «Живая шляпа».
Воспитатель: «Живая шляпа» - это сказка или рассказ?
Дети: рассказ.
Воспитатель: дети, вы молодцы! Правильно ответили на все вопросы.
Воспитатель: А сейчас медвежонок хочет посмотреть, как вы умеете двигаться.
Физкультминутка «Кораблик»: воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют движения и слова за воспитателем.
Что там чудится в тумане? - вытягивают руки вперед
Волны плещут в океане. - машут руками, изображая волны
Это мачты кораблей. - вытягивают руки вверх
Пусть плывут сюда скорей! - приветственно машут руками
Мы по берегу гуляем, - ходьба на месте
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке - наклоны вперед
И сжимаем в кулаке. - сжимают кулачки
Чтобы больше их собрать, -
Надо чаще приседать. - приседания
Воспитатель: Молодцы, хорошо отдохнули! И медвежонку тоже понравилось, как вы выполнили задание.
Воспитатель: И теперь он хочет, чтобы мы с вами посмотрели, какой сюрприз приготовлен для нас в этом свертке.
Воспитатель открывает сверток, в нем находится книга Б.Житкова «Как я ловил человечков»
Воспитатель: ребята, перед вами книга русского писателя Бориса Степановича Житкова. Борис Степанович написал много разных рассказов. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах. Его книги учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
Воспитатель показывает портрет писателя.
Воспитатель: сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов «Как я ловил человечков».
Воспитатель читает детям рассказ и по ходу чтения, показывает иллюстрации к рассказу.
Борис Житков «Как я ловил человечков»
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: желтая и на ней два черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!
Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:
— Вот это уж не проси. Не то играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память.
Я видел, что, если и заплакать, — не поможет.
А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать.
А бабушка:
— Дай честное слово, что не прикоснешься. А то лучше спрячу-ка от греха.
И пошла к полке.
Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:
— Честное-расчестное, бабушка! — И схватил бабушку за юбку.
Бабушка не убрала пароходика.
Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.
А чуть шум — как мыши: юрк в каюту! Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и глядел в щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые!
Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать.
Бабушка говорит:
— Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься.
И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела.
Бабушка:
— Чего ты все ворочаешься?
— А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают.
Это я наврал: дома ночью темно.
Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но все же было видно, как блестел пароходик на полке.
Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне все стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился: шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание сперло. Я чуть двинулся вперед. Проклятая кровать скрипнула. Я спугнул человечка!
Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул.
На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что-нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щелочку. Ух ты! Конфетища! Для них это — как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они ее в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики — маленькие-маленькие, но совсем всамделишные — и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! тюк- тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы все вёртко. Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, все равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет — ни туда ни сюда. Пусть убегут, а все равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходе на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький.
И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз какой хотел. Выждал минуту, когда бабушка в кухне возилась, раз-два — на стол ногами и положил леденец у самой дверки на пароходике. Ихних полшага от двери до леденца. Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил. Бабушка ничего не заметила.
Днем я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик. Леденец, как был, — на месте. Ну да! Дураки они днем браться за такое дело!
Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонек и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул — леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел — топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось — все подобрали.
Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню. Проклятый ночник еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба-то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец.
Я решил, что у них на пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днем там сидят рядком и тихонечко шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа.
Я все время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над всеми моими штуками.
Я не мог больше терпеть.
И вот — я решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков. Хоть одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с собой в гости таскала. Всё к каким-то старухам. Сиди — и ничего нельзя трогать. Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня.
Вот я вижу — бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку для этих старух — чай там пить. Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натер себе и лоб и щеки — все лицо, одним словом. Не жалея. И тихонько прилег на кровать.
Бабушка вдруг хватилась:
— Боря, Борюшка, где ж ты?
Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне:
— Что это ты лег?
— Голова болит.
Она тронула лоб.
— Погляди-ка на меня! Сиди дома. Назад пойду, малины возьму в аптеке. Скоро вернусь. Долго сидеть не буду. А ты раздевайся- ка и ложись. Ложись, ложись без разговору!
Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и все приговаривала: «Я сейчас вернусь, живым духом».
Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернется? Вдруг забыла там что-нибудь?
А потом я вскочил с постели, как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.
Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтоб не выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно все заделано!
Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти веревочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать — иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу делать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щелку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его — хлоп! — и захлопну, как жука в ладони.
Я ждал и держал руку наготове — схватить.
Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу туда в середку рукой — прихлопнуть. Хоть один да попадется. Только надо сразу: они уж там небось приготовились — откроешь, а человечки прыск все в стороны!
Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутри рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. Под рукой, конечно, ничего.
У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Все криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало.
Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь все пропало!
Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой.
Слышу ключ в дверях.
— Бабушка! — под одеялом шептал я. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!
А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила:
— Да чего ты ревешь, да плачешь-то чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро?
Она еще не видала пароходика.
Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, это сказка или рассказ?
Дети: рассказ.
Воспитатель: как вы думаете, почему плакал мальчик?
Дети: потому что он сломал кораблик.
Воспитатель: как вы считаете, почему бабушка не разрешала мальчику трогать пароходик?
Дети: дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: дети, как вы думаете, что будет, когда бабушка увидит сломанный кораблик?
Дети: высказывание предположений.
Воспитатель: В чем он убедился, когда сломал пароходик?
Дети: что в нем не живут человечки.
Воспитатель: Дети, с каким рассказом мы сегодня познакомились?
Дети: «Как я ловил человечков»
Воспитатель: Кто написал этот рассказ?
Дети: Борис Степанович Житков.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам запомнилось из этого произведения?
Дети обмениваются своими впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, нашему медвежонку очень понравилось у нас и понравилось, как вы внимательно слушали рассказ и отвечали на вопросы. Вы все сегодня молодцы!
Самоанализ
Тема занятия: Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Цель: Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Задачи: Учить воспринимать чтение рассказов на слух, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы. Развивать устную речь, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к литературе.
При планировании занятия учитывала особенности своих детей.
Содержание занятия соответствует содержанию программы. Приёмы обучения соответствуют образовательной цели. Занятие достигло цели, и решил основную дидактическую задачу: сделав анализ произведения, выяснив мотивы поведения героев произведения, дети поняли идею рассказа.
При первоначальном знакомстве детей с художественным произведение, использовалась выставка книг читаемого автора и показ его портрета. В процессе чтения рассказа дети проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали.
Вопросы при анализе произведения построены в виде беседы на выявление отчётливого, глубокого понимания детьми авторского замысла, отношения автора к описываемым событиям и героям произведения, для анализа ситуации, в центре беседы – выявление идейного содержания и формирование его главной мысли.
На протяжении всего занятия старалась регулировать поведение и интерес детей в течении всего занятия. Использовала демократичный стиль общения с детьми, дошкольники охотно вступали в диалог. На занятии использовала индивидуальный дифференцированный подход к детям, поощряла инициативу дошкольников, создавала условия для эмоциональной открытости, доверия. Контроль за речью детей осуществляется на всех этапах занятия.
На занятии использовались разнообразные приёмы: словесные, наглядные.
Цель занятия достигнута.
Выполнены педагогические задачи занятия.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Айдарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Бориса Григорьевича Кандыбина Ровеньского района Белгородской области
Открытый просмотр ООД по речевому развитию в старшей группе
Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Подготовила воспитатель: Волощенко Е.А.
Айдар 2020 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .
Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...
Презентация к занятию по развитию речи "Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой""
Презентация к занятию по развитию речи "Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой" в старшей группе....
Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет.»
Познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой», учить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы, продолжать работу над дикцией.Обогащать словарь детей: мес...
Конспект занятия по речевому развитию на тему : заучивание стихотворения"Кира-задира" Хоренко.
Дени познакомятся с творчеством поэтессы новосибирской области....
Конспект занятия « Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Конспект занятия « Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» Цель: Повторить с детьми любимые стихотворения. Образовательные:1. Формировать уме...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Тает месяц молодой» для детей 5-6 лет
Цель: Вспомнить с детьми произведения С.Я. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».Задачи:Познакомить детей с произведением С.Я. Маршака &l...
Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» на тему: «Заучивание стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?» » с использованием магнитного скрайбинга
Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» на тему: «Заучивание стихотворенияС. Маршака «Где обедал воробей?»» с использованием магнит...