Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с расстройством аутистического спектра по теме «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Аннотация
В данном конспекте индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей со сложной структурой дефекта (РАС) мы предлагаем обобщить и систематизировать представления детей по теме «Осень», активизировать и расширить словарный запас по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_docx.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»
Аннотация
В данном конспекте индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей со сложной структурой дефекта (РАС) мы предлагаем обобщить и систематизировать представления детей по теме «Осень», активизировать и расширить словарный запас по данной теме.
Ключевые слова
Аутизм, коммуникация, развитие ребенка, формирование коммуникативных навыков
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей по теме «Осень», активизировать и расширить словарный запас по данной теме.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей с признаками осени.
-Обогащать словарный запас по теме.
- Закреплять умения обследовать и анализировать предметы по их признакам.
- Формировать эмоциональный контакт.
- Развивать коммуникативные навыки.
2.Коррекционно-развивающие:
-Развивать мелкую моторику.
-Побуждать к жестам и речевым вокализациям.
-Развитие саморегуляции, усидчивости.
-Переключение внимания. Развитие координации движений.
3.Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать интерес к совместной деятельности, игре.
Оборудование:
Игрушка «Ежик»
Пирамида (6 колец)
Листья (красные, желтые, зеленые)
Корзинка
Карточки для артикуляционной гимнастики
Аудиозапись логоритмического упражнения «Осенние листья»
Два желтых кленовых листа из бумаги
Шарик Су-ждок,
Разноцветные прищепки и желтый картонный круг.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди), рассматривание книжных иллюстраций на осеннюю тему.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуй. Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те. А теперь поздороваемся ручками» (педагог и ребенок отхлопывают ритмическую структуру слова). Ребенок выполняет все действия по образцу.
Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай.
Основная часть.
Логопед: К нам в гости из осеннего леса пришел ёжик. Он принес с собой корзинку. Что же в ней. Это колючий мячик. Такой же колючий как и ёжик. Потрогай мячик. Какой он? (колючий). Давай поиграем с мячиком.
Массаж пальцев, рук, предплечья.
Массажным шариком Су-джок педагог производит вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаясь на ладонь ребёнка, и проводит массажные движения до предплечья (те же действия проводит с правой рукой). Затем ребенок самостоятельно катает в ладошках шарик.
Педагог сопровождает массаж тематической рифмовкой:
В колобок свернулся ёжик,
Нет ни носика, ни ножек.
Даже осторожненько не погладишь ёжика
Острые колючки колют детям ручки.
Логопед: Давай посмотрим, что ещё есть в корзинке у ёжика. (достает карточки для артикуляционной гимнастики
Развитие артикуляционной моторики.
На столе перед ребенком лежат перевернутые вниз картинки, ребенок переворачивает их по просьбе логопеда и выполняет соответствующие артикуляционные упражнения.
- Картинный материал: «Заборчик», «Трубочка», «Улыбка», «Вкусное варенье»
После выполнения убирает картинки в корзину по просьбе логопеда «Убери!», «Клади!»
Упражнение «Разложи листочки по коробочкам».
Логопед: Посмотри, что еще принес ёжик. Это листочки. Какого они цвета? Это красный листок, это желтый, это зеленый. Эти листочки разного цвета, потому что наступила осень. Осенью листочки меняют свой цвет. Посмотри, а это что? Это коробочки. Ёжик просит тебя разложить листочки по коробочкам: в зеленую коробочку мы положим зеленые листочки, в желтую-желтые, в красную-красные. Разложи листочки в коробочки.
Пальчиковая гимнастика
Логопед: Наши пальчики устали, давай сделаем зарядку.
Кап! Кап! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Это дождик за окном
Разбудил целый дом! (Ребенок стучит пальчиками по столу, подражая звуку дождя)
Упражнение «Собери пирамиду»
Логопед: А еще в корзине нашего ёжика лежит его любимая игрушка - пирамида. Она состоит из колечек. Сними колечки и выложи их в ряд. А теперь соберем пирамиду, будем выбирать каждый раз самое большое кольцо. Найди самое большое кольцо и надень его на стержень.
(при сборе пирамиды ребенок называет также цвета колец)
Физкультминутка с использованием логоритмического упражнения «Осенние листья». Ребенок берет в обе руки желтые листья из картона и, подпевая педагогу, произвольно размахивает ими, изображая листопад.
Листья желтые танцуют
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют листопад.
Игра с прищепками «Солнышко
Осталось последнее задание. Посмотри, из-за тучи выглянуло солнышко, но оно грустное – у него нет лучиков. Выбери из корзинки только жёлтые прищепки и прикрепи их к солнышку. ( педагог просит выбрать прищепки желтого цвета и прикрепить «лучики» к солнышку).
Заключительная часть. (Рефлексия)
Логопед: У тебя очень хорошо получилось. Ты молодец (взрослый обхватывает руки ребенка и хлопает в ладоши). Давай вспомним. Что мы сегодня делали (на экране включается презентация с изображением слайдов).
- Сегодня в гости к нам пришел ёжик. Мы играли с ним в колючий мячик.
- Раскладывали разноцветные листочки в коробочки
- Собирали пирамиду.
- Пели песню про листопад.
- Прикрепили лучики к солнышку.
Итог занятия
Логопед: На этом наше занятие заканчивается. Хвалим ребенка, за то, что он хорошо работал, хлопаем в ладоши, «Молодец»! В конце занятия звенит колокольчик.
Список литературы
1.Электронное издание на основе печатного аналога: Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь.Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. – Изд. 2-е. – М. :Теревинф, 2012.
2.Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. / Л. Г. Нуриева. – Изд. 2-е. –М.: Теревинф, 2006. (Серия «Особый ребенок»).
3.Cандрикова В.С. «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра»: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. ред. О.В. Елецкой. — М. : Редкая птица, 2019. — 80 с. — (Серия «Начинаем говорить»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год Составитель:педаг...
Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)
Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте уме...
Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе с детьми с расстройством аутистического спектра по теме "Найдите транспорт"
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с детьми с расстройством аутистического спектра "Найдите транспорт"...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.
Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...