Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Терехова Алена Андреевна

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия

по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи

у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Составитель: Терехова Алена Андреевна учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №56» г. Новомосковска Тульской области.

Возраст ребенка: 6 лет

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи II уровня.

Предварительная работа: Постановка звука [Л], закрепление звука [Л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику, формировать правильный артикуляционный уклад;

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

- развивать навыки звукового анализа;

- развивать лексико-грамматических строй речи;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать силу голоса, темп речи, чувство ритма, речевое дыхание;

- развивать внимание и логическое мышление.

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи;

- уточнять и расширять словарный запас;  

- формировать навыки согласования глагола прошедшего времени и существительного в винительном падеже;

- формировать навыки согласования глагола прошедшего времени и существительного в именительном падеже;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.

Здоровьесберегающие:

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания;

- соблюдать режим охраны зрения.

Формы работы:

- словесно-наглядный;

- практический (упражнения).

Методические приемы:

- игровая мотивация;

- подражательно-исполнительские и речевые упражнения;

- игры;

- поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Мила, причал, пароход, фигурки животных (лось, лань, слон, осел), изображение лоцмана, корзинка для покупок, карточки для определения позиции звука [Л] в слове, информационная карта для составления предложений, интерактивный стол, видео с чистоговорками на звук [Л].

Набор предметных картинок: стул, вилка, мыло, шоколад, ложка, яблоко, лампочка, игла, весло, булавка, клубок, платье, лак, юла, лопата, лампа, акула, лодка, лук, крокодил, одеяло, пила, лошадь, пенал, халат, факел, стол, лыжи, лупа, узел, дятел, ландыш, ангел, молот, ласточка. (Приложение 5).

Ход занятия

I. Организационный этап (активизация внимания)

- Здравствуй! Сегодня к нам на занятие пришла девочка Мила, она расскажет нам удивительную историю, которая с ней произошла.

II. Основной этап

1. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики, формирование правильного артикуляционного уклада).

- Проснулась Мила рано утром, потянулась, широко-широко зевнула (открыть-закрыть рот), вылезла из-под своего теплого одеяла, помыла голову и пошла завтракать.

На завтрак у Милы были вкусные блины («блинчик»). Бабушка намесила много-много теста («месим тесто») и блинов получилась целая гора.

Мила намазала блины вкусным вареньем (круговые движения языком), поела и облизала губы (широким языком верхнюю губу).

После завтрака Мила почистила зубы («чистим зубы») и вышла во двор покачаться на качелях (качели).

Вдруг она услышала какой-то громкий звук. Выглянула Мила за забор (поочередно упражнение «забор» и высовывание кончика языка между зубов), а там стоит пароход у причала гудит («гудок парохода»). Мила от радости даже запела: ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы.

- Ребенок выполняет артикуляционные упражнения по ходу текста.

2. Игра «Назови зверей» (автоматизация звука [Л] в словах, активизация словаря по теме «Животные», расширение словарного запаса, развитие зрительного восприятия)

- Пошла Мила посмотреть на пароход и увидела, что возле причала стоят звери и плачут. Назови, какие звери стоят у причала?

- Ребенок называет зверей: осел, лань, слоненок, лось.

- Звери попросили Милу помочь им попасть на пароход. Мила согласилась, и звери рассказали Миле, что их пустят на борт, если он выполнит задания лоцмана (объяснить ребенку кто такой лоцман). Мила взялась за дело.

3. Игра «Чистоговорки» (автоматизация звука [Л] в словосочетаниях, развитие фонематического слуха, силы голоса, темпа речи, чувства ритма, речевого дыхания)

- Лоцман дал Миле первое задание: Чисто-чисто отдраить палубу парохода с помощью чистоговорок. Как ты думаешь, мы справимся?

- Ребенок повторяет чистоговорки за логопедом. Используется видеоряд чистоговорок на звук [Л])

4. Физкультминутка (развитие общей моторики, автоматизация звука [Л] во фразах)

Ла – ла – ла,

(Три хлопка)

Мила пол мела

(Наклоны туловища вперед, махи руками в стороны)

Лу –лу – лу,

(Три хлопка)

Слава взял пилу

(Движения, имитирующие пилку дров)

Ул – ул – ул,

(Три хлопка)

Михаил уснул

(присесть, руки под щеку)

- Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом.

- Молодец! Ты помог Миле выполнить первое задание лоцмана, теперь слоненок может пойти на пароход.

- Ребенок ставит фигурку слоненка на пароход.

5. Игра «Посади цветы» (автоматизация звука [Л] в словах, развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, навыки звукового анализа; развитие зрительного восприятия, внимания и логического мышления)

- Лоцман дает Миле второе задание: Посадить цветы на 3 клумбы у причала. Мы ей поможем его выполнить? (дается инструкция ребенку для выполнения задания).

- Ребенок распределяет картинки на три игровых поля в соответствии с местом звука [Л] в слове.

- Молодец! Ты помог Миле выполнить задание лоцмана, теперь кто-то из зверей может пойти на пароход. Кто пойдет?

- Ребенок выбирает, называет и ставит фигурку животного на пароход.

6. Пальчиковая гимнастика «Скакалочка» (развитие мелкой моторики, автоматизация звука [Л] во фразах)

- Лоцман дает Миле третье задание: Проскакать сто раз на скакалке! Давай ей поможем с помощью наших пальчиков. Повторяй за мной:

Мила погулять пошла

И скакалочку нашла.

Весь день скакала и считала.

До ста Милана досчитала,

Потом сказала –

Я устала.

- Ребенок выполняет движения пальцами и кистями рук в соответствии с текстом и одновременным проговариванием текста.

- Ты помог Миле, выполнить третье задание, теперь кто-то из зверей может пойти на пароход. Кто пойдет?

- Ребенок выбирает, называет и ставит фигурку животного на пароход.

7. Игра «Магазин» (автоматизация звука [Л] в предложениях, развитие лексико-грамматического строя речи, согласование глагола прошедшего времени и существительного в винительном падеже)

- Лоцман дает Миле последнее, четвертое задание: Пойти в магазин и купить все, что потребуется ему на пароходе для дальнейшего плавания.

- Ребенок составляет предложения с картинками на звук [Л] по образцу «Мила купила…» и кладет картинку в корзину для покупок. После выполнения задания, последнюю фигурку животного перемещает на пароход.

8. Положительная мотивация посредством применения метода поощрения.

- Мила справилась со всеми заданиями с твоей помощью! И лоцман дарит тебе леденец!

- Звери были очень благодарны Миле! Пароход уплыл, а Мила помахала ему вслед на прощание, а пароход погудел (ребенок «гудит») и пошла домой к бабушке.

9. Игра «Дневничок» (автоматизация звука [Л] в предложениях, развитие лексико-грамматического строя речи, согласование глагола прошедшего времени и существительного в именительном падеже)

- Вечером Мила решила записать в свой дневничок все, что она делала днем, все свои приключения. Давай посмотрим скажем, что же она запишет в своем дневничке.

- Ребенок с помощью информационной карты, составляет предложения: Мила спала, Мила ела блины, Мила скакала, Мила делала покупки и т.д.

III. Рефлексивно-оценочный этап

- Тебе понравилось наше занятие сегодня? А какое задание тебе больше всего понравилось? А кому ты помогал, как девочку звали? Миле тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Молодец! Ты очень хороший помощник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .

В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема «Животные жарких стран»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема "Животные жарких стран"...

Открытое индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука "Л" в словах и предложениях "Игры с Лунтиком и Милой"

Открытое индивидуальное логопедическое занятие "Игры с Лунтиком и Милой". Цель занятия: автоматизация звука Л в словах и предложениях при помощи игровых компьютерных технологий.Презентация к...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность д...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и фразовой речи для детей 5 лет имеющим стёртую форму дизартрии, (ОНР- III уровень речевого развития)

Конспект индивидуального лопопедического занятия для детей 5 лет. Применимо для работы  с детьми для постановки и автоматизации звука Ш.Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах и фра...