Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения
ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
2016-2017 учебный год
Составитель:
педагог-психолог Дорогова М.В.
Лесосибирск 2016г
Коррекционный блок
Используемая литература:
· Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
· Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 340 с.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Диагностическая работа включает:
-выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;
-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;
-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения АОП).
Коррекционно-развивающая работа включает:
-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-
психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;
-выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих;
-коррекцию и развитие высших психических функций, коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;
-формирование целенаправленного приемлемого поведения ребенка
Консультативная работа включает:
-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
-консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).
Содержание психологической коррекции
Основные задачи психологической коррекции ребенка с РАС:
1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.
2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.
5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)
6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения
ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
2016-2017 учебный год
Составитель:
педагог-психолог Дорогова М.В.
Лесосибирск 2016г
Коррекционный блок
Используемая литература:
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 340 с.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Диагностическая работа включает:
-выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;
-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;
-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения АОП).
Коррекционно-развивающая работа включает:
-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-
психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;
-выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих;
-коррекцию и развитие высших психических функций, коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;
-формирование целенаправленного приемлемого поведения ребенка
Консультативная работа включает:
-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
-консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).
Содержание психологической коррекции
Основные задачи психологической коррекции ребенка с РАС:
1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.
2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.
5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)
6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый блок (диагностико-консультативный) | |||
Задачи:
| |||
содержание | цель | продолжительность | |
Наблюдение за ребенком в процессе не директивной игры. | Диагностико-психологическое обследование. | от 2 до 5 занятий | |
Беседа с родителями. | Получение дополнительной информации о ребенке. | ||
Консультаций с другими специалистами. | Получение дополнительной информации о ребенке. | ||
Второй блок (ориентировочный) | |||
Задачи:
| |||
содержание Психотехнические игры: | цель | продолжительность | |
Игра «Ручки» | Формирование эмоционального контакта с психологом. | от 4 до 6 занятий | |
Игра «Отойди и подойди» | |||
Игра «Хоровод» | Формирование эмоционального контакта с психологом и другими детьми. | ||
Игра «Море волнуется раз, море волнуется два...» | |||
Игра «Догонялки» | |||
Третий блок (основной коррекционный) | |||
Задачи: 1. Формирование способности к подражанию через разнообразные манипулятивные игры с предметами в процессе взаимодействия. 2. Переход от манипулятивных игр к сюжетным. 3. Формирование познавательных процессов. | |||
содержание Психотехнические игры: | цель | продолжительность | |
Игра «Птички» | Развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых. | от 4 до 6 занятий | |
Игра «Обезьянка» | Вызывать желание подражать мелким движениям рук. | ||
Игра «Возьми, положи, брось» | Вызывать желание слушать и понимать речевую инструкцию, подражать действиям взрослых. | ||
Игра «Найди место для игрушки» | Обучение ребенка подражанию действиям взрослых. | ||
Игра «Собери фигурки» | |||
Игра «Пришел Мурзик поиграть» (и подобные). | Формирование у ребенка игровых манипулятивных действий. | от 3 до 5 занятий | |
Игра «Поймай игрушку» (и видоизмененные игры, а именно: предложить ребенку постучать по пойманной фигуре, поводить рукой по ее контуру и пр.). | Обучение ребенка различению формы, цвета, величины. | от 3 до 5 занятий | |
Четвертый блок (закрепляющий) | |||
Задачи: 1. Активизация речевых проявлений. 2. Выработка целенаправленного поведения. | |||
содержание Психотехнические игры: | цель | продолжительность | |
Игра «Позови» | Побуждение его к более разнообразным вокализациям. | от 5 до 7 занятий | |
Игра «Трубочка» | Развитие слухового сосредоточения. | ||
Игра «Постучи» | Обучение ребенка ритмическому постукиванию в такт стихотворения и развитие потребности произношения. | ||
Игра «Закончи фразу» | Формирование у ребенка потребности речевого общения. | ||
Занятия с родителями | |||
содержание Психотехнические игры: | цель | продолжительность | |
Игра «Подкидыш» | Усиления психической активности и выработки целенаправленного поведения. | от 5 до 7 занятий | |
Игра «Качание» | |||
Игра «Угадай на ощупь, кто это» |
Методические требования к занятиям:
— любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;
— объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;
— речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
— не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
— занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует обязательного поощрения.
Планируемые результаты:
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Обращается к взрослым и детям с просьбами. Участвует в совместных играх.
- Ребенок участвует в подвижных играх.
- Стремится к общению.
- Владеет способами общения, использует речь. Может обращаться с просьбами, понимает речь взрослых.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Игра «Ручки»
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.
Ход игры. Психолог берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя...». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывания себе.
Игра «Отойди и подойди»
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.
Ход игры: психолог отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда ребенок приблизится, то психолог обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, — старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.».
Игра «Хоровод»
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом и другими детьми.
Ход игры (группа из 3-5 человек): психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их.
Игра «Море волнуется раз, море волнуется два...»
Цель: стимулирование положительных эмоций у детей с аутизмом.
Игра «Догонялки»
Цель: стимулирование положительных эмоций у детей с аутизмом.
Ход игры (проводится с подгруппой из 2-3 человек): психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей. В игре могут участвовать родители.
Игра «Птички»
Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых.
Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), психолог помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям, как птички клюют зернышки. Задания можно повторить.
Игра «Обезьянка»
Цель: учить детей подражать мелким движениям рук.
Оборудование: игрушка Обезьянка.
Ход игры. Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и пр.
Игры можно проводить с микрогруппой.
Игра «Возьми, положи, брось»
Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию.
Оборудование: кегли, корзина или коробка.
Ход игры: психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если дети успешно справились с заданием, то можно организовать соревнование: «Кто быстрее». Занятие можно усложнить. Детям предлагается кинуть кегли в коробку с учетом цвета.
Игра «Найди место для игрушки»
Оборудование: кегли, мячи и коробки с разными отверстиями. Ход игры: психолог предлагает ребенку поочередно положить кегли или мячи на место. Можно организовать соревнование. Аналогичные занятия можно организовать и за столом.
Игра «Собери фигурки»
Оборудование: доски Сегена.
Ход игры: небольшая группа детей расположена за столом. Каждому ребенку по команде предлагается собрать и разобрать доски.
Возможны усложнения игр (дифференцировка более сложных форм, величины предметов и пр.).
Игра «Пришел Мурзик поиграть»
Цель: формирование у детей игровых манипулятивных действий.
Оборудование: игрушка «Кот Мурзик» и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке.
Ход игры (проводится с небольшой подгруппой детей 2-3 ребенка): психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять любое количество фигурок и расставить их на столе.
Игра «Поймай игрушку»
Цель: обучение ребенка различению формы.
Оборудование: круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски.
Ход игры: психолог или помощник психолога встает на стул, держит предмет за веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения ребенком задания психолог называет форму предмета. После этого ребенку предлагается выбрать названную психологом фигуру и покидать ее.
Игра «Позови мячом»
Цель: запомнить имена членов группы.
Оборудование: воздушные шары.
Ход игры: дети стоят в кругу или сидят на стульях. Психолог показывает ребенку воздушный шар. Предлагает каждому потрогать его рукой.
Затем дает шар одному из детей и предлагает кинуть шар ребенку, которого психолог называет по имени, и назвать его имя. Занятие можно видоизменить и предложить детям передать предмет, например «звенящий колокольчик», «звучащую игрушку» и пр.
Эти задания вызывают эмоциональный интерес у аутичных детей.
Игра «Трубочка»
Цель: развитие слухового сосредоточения.
Ход игры: дети сидят на стульях или стоят, психолог подходит с трубочкой к ребенку и шепотом произносит отдельные слова, эмоционально значимые для ребенка, или команды. Например: «Вася хорошо занимается» или «Юля, возьми шарик» и пр. Или просит ребенка выполнить какое-либо действие.
Такие занятия вызывают положительные эмоции у детей.
Игра «Постучи»
Цель: обучение ребенка ритмическому постукиванию в такт стихотворения и развитие потребности произношения.
Ход занятий: дети сидят за столом, психолог произносит простое стихотворение и одновременно постукивает в такт и просит тоже самое сделать детей. Например:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть.
С нами вместе поплясать,
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
Игра «Закончи фразу»
Цель: формирование у ребенка потребности речевого общения.
Ход занятий: детям зачитывается знакомое стихотворение. Например, «наша Таня громко плачет, уронила в речку...». Ребенок должен закончить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ
Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...
«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»...
Индивидуальное сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями
Индивидуальное сопровождение ребенка...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра
Статья адресована в помощь родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Программа разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); - с Порядком организации и осуществлением образовательной ...