"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 84.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральная основная программа дошкольного образования направлены на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.
Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Актуальность выбранной темы
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?
Современный век- век компьютерных технологий. У детей, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но не хватает общения. Все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Решила, что исходя, из этого нужно создать максимально благоприятные условия для речевого развития детей посредством игровых технологий.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и на занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии, ИКТ.
Учитывая важность проблемы по развитию речи детей дошкольного возраста, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Цель работы:
Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);
- способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Ожидаемые результаты для детей:
- умение владеть навыками выразительной речи;
- умение последовательно высказывать свои мысли при использовании игровых технологий.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями;
- консультативная работа с педагогами;
План работы на год на 2023 -2024 учебный год.
Сроки | Содержание работы | Итоги |
Сентябрь - май | 1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. 2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие. 3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб. 4. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. 5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г. 6. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - О.А. Шорохова. 7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. 8. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00 | Анализ изученной литературы |
Сентябрь | Подборка материала Изготовление мнемотаблиц | Картотеки Мнемотаблицы |
Октябрь | Пополнить детскую библиотеку художественной литературой об устном творчестве. | Наличие «Библиотеки» |
Ноябрь | Подбор материала для лэпбука | Лэпбук |
Декабрь | «Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста» | Разработать мастер - класс для педагогов |
Январь | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Публикация на сайтах, районной газете. | В течение года |
Февраль | Разработать мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста» | Мастер класс на педсовете |
Март | Изготовление лэпбука «Речевичок» | Презентация на семинаре |
Апрель | «ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» | Консультацию для педагогов |
Май | «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников» | Мастер класс для педагогов на педсовете |
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Ожидаемые результаты для воспитателя
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием инновационных технологий
• посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.
Работа родителями
- Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
- Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
Сентябрь | «Использование современных игровых технологий для развития речи» | Оформление папки передвижки |
Октябрь | «Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию» | Консультация |
Ноябрь | «Речевичок» | Изготовление Лэпбука по развитию речи |
Декабрь | «Пальчиковая и дыхательная гимнастика, Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка» | Мастер-класс для родителей |
Январь | «Правильная речь – залог успешного обучения в школе» | Консультация для родителей |
Февраль | «Буквобук» | Изготовление пособия |
Март | «Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания». | Буклет для родителей. |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей - «Арт – терапия» | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» |
Май | Выставка фото-коллаж о проделанной работе. | Родительское собрание |
Работа с детьми
1.Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
2.Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
3.Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях с использованием инновационных технологий
Сентябрь Использование мнемотехники | 1.Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая» - мнемотаблицы 2. Игра "Чудесный мешочек" - «Обведи по точкам, узнай героя сказки» 3.Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц. 4. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - мнемотаблицы | -развитие творческого воображения и речи-фантазии. - определение овощей и фруктов на ощупь. |
Октябрь Использование камешков «Марблс» | 1. «Фрукты» - камушки «Марблс» 2. Изготовление подарков для мам из шариков бумаги - камушки «Марблс» 3. «Моя любимая буква» - камушки «Марбсл». 4. «Гриб» камушки «Марблс» | (украшение трафарета пуговицами и бусинами) - учить в умении выкладывание букв из различных материалов марблс, палочки, спички, пуговицы |
Ноябрь Использование Су-Джок терапии (массажные шарики) | 1.«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок 2. Сказка «Ежик» Су-Джок 3.Упражнение «Один-много» Су-Джок 4.Упражнение «Кручу - верчу» с использованием Су-Джок | - развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; - развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. |
Декабрь Использование лэтбука | 1.«Знакомство с волшебной книгой» 2. «Речевичок» 3. «Профессии» 4. «Времена года» | Ознакомление детей на занятиях по развитию речи с Лэпбуком по средствам игр, с помощью которых у детей будут закреплены умения составлять пересказы. |
Январь Использование «Волшебные кольца Луллия» | 1.«Зима». 2.«Зимующие птицы». 3.«Виды транспорта». 4. «Семья» | Развитие познавательных интересов ребенка, расширение и активизация словаря. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности. |
Февраль Использование здоровьесберегающих технологии | 1.Зрительная гимнастика Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена). 2. Логоритмика. 3. Сказкатерапия 4.Артикуляционная гимнастика | Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; Повышение резервов дыхательной системы. |
Март Использование элементов ТРИЗ – технологий | 1.Волшебный телевизор. 2.«Хорошо плохо» 3.Составление загадок 4. «Что из чего?» | – активизация познавательной активности детей; – создание мотивационных установок для проявления творчества; – создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами); –повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами. |
Апрель Использование LEGO- технологии | 1.«Волшебные Лего-сказки». 2. «Построй свою историю» 3. «Городские и сельские постройки» 4. «Безопасность» | Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески. |
Май Использование технологии «Арт – терапия» | 1. Тестопластика. 2.Рисование телом. | Развивать творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества. |
Литература по теме самообразования:
1. Акименко, В. М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие Ростов: Феникс, 2008.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: метод. Мозаика-Синтез, 2005.
3. Баннов, А. М. Учимся думать вместе. М.: Интуит. ру, 2007.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
5. Гербова В.В. Картинки по развитию речи. М.: Просвещение, 1985г.
6. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники СПб.: Детство-Пресс, 2001.
7. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших. М. АРКТИ, 2003.
8. Гин, А. А. Приемы педагогической техники. М. : Вита-Пресс, 2003.
9. Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед. 2005. – С. 34 – 39.
10. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2000.
11. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения». М.:2005г.
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. 2020.
13.Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2014.
14. Сохина Ф.А.. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
15. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера. 2004.
16. Фадеева, Ю. А., Пичугина, Г. А. Творим и говорим М. ТЦ «Сфера», 2012.
17. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М. Айрис-Пресс, 2008.
18. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в много...
«Использование ТРИЗ и РТВ технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
основные принципы, этапы решения творческих изобретательных задач...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательных технологий «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста
материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательны...
Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»...
«Игровая технология в развитии речи детей раннего дошкольного возраста» для детей от 1 до 3 лет
Подвижная игра "Зайка беленький сидит" в 1 младшей группе.Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами,бегать,подпрыгивать на двух ногах,способствовать развитию речи.Зайк...
Доклад "Современные игровые технологии математического развития с детьми старшего дошкольного возраста"
Выступление на методическом обьединении "Современные игровые технологии математического развития с детьми старшего дошкольного возраста"...