Доклад "Современные игровые технологии математического развития с детьми старшего дошкольного возраста"
статья по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Макунина Наталья Михайловна

Выступление на методическом обьединении "Современные игровые технологии математического развития  с детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_vystuplenie_-_kopiya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Современные игровые технологии математического развития

с детьми старшего дошкольного возраста

В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. Все это нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Как говорил К.Д. Ушинский, что «Детская природа требует наглядности». И это не картинки, таблицы или схемы, а более близкая к детской природе игра, пусть даже если и научно-познавательная.

Игровая технология позволяет ребенку самостоятельно выбирать практические действия, экспериментировать, свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок, тем эффективнее его развитие.

Игра, как ведущий вид детской деятельности, в том числе математического содержания, несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их.

Использование игровых технологий в математическом развитии ребенка поможет повысить мотивацию детей и интерес к занятиям математикой. Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать.
Современные игровые технологии математического развития с детьми старшего дошкольного возраста разнообразны, и их огромное количество. Однако возможность формировать в комплексе все важные для математического развития мыслительные умения дают немногие.

 Для математического развития старших дошкольников эффективным развивающим дидактическим пособием являются палочки Кюизенера.

Основные особенности этого дидактического материала — «абстрактность», универсальность, высокая эффективность. Пособие позволяет «через детские руки», в доступной форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий.

Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10 см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.

Основная задача набора Кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью дошкольник сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться: составлять цветные цифры; различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, снизу и сверху); математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т. п.); базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие; определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка; делить целое на части и измерять объекты условными мерками.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.

Еще одно эффективное многофункциональное дидактическое игровое пособие для математического развития старших дошкольников - это математический планшет (иначе его называют «Геометрик» или «Геоборд»).

Это пособие представляет собой плоское игровое поле со штырьками, расположенными равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали. Кроме того, в набор входят цветные резиночки, а в некоторых случаях – и несколько геометрических фигур из пластика. Планшет можно не только купить, но и изготовить своими руками.

Математический планшет прост в использовании и очень функционален.

Существует достаточно большое количество игр с математическим планшетом. Некоторые из них сейчас будут представлены в презентации.

Уникальная методика "рисования резиночками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, наладит связь между живым объектом и его схематичным изображением, развивая абстрактное мышление, воображение, а также поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. 

Математический планшет дает возможность дошкольнику на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, сформировать любознательность и познавательную мотивацию.

Математический планшет - это необычный способ познакомить дошкольника с такими, пока еще сложными для его восприятия, геометрическими понятиями, как симметрия, периметр, площадь, фигура и многими другими. А еще он научится рисовать резиночками цифры и сможет пощупать их своими пальцами.

Этой занимательной игрой можно увлечь любого непоседу.
Математический планшет можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей.

Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет LEGO – конструктор. Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструктор LEGO вмещает в себя огромный мир математических задач.

В презентации показаны самые интересные дидактические игры с Лего –конструктором по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, которые я использую в работе детьми.

 Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. LEGO-детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.  LEGO – конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.

С помощью LEGO - конструктора ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Он побуждает работать в равной степени и голову, и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием.

Конструкторы LEGO предназначены и для групповых, и для индивидуальных игр. Конструкторы LEGO имеют высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с его помощью можно добиться впечатляющих результатов.
Таким образом, можно сказать о том, что развитие математических представлений старших дошкольников будет более эффективно, если внедрять в педагогический процесс современные игровые технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Иcпользование игровых технологий воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование мягких модулей в непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в группе "Фантазеры"...

Развитие математических способностей с использованием игровых технологий ЛЕГО КОНСТРУКТОРА в старшем дошкольном возрасте

Развитие математических способностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ. Элементар...

Способы познания математических представлений детьми старшего дошкольного возраста

Понимая, какое значение имеет развитие математического мышления у детей дошкольного возраста, важно научить ребенка не только сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, а...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения».

повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....

«Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»(самообразование)

laquo;Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»(самообразование)...

«Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»(самообразование)

laquo;Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»(самообразование)...

Презентация "Применение социо – игровых технологий в развитии речи старшего дошкольного возраста с ОНР"

laquo;Надо не учить, а налаживать  ситуацию, когда их участникам хочется доверять  и друг другу,  и своему собственному опыту,  в результате чего  происходит эффект...