«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« … игра – источник развития личности, создающий зону ближайшего развития: по существу через игровую деятельность и движется ребенок…» Л.С. Выготский
Педагогическая технология – это процесс, в ходе которого происходит качественное изменение воздействия на ребенка. Игровые технологии – это систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных способностей или коррекцию их недостатков.
Характер педагогического процесса Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие Познавательные, воспитательные, развивающие Репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные , психотехнические и т.д.
Показатели развитого игрового интереса у детей: - желание ребенка принимать на себя определенную роль; наличие любимой роли; нежелание заканчивать игру; активное исполнение ребенком всех видов продуктивной деятельности (лепки, рисования); - желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры. длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли;
Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких игровых технологий как сюжетные игры , способствует более эффективному развитию речи, коммуникативных, социально-культурных навыков
Игра «Диктор» Цель : Развивать связную монологическую речь, умение последовательно правильно выстраивать свою речь, активизировать словарный запас, развивать фонематические функции, упражнять в употреблении распространенных предложений . Оборудование – набор видео-слайдов на разные темы, макет камеры, микрофон. Задание для детей – ребенку предлагается стать диктором телевидения или ведущим телепередачи. Ребенок сам определяет интересующую его тему, включается «камера» и начинается увлекательный телерепортаж. В подготовке к игре понадобится родительское участие, чтобы составить свой набор слайдов для репортажа, если такого не будет у педагога.
Игра «Маска, кто ты?» Цель : развивать логическое мышление, активизировать словарь, пополнять словарный запас, следить за правильным звукопроизношением, упражнять в употреблении прямой и косвенной речи, составлять сложноподчиненные предложения . Оборудование – маски, атрибуты карнавальных костюмов, ширма, музыкальное сопровождение, или музыкальные инструменты (колокольчики, погремушки, бубны ) Задание для детей: Дети делятся на две группы. Выступающие и зрители. Ребятам, которые будут выступать, предлагается выбрать любой образ, персонаж, сказочного героя, затем каждый наряжается в соответствующий костюм и располагается за ширмой. Перед началом выступления звучит музыка или шумовые эффекты. Ребенок рассказывает о своем герое. Свое выступление выстраивает в форме загадки. Дети – зрители должны отгадать, кто спрятан за ширмой. Правильно угаданный персонаж появляется перед зрителями.
Игра «Театральное представление» (с элементами драматизации) по сюжетам изученной художественной литературы. В процессе этой игры у детей происходит активизация речевой деятельности, развивается умение импровизировать, развивается образное мышление, актерские способности, мимическая активность, умение строить диалог. Оборудование – декорация, фонограмма шумовых эффектов, музыкальное сопровождение, костюмы. Задание для детей – Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по сказочному лесу, на своем пути дети встречают разные препятствия, которые они преодолевают, выполняя задания, связанные с развитием речи. В последнем задании находится загадка про героев сказки или зашифровано само название сказки. После отгадывания дети принимают участие в драматизации сказки.
Игра-викторина «Космическое путешествие»» Цель: закреплять знания о космосе, развивать речевую активность, пополнять словарный запас, развивать коммуникативное общение, развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками, развивать двигательную активность . Оборудование – атрибуты к конкурсным заданиям, эмблемы для двух команд, спортивные снаряды, мультимедиа, фонограмма космической музыки, наградные грамоты и медали. Задание для детей – педагог наводящими вопросами подводит детей к космической теме, вспоминают события, связанные с космосом, имена космонавтов и т.д. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие на двух звездолетах. Дети делятся на две команды, и начинается увлекательное путешествие, с выполнением разных заданий. Каждый ребенок должен ощущать себя частью команды (коллектива) и прилагать все свои знания и умения, которые помогут привести команду к победе. В таких играх – соревнованиях важен момент награждения всех участников игры.
Игра «Интервью» Цель: развивать диалогическую речь, умение слушать собеседника, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, развивать партнерские отношения . Оборудование – набор тематических картинок, микрофон . Задание для детей – Ребенку предлагается выбрать себе партнера по игровой ситуации, дети сами решают – кто будет брать интервью, а кто отвечать, тему и место дети так же выбирают сами ( это может быть – лес, мастерская, больница, спортивный стадион или зоопарк)
Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения . Помогайте им придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов . Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников . - Старайтесь найти индивидуальный подход к детям разрушителям, сочинителям и детям наблюдателям, активизируйте исполнителей, обеспечивая комфортность в игре каждому. -
- Стимулируйте детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа. - Поощряйте детскую инициативу. - Уделяйте внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры. - Ориентируйте детей на сотрудничество в совместной игре, регулируйте их поведение на основе творческих игровых замыслов. - Поддерживайте интерес детей к свободной игре – импровизации. - Организовывайте с небольшими подгруппами детей игру - драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
- Дети легче усваивают и запоминают материал занятия - В процессе игр они приобретают специальные знания, умения, навыки; - У них повышается уровень развития познавательной активности, творческих способностей; - Дети получают удовольствие от игр, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Радуга» село Мамонтово
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
(Районное методическое объединение)
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории
Жигальцова Ольга Николаевна
2018год
Слайд 1
Лев Семенович Выготский говорил: « игра – источник развития личности, создающий зону ближайшего развития: по существу через игровую деятельность и движется ребенок».
С помощью игры, ребенок начинает видеть форму, цвет, расстояние, чувствовать запахи, слышать мелодию, разные звуки. Малыш ощущает себя частью огромного мира, очень интересного и разнообразного, при этом постигая правила поведения в окружающем его мире.
Стандарты, которые ставят перед нами ФГОС ДОУ, требуют использование в работе с детьми инновационных технологий, в том числе и игровых педагогических технологий в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Эта тема была выбрана мной не случайно. В этом году мои воспитанники пошли в школу. И чтобы процесс адаптации к школьной жизни, к новому обществу, к новому режиму и ответственности у бывших дошкольников был плавный и спокойный, я более тщательно занялась изучением игровых педагогических технологий.
Слайд 2
Организация непосредственной образовательной деятельности в детском саду подразумевает эмоционально благоприятную психологическую обстановку и атмосферу доброжелательности и свободного общения. И только в таких условиях возможна реализация игровых технологий. Как и другая технология, педагогическая – это процесс, в ходе которого происходит качественное изменение воздействия на ребенка. Игровые технологии должны отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе. Такая организация совместной деятельности воспитателя и детей становится средством для преодоления некоторого разрыва, который возникает при переходе от ведущей игровой деятельности к обучающей. Элементы игры, которые целесообразно включены в обучение придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, это помогает детям мобилизовать мыслительные, эмоциональные и волевые силы для решения поставленных задач.
С общепринятой точки зрения, игровые технологии – это систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных способностей или коррекции их недостатков.
В основу классификации детских игр в зарубежной дошкольной педагогике положено влияние игр на психическое развитие детей. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, где основой является самостоятельность и творческий подход ребенка к игре.
Слайд 3
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
При проведении игровых занятий с детьми достигаются определенные педагогические цели. Поэтому любую игровую деятельность, которая ведет к решению педагогических задач можно называть педагогической игрой.
Слайд 4
Виды педагогических игр могут быть очень разнообразны. Они подразделяются:
1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Слайд 6
При использовании педагогических игровых технологий важно не упустить заинтересованности ребенка происходящим. Показатели развитого игрового интереса таковы:
- длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли;
- желание ребенка принимать на себя определенную роль;
- наличие любимой роли;
- нежелание заканчивать игру;
- активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования);
- желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
С правильным использованием игровых педагогических технологий можно регулировать качество образовательной и воспитательной деятельности в детском саду, с их помощью возможно сглаживание отрицательных факторов, влияющих на снижение эффективности обучающей деятельности.
Сущность игровой педагогической технологии состоит в том, что являясь отдыхом и развлечением, она плавно переходит в обучение, творчество, терапию, в воспитание личности ребенка.
Слайд 7
Особенно актуальной проблемой в наше время стало речевое развитие детей. Сегодня дети живут в мощном потоке информации. Этот поток вливается в маленькие головки. Одни справляются с этим, у других тормозится не только речевое развитие, но и общее. С каждым годом процент детей с речевыми нарушениями, с задержкой развития речи растет. А речь является одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Результаты осеннего мониторинга в подготовительной группе меня не очень радовали. Большое количество детей испытывали трудности в звукопроизношении, имели скудный словарный запас, не умели правильно выстраивать предложения из-за нарушений связной речи. Речевой язык отличался невыразительностью и скудностью образных выражений.
И использование игровых педагогических технологий на всех этапах обучающего процесса помогло решить проблемы связанные со снижением речевой активности детей.
На протяжении учебного года, в работе с детьми, я проводила занятия с использованием сюжетных игр. Стандартный набор сюжетно-ролеых игр вам всем известен: -«Семья», «Магазин», «Ателье» и т.д. Сюжеты этих игр стали для моих ребят скучными и однообразными. Во время свободной игровой деятельности сюжетно-ролевые игры ими игнорировались.
Я хочу познакомить вас с некоторыми сюжетными играми, в которые мы играли на протяжении учебного года. Я старалась планировать и организовывать игровую деятельность не только в самостоятельной деятельности детей, но и в других формах работы. Эти игры я использовала как часть интегрированного занятия в первой половине дня, во время режимных моментов, и как полноценную сюжетно- ролевую игру во второй половине дня.
Слайд 8
1.Игра «Диктор»
Для этой игры понадобится оборудование – набор видео-слайдов на разные темы, макет камеры, микрофон.
Ставится задание перед детьми – им предлагается стать дикторами телевидения или ведущим телепередачи. Ребенок сам определяет интересующую его тему, включается «камера» и начинается увлекательный телерепортаж.
В подготовке к такому занятии понадобится родительское участие, чтобы составить свой набор слайдов для репортажа, если такого не будет у педагога.
В результате этой игровой деятельности у детей развивается связная монологическая речь, умение последовательно правильно выстраивать свою речь, активизируется словарный запас, развиваются фонематические функции, дети упражняются в употреблении распространенных предложений.
Слайд 9
2. Игра «Маска, кто ты?»
Оборудование – маски, атрибуты карнавальных костюмов, ширма, музыкальное сопровождение,(колокольчики, погремушки, бубны)
Задание для детей: Дети делятся на две группы. Выступающие и зрители. Ребятам, которые будут выступать, предлагается выбрать любой образ, персонаж, сказочного героя, затем каждый наряжается в соответствующий костюм и располагается за ширмой. Перед началом выступления звучит музыка или шумовые эффекты. Ребенок рассказывает о своем герое. Свое выступление выстраивает в форме загадки. Дети – зрители должны отгадать, кто спрятан за ширмой. Правильно угаданный персонаж появляется перед зрителями.
Эта игра помогает развивать логическое мышление, активизировать словарь, следить за правильным звукопроизношением, упражнять в употреблении прямой и косвенной речи, составлять сложноподчиненные предложения.
Слайд 10
3. Игра «Театральное представление» (с элементами драматизации) по сюжетам изученной художественной литературы.
Оборудование – декорация, фонограмма шумовых эффектов, музыкальное сопровождение, костюмы.
Задание для детей – Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по сказочному лесу или по страницам книги, на своем пути дети встречают разные препятствия, которые они преодолевают, выполняя задания, связанные с развитием речи. В последнем задании находится загадка про героев сказки или зашифровано название сказки. После отгадывания дети принимают участие в драматизации сказки.
В процессе этой игры у детей происходит активизация речевой деятельности, развивается умение импровизировать, развивается образное мышление, актерские способности, мимическая активность, умение строить диалог.
Слайд 11
4 Игры-викторины с элементами соревнования. Такие игры мы проводили как закрепительный этап изучаемой темы.
Например: игра –викторина «Космическое путешествие»
Оборудование – атрибуты к конкурсным заданиям, эмблемы для двух команд, спортивные снаряды (мячи, кегли, тоннели, ракетки), мультимедиа, фонограмма космической музыки, наградные грамоты и медали.
Задание для детей – Педагог наводящими вопросами подводит детей к космической теме, вспоминают события, связанные с космосом, имена космонавтов и т.д. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие на двух звездолетах. Дети делятся на две команды, и начинается увлекательное путешествие, с выполнением разных заданий. Каждый ребенок должен ощущать себя частью команды (коллектива) и прилагать все свои знания и умения, которые помогут привести команду к победе. В таких играх – соревнованиях важен момент награждения всех участников игры.
С помощью этой игры мы закрепили знания о космосе, развивалась речевая активность, пополнялся словарный запас, развивалось коммуникативное общение, умение согласовывать свои действия со сверстниками, двигательную активность.
Слайд 12
5. Игра «Интервью». А вот в эту игру я предлагаю вам поиграть.
Нам понадобится некоторое оборудование: набор тематических картинок, микрофон, камера.
Мне нужен желающий.
Задание: Я предлагаю вам выбрать себе партнера, вы сами решаете – кто будет брать интервью, а кто отвечать на вопросы, тему и место дети так же выбирают сами ( это может быть – лес, мастерская, больница, спортивный стадион и т. д.)
А мы отправимся с вами в зоопарк.
Эта игра помогает развивать диалогическую речь, умение слушать собеседника, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, развивать партнерские отношения.
К концу учебного года мной были отмечены следующие положительные результаты:
У детей повысился уровень коммуникативного общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети лучше шли на контакт, не стеснялись, не боялись дать неправильный ответ, стали более общительными, во время беседы научились слышать, и слушают друг друга, не перебивая собеседника.
Дети стали более внимательными по отношению друг к другу, стали чаше играть в коллективные игры. Сюжетные игры стали более разнообразными, развивать сюжетную линию у детей не составляло затруднений.
Дети стали более дружелюбными, научились сами разрешать споры и конфликтные ситуации, не обращаясь за помощью к взрослым. Речевая активность возросла, расширился словарный запас, речь стала более правильной, гибкой, улучшились лексико-грамматические формы речи. Произношение звуков стало более четким и правильным. У детей улучшилась память, воображение, логическое мышление.
Дети научились правильно и четко излагать свои мысли. Те дети, которые избегали общения со сверстниками и чаще играли по одному стали более открытыми, быстро находя партнеров по игре. У них появилось желание более открыто рассказывать о своих впечатлениях.
При использовании игровых педагогических технологий в вашей работе с детьми, хочется пожелать вам успехов:
Слайд13
- Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.
- Помогайте ребятам придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов.
- Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.
- Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним.
- Старайтесь найти индивидуальный подход к детям разрушителям, сочинителям и детям наблюдателям, активизируйте исполнителей, обеспечивая комфортность в игре каждому.
Слайд 14
- Стимулируйте детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
- Поощряйте детскую инициативу.
- Уделяйте внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
- Ориентируйте детей на сотрудничество в совместной игре, регулируйте их поведение на основе творческих игровых замыслов.
- Поддерживайте интерес детей к свободной игре - импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвуя вместе с детьми.
- Организовывайте с небольшими подгруппами детей (6 - 7 лет) игру - драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Слайд 15
И тогда Вы увидите, что:
- Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
- В процессе игр они приобретают специальные знания, умения, навыки;
- У них повышается уровень развития познавательной активности, творческих способностей;
- Дети получают удовольствие от игр, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.
Воспитатель не должен забывать, что приходить к детям нужно всегда подготовленным, чтобы провести занятие прежде следует продумать его цель и задачи, учитывая уровень подготовки детей. И стараться избегать педагогических ошибок в организации игры:
- не навязывать детям готовых игр – игр по определенному плану;
- избегать шаблонизации игр, это ведет к стеснению детской инициативы.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...
Конспект игрового занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему: Звездолетчики» В.Бороздин чтение рассказов (Космос)
Программное содержаниеДать детям первоначальное представление о космонавтах о Ю.А. Гагарине.Ввести в словарь детей слова, связанные с космосом.Развивать умение правильно воспринимать содержание расска...
«Использование ТРИЗ и РТВ технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
основные принципы, этапы решения творческих изобретательных задач...
Игровой самомассаж для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
картотека самомассажа....
"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
«Игровая технология в развитии речи детей раннего дошкольного возраста» для детей от 1 до 3 лет
Подвижная игра "Зайка беленький сидит" в 1 младшей группе.Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами,бегать,подпрыгивать на двух ногах,способствовать развитию речи.Зайк...
Использование технологических карт в сюжетно ролевых играх направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Использование технологических карт в сюжетно ролевых играхнаправленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Технологическая карта по игровой деятельности это &ndash...