«Использование ТРИЗ и РТВ технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
основные принципы, этапы решения творческих изобретательных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnaya_lektsiya.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Радуга»
филиал МБДОУ детского сада «Солнышко» Моршанского района
Публичный доклад на тему:
«Использование ТРИЗ и РТВ технологий
в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила
Азарскова И.А., воспитатель
I квалификационная категория
Алгасово, 2019 г.
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги, гости!
Представляю Вашему вниманию доклад на тему:
«Использование ТРИЗ и РТВ технологий
в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Слайд 2
Свое выступление хочу начать словами Льва Семеновича. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Слайд 3.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Слайд 4.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с такими проблемами современных дошкольников :
-монологическая речь плохо развита;
-небольшой опыт рассказывания текстов;
-недостаточно активный словарь;
-дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
-общение носит формальный характер,
-многие высказывания взрослого не вызывают реакции ребёнка, что препятствует успешному развитию диалогической речи.
Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Слайд 5.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Слайд 6.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В своей работе я решила остановиться на такой современной образовательной технологии как «ТРИЗ» и «РТВ».
Слайд 7.
Основателем ТРИЗ технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Слайд 8.
В настоящий момент программа ТРИЗ для дошкольников носит актуальный характер. Так как все занятия и игры, упражнения предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера. Приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, различного вида мышления: диалектного, творческого, абстрактного.
Слайд 9.
ТРИЗ сегодня представляет собой комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ:
ТРИЗ- направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.
РТВ (развитие творческого воображения )- направлено на управление воображением с целью создания новых образов.
ТРТЛ (теория развития творческой личности) – направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.
Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.
Сегодня мы остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи старших дошкольников. Всем нам известно, что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, развитие словаря и т.д), связную речь.
Слайд 10.
Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, важно учитывать следующие дидактические принципы:
- Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
- Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
- Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
- Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является
- принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает учёт возрастного и индивидуального подходов.
Слайд 11.
Основным средством работы с детьми данного возраста является педагогический поиск.
Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Слайд 12.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет?
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо».
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок, загадок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь надо только наблюдать, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Слайд 13.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
- активизация познавательной деятельности детей;
- создание мотивационных установок на проявление творчества;
- создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;
- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
- развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Слайд 14.
Таким образом, технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют высокие достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Слайд 15.
И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Слайд 16.
Спасибо за внимание!
Информационные ресурсы:
1.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
2.Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998
3.Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
5.Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.
7.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. - Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.
8.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»
laquo;Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»...
«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста
Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста...
«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
В данной стаье раскрываетсся использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста...