Конспект занятия по развитию образности речи средствами сказки "Страна Фразеология"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Страна Фразеология" по мотивам русских народных сказок по ознакомленипю с фразеологизмами русского языка, обогащению словаря детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_frazeologiya.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию образности речи средствами сказки
Составила воспитатель МАДОУ «Детский сад № 177»
Барышева Е.В.
«Страна Фразеология»
Программное содержание:
Обогащение словаря и развитие речи детей посредством ознакомления детей с фразеологизмами.
Формировать умение понимать прямое и переносное значение фразеологизмов русского языка; Формировать умение подбирать и правильно применять фразеологические обороты в речи; Развивать творческую активность, воображение и самостоятельность в речевой деятельности; Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату, сопереживать.
Ход занятия
Педагог: Сегодня ребята нам пришло письмо из страны Фразеология. Расположена она в сказочном лесу.
Читают… в стране Фразеология случилась беда: злой волшебник заколдовал жителей страны. Они теперь не могут вспомнить крылатые слова и применить их в своей речи.
Педагог: Ребята, надо помочь жителям страны Фразеология. Путь предстоит нелегкий: через волшебный лес. Злой волшебник на пути создал много преград. Если мы их преодолеем, то сможем помочь вспомнить жителям «крылатые выражения». Вспомним, что такое «крылатые слова».
Звучит музыка. Дети «змейкой» двигаются за воспитателем.
Педагог: Вот мы и оказались в волшебном лесу. Я слышу, кто-то плачет. Это лесные гномы. Они хотели отправиться на помощь жителям страны Фразеология. Злой волшебник узнал и заморозил домик гномов. (Картинка обледеневшего домика). Поможем гномам.
1 задание: объяснить фразеологизмы. (Картинки с фразеологическими оборотами.)
Педагог: Смотрите, ребята, домик гномов освободился ото льда. Значит, мы на правильном пути.
2 задание: вспомнить фразеологизм и объяснить его.
Педагог: На пути крепость. Дружно ее разберем. (Дети берут по кирпичику). Смотрите, на каждом кирпичике изображение. Если мы вспомним фразеологический оборот, то сможем двигаться дальше. Например, развесить уши, глаза разбегаются, строить глазки, точить зубы, волосы дыбом, золотые руки, водить за нос, клевать носом, прикусить язык, чесать язык).
3 задание: на слух найти фразеологизм, объяснить прямое и переносное значение фразеологизма
Педагог: Видим избушку Бабы Яги. (Голос Бабы Яги)
Баба Яга: Это куда же вы путь дорожку держите?
Дети: В страну фразеологию, помочь жителям вспомнить крылатые слова.
Баба Яга: Я люблю крылатые слова. Вот мое крылатое слово – метла. Сейчас я ею столько крылатых слов намету. Успевайте собирать.
( Баба Яга под музыку на выбор воспитателя танцует «наметает» «крылатые слова»)
Баба Яга: Найдите все крылатые слова.
Педагог: Не сможем двигаться дальше. Опять преграда. Необходимо на слух определить «крылатое выражение» и объяснить его прямое и переносное значение.
В. Орлов «Ни пуха, ни пера»
– Что пожелала Мама-Квочка?
– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?
– Где они употреблены в переносном значении?
(Картинки прямого и переносного значения фразеологизма «Ни пуха ,ни пера»)
Физкультминутка.
Мы ребята умные, (шагают на месте)
Умные-разумные:
Речь свою обогащаем: (руки вперед, в стороны, вверх, в стороны)
Фразеологизмы изучаем, (рывки руками перед собой)
Строим фразы, (рывки руками: одна рука вверху, другая внизу)
Объясняем,
В своей речи применяем. (Приседания)
Намотать на ус всем надо: (наклоны в сторону)
Наш язык – (хлопки руками)
Одна отрада!
4 задание:
Встретился медвежонок Миша. Педагог: Что же ты не спишь?
Миша: Я хотел помочь жителям страны Фразеология. За это злой волшебник меня заколдовал. Да вот хожу, брожу, вспомнить, объяснить не могу.
Педагог: Что же ты не можешь объяснить?
Миша: Крылатое выражение «лезть на рожон».
Педагог: Поможем Медвежонку. Слушайте внимательно.
Откуда прилетело к нам это « крылатое выражение?» Пришло оно к нам из словаря охотников.
Если кто-то медведя разбудит, вылезет он зимой из берлоги и начнёт голодный по лесу шататься. Не попадайся ему тогда никто на пути.
Самые смелые охотники отправлялись на схватку с медведем-шатуном. Ружей в старину у охотников ещё не было, вот и шли они на охоту с толстым длинным шестом, заострённым с одной стороны. Острый шест или рогатина называли РОЖОН. Если медведь нападал на охотника, то охотник упирал рожон в землю острым концом вверх и крепко его держал. Медведь при нападении всегда поднимается на задние лапы и обрушивается на свою жертву. Разъяренный, ослеплённый злостью зверь часто сам бросался на рожон. Напоровшись на острый шест, зверь погибал, а человек оставался жив. В переносном смысле лезть на рожон – значит нарываться на неприятности, предпринимать действия заранее обреченные на провал.
Педагог: Ребята объясните крылатое выражение «лезть на рожон? Молодцы! Справились. Преодолели преграду и Мише помогли
Заключительная часть
Педагог: Вы, ребята, сложный путь преодолели. Помогли жителям страны Фразеология: вспомнили много «крылатых выражений» и смогли их объяснить. Подарим «крылатым словам» настоящие крылья. Разрушим колдовство злого волшебника. (Дети запускают бабочек, называя фразеологизмы).
Педагог: Внимательно слушаем стихотворение Е. Лаврентьевой «Голосистый еж» и на слух находим в нем фразеологические обороты. Объясняем их значение. Потом нарисовать рисунок (прямое и переносное значение фразеологического оборота «медведь на ухо наступил»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка
Животные жарких стран. Конспект занятия в подготовительной группе....
КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»
Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2. Закреплять практическое употребление в ре...
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.
Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...
"Развитие образной речи средствами художественной литературы"
Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно –они удивляются и восхищаются всё меньше, интерес...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка детей подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи. Относительные прилагательные. "Поможем Юми спасти урожай".
Цель: Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (овощи, фрукты)....
Конспект занятия по развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку "Гуси-лебеди"
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по русской народной сказке "Гуси-лебеди" по развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста. Занятие формирует доброжелательность, вза...
Конспект занятия по развитию образности речи средствами сказки "Театр - волшебный мир"
В данном конспекте можно познакомить детей с театром, воспитывая интерес к театрализованной деятельности, пономая, сопереживая и сочувствуя героям....