Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка детей подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи. Относительные прилагательные. "Поможем Юми спасти урожай".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (овощи, фрукты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otnositelnye_prilagatelnye.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект занятия
по развитию лексико-грамматических средств языка
детей подготовительного к школе возраста
с общим недоразвитием речи
Относительные прилагательные
"Поможем Юми спасти урожай"
Ф. И. О.: Белова Ольга Николаевна
Занимаемая должность: Учитель-логопед
Наименование ДОУ: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
№ 27 "Рябинка" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Предмет: Речевое развитие, Развитие
лексико-грамматических средств языка
Тема: Относительные прилагательные
"Поможем Юми спасти урожай (30 минут)
Группа: Подготовительный к школе возраст
Технологии: Компьютер (ноутбук), мультимедийная установка, колонки, экран.
г. Новочебоксарск, 2021 г.
" Поможем Юми спасти урожай "
Цель: Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (овощи, фрукты).
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Овощи и фрукты».
Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что).
Активизировать словарь признаков.
Закреплять навык согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Активизировать употребление слов с противоположным значением.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать зрительное внимание.
Развивать артикуляционную и общую моторику.
Развивать восприятие, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Развивать способность понимать свое эмоциональное состояние и уметь его выразить.
Оборудование:
Монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма "Щенячий патруль" (1 сезон, 1 серия); компьютер; колонки; мультимедийная установка; экран; мяч; муляжи фруктов и овощей; дидактическое пособие «Задуй яблочки в корзинку»; предметные картинки с изображением фруктов и овощей; муляжи фруктов 3 вида по 10 штук для счёта; двухсторонние карточки для игры «Назови блюдо»; листы с заданием на внимание по количеству детей.
I.Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал (группу).
Логопед: Дети, посмотрите, к нам на занятие пришло много гостей, давайте поприветствуем их!
Дети: Здравствуйте!
1.Психогимнастика "Солнечный зайчик" (Снять психологическое напряжение. Развить способность понимать свое эмоциональное состояние и уметь его выразить).
Дети сидят в кругу.
Логопед: - Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и улыбнитесь ему».
Логопед: Ребята, давайте дружно скажем:
Мы будем заниматься,
Будем мы стараться.
Ответы верные давать
И друг другу помогать.
Логопед: Ребята, посмотрите, тут что-то происходит...
1 слайд. На экране фермерша Юми, Гонщик и Маршал собирают урожай.
Но надвигается буря и они не успевают.
Логопед: - Ребята, я предлагаю вам помочь Юми собрать урожай фруктов и овощей. А какие овощи вы знаете? Назовите им. (Ответы детей). А названия фруктов? (Ответы детей).
2. Д/и "Разложи овощи и фрукты".
Логопед: Задание следующее: фрукты мы кладём в корзину, овощи - в ящик.
Дети по очереди раскладывают муляжи фруктов и овощей сопровождая действия составлением предложений.
- Я положил(а) яблоко в корзину, потому что это фрукт.
- Я положил(а) баклажан в ящик, потому что это овощ.
3.Дыхательная гимнастика "Собери в корзину овощи" (Развитие плавного ротового выдоха, активизацию губных мышц).
2 слайд. На экране ветер, яблоки падают с деревьев.
Логопед: Ребята, посмотрите, ветром все яблоки сорвало с дерева. Нам нужно их положить в корзину. И будем мы это делать не обычным способом. А так же как ветер задуем яблоки в корзину.
4.Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Посмотрим, чем заняты щенки из щенячьего патруля?
3 слайд. На экране щенки выполняют зарядку.
Логопед: Посмотрите, какие спортивные щенки. И мы с вами тоже подготовим язычок и губы к работе. Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.
Дети выполняют артикуляторные упражнения на каждую строчку стихотворения.
В огород с тобой пойдем,
Инструмент с собой возьмём (упражнение "Заборчик")
Вот лопата, (упражнение "Лопаточка")
Грабли здесь (проталкиваем широкий язык между зубами)
И корзинка тоже есть (упражнение "Чашечка")
Мы морковь капаем дружно (упражнение "Иголочка")
Репу вырвать тоже нужно (упражнение "Шарики")
Про горох не забываем (кончик языка упирается то в одну,
то в другую щёку внутри рта)
Урожай мы собираем! (улыбнуться)
5. Игра "Какой? Какая? Какое?" (Активизировать словарь признаков).
Логопед: Отлично, ребята. Хороший урожай собрали! А какие они фрукты и овощи?
Логопед: Яблоко какое?
Дети: Спелое, круглое, зелёное, сочное, сладкое и т.п.
Логопед: Капуста какая?
Дети: Зелёная, большая, хрустящая, полезная и т.п.
Логопед: Лимон какой?
Дети: Жёлтый, кислый, овальный, полезный и т.п.
Логопед: Лук какой?
Дети: Горький, зелёный, жёлтый, репчатый, полезный и т.п.
Логопед: Вишни какие?
Дети: Маленькие, красные, бордовые, сладкие, сочные и т.п.
6. Игра "Сосчитай 1 →10"
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, чем сейчас заняты щенята.
4 слайд. На экране появляются Крепыш и Роки с тележкой кукурузы.
Логопед: Какой большой урожай собрали щенки. Ребята, а ведь и мы с вами тоже можем собрать урожай и сосчитать его. Предлагаю сначала собрать яблоки. Затем груши и в последнюю очередь сливы.
Дети по очереди перекладывают из общей корзины сначала яблоки, затем груши и вишни. При этом перекладывая фрукты в раздельные корзины считают их проговаривая вслух.
7.Динамическая пауза.
Логопед: Молодцы, ребята! Отличный урожай мы с вами собрали.
А скажите мне, пожалуйста, овощи, где растут?
Дети: В огороде.
Логопед: А фрукты?
Дети: В саду.
Логопед: А как зовут того кто работает в саду и выращивает фрукты?
Дети: Садовник.
Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру "Садовник".
Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.
Яблони белили мы Движения правой рукой вверх, вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор, «Ударяют» молотком.
Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один
– Ты скажи, садовник наш, ребенок. Ведут диалог
Что ты нам в награду дашь?
– Дам в награду слив лиловых, На каждое название фруктов загибают
Груш медовых, самых крупных по одному пальцу на обеих руках
Спелых яблок, вишен целый килограмм. начиная с больших.
Вот что вам в награду дам! Разворачиваю ладони вверх.
Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.
8. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед: - Ребята, понравилась игра "Садовник"? Хотите ещё поиграть? Я хочу поиграть с вами в игру «Скажи наоборот»:
Логопед: Персик - большой, а абрикос..................(маленький)
У яблока семечек много, а у сливы ......................(одно)
Лимон кислый, а персик........................................(сладкий)
Кабачок большой, а огурец .................................... (маленький)
помидор мягкий, а огурец ............. ... ....................(твердый)
Старый картофель ............ …….. ..........................(молодой)
Тяжелый мешок — …… .......................................(легкий)
Большой урожай — ………. ................................(маленький урожай)
Чистая морковка — ……..................................….( грязная морковка)
Банан растёт на высоком дереве, а вишня на ....(низком)
9.Игра "Назови блюдо".
Логопед: Ребята, мне кажется, щенки опять что-то затевают.
На экране появляются щенки. Роки везёт целую тележку лимонов.
Маршал предлагает сделать лимонад.
Логопед: Как интересно, щенки задумали приготовить лимонад из лимонов. А вы знаете какие еще блюда можно приготовить из фруктов и овощей?
Логопед: Пюре из картофеля - (картофельное пюре)
Сок из яблок - (яблочный сок)
Кетчуп из томатов - (томатный кетчуп)
Пирог из груш - (грушевый пирог)
Суп из гороха - (гороховый суп)
Джем из персиков - (персиковый джем)
Салат из капусты - (капустный салат)
Повидло из яблок - (яблочное повидло)
Суп из свеклы - (свекольный суп)
Варенье из апельсинов - (апельсиновое варенье)
Логопед: Молодцы, ребята!
А как дела у щенячьего патруля? Сумели они вовремя собрать весь урожай?
5 слайд. На экране щенки, Райдер и фермерша Юми.
Логопед: Да, вы молодцы. Помогли фермерше Юми собрать весь урожай фруктов и овощей. Но мне кажется Маршал приготовил для нас какое-то задание.
6 слайд. На экране Маршал.
10. Упражнение «Путаница» (Развитие внимание. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные).
Логопед: Посмотрите, он приготовил для нас в подарок задание "Путаницу".
Дети определяют по карточке из чего сделано варенье.
Логопед: Какое варенье ты сварил?
Ребёнок: Я сварил яблочное варенье и т.п.
11. Итог.
Логопед: Ребята, понравилось вам помогать Юми собирать урожай? А какие задания мы с вами выполняли?
Список литературы.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 296 с.
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 240 с.
- Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Жукова Н. С. И др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006.-320 с. (Серия «Учимся играя»).
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 6-7 лет/С. И. Карпова, В.В. Мамаева – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 144 с.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.- (Логопед в ДОУ).
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. ΙΙ период. Пособие для логопедов.- М.: Гном-Пресс, 1999. – 64 с., цветная вставка. (В помощь логопеду).
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. Работников ДОУ/Г. С. Швайко; [под ред. В.В.Гербовой]. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Филичива Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие /Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 224 с. – (Библиотека логопеда – практика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...
Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»
Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...
Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.
Конспект занятия по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...
Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня "Гуси-лебеди"
В методической разработке занятия рассматривается совместный практический опыт интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы воспитать гармо...
Конспект оздоровительного досуга "Прогулка в осеннем лесу" с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
Конспект оздоровительного досуга с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. На занятии используется мультимедийная презентация. Занятие начинается с хоровода и исполнении пес...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «...