Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Девицкая Ольга Станиславовна

Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а также совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

Тема: Составление описательного рассказа с опорой на схему: «Во саду ли, в огороде»

Цели занятия:

1.      Коррекционно-образовательные:

-         учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему;

-       продолжать учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени;

- продолжать учить образовывать относительные прилагательные;

- совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

 2.      Коррекционно-развивающие:

- развивать и активизировать словарный запас детей по теме:  «Фрукты», «Овощи»;

- развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;

- развивать умение строить предложения с однородными определениями;

- развивать у детей умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;

3.      Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему, навыки правильного питания.

 Предварительная работа: экскурсия в сад и огород; рассматривание муляжей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, отгадывание загадок (смотри презентацию); чтение художественной литературы.

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

Психогимнастика «Моё настроение»

Логопед:  Ребята, я слышу чей-то плач! Кто-то сильно огорчён.

(В группу входит сказочный герой Незнайка).

Логопед: Здравствуй Незнайка, почему ты плачешь?

Незнайка:  Заболел мой друг Пончик. И доктор Пилюлькин сказал, что для его здоровья ему нужны эти, как их там ……. Витамины. А я не знаю, что это такое и где их взять.

Логопед:  Не расстраивайся, Незнайка, мы тебе поможем! Ребята, скажите, где живут  витамины?

Дети: в овощах и фруктах

Незнайка: А где они растут? В лесу? И как я их узнаю?

Дети: Фрукты растут в саду, а овощи в огороде. 

2.      Объявление темы.

Логопед: Давайте пригласим Незнайку с нами на экскурсию в сад и огород и расскажем ему об овощах и фруктах.

Сначала мы отправимся в сад. (СЛАЙД № 3)

Ребята на чём растут фрукты?

Правильно, на плодовых деревьях.

  1. Игра «1.2,3 – дерево назови».

Дети становятся в круг, логопед в центре с корзиной фруктов (муляжи).

Под музыку дети идут по кругу в правую сторону,  логопед в левую.

Как только музыка замолчала, тот, возле которого остановился логопед с корзиной, берёт из неё фрукт.

Дети хором: 1-2-3 – дерево назови!

Ребёнок  отвечает:

Груша (слайд 8) растёт на грушевом дереве.

Слива (слайд 15)  растёт на сливовом дереве.

Абрикос (слайд 13) растёт на абрикосовом дереве.

И так дальше по аналогии.

  1. Логопед: А теперь, Незнайка мы расскажем тебе, как  из этих фруктов можно сварить вкусный витаминный компот! 

Упражнение «Компот» (КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ)

Будем  мы варить компот, фруктов нужно много. Вот.

Делают помешивающие движения руками.

Будем яблоки крошить,

«крошат»

Грушу будем мы рубить.

«рубят»

Отожмём лимонный сок,

«отжимают»

Слив положим в кипяток.

«кладут»

Варим, варим мы компот.

приседают

Угостим честной народ!

Хлопают в ладоши

Логопед: Незнайка, ты запомнил, что такое фрукты и где их найти? Но, чтобы не болеть, кроме фруктов, необходимо кушать овощи. Они растут в огороде или в поле.

Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и полезные вещества. Поэтому мы отправляемся в огород, туда, где они растут и созревают. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землёй.

Логопед:  Вот мы и в огороде. (Слайд 18)

  1. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски…»

У Лариски - две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки-сорванца– два зелёных огурца.

А у Вовки две морковки.

Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки!

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

Ох!

Хлопок.

Незнайка, наши дети очень любят овощи и часто их называют ласково:

Игра: «У нас сегодня на обед будет…» (Незнайка

не картошка, …….. а картошечка (слайд 25), она растёт ……

не огурцы, а ……. огурчики (слайд 20), они растут …..

не помидоры, ……помидорчики (слайд 19), они растут …..

не баклажаны, а …. баклажанчики (слайд 24), они растут ……

не лук, а …………….лучок (слайд 27), он растёт ……..

 и т.д. по аналогии.

  1. Составление детьми рассказов. 

Логопед: Незнайка, а хочешь, ребята расскажут тебе: как выглядят, какие на вкус  и на ощупь овощи и фрукты, и что  можно из них приготовить?

Логопед: Дети, возьмите по одной картинке (картинки лежат вниз «лицом»), посмотрите на схему рассказа (СЛАЙД 16) и опишите тот фрукт или овощ, который изображён на вашей картинке.

 Дети переходят к составлению рассказа по мнемосхеме:

- Что это?

- Цвет, форма.

- Вкус.

- Где растёт?

- Какой на ощупь?

Что можно приготовить?

  1. Рассказы детей.
  2. Итог:

Логопед: Незнайка, сегодня ты много узнал о фруктах и овощах. Теперь, ты сможешь помочь своему другу – Пончику, и он снова станет здоровым!

Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я побежал собирать фрукты и овощи для Пончика, и сам теперь буду больше употреблять их в пищу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»....

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами биоэнергопластики в подготовительной к школе логопедической группе.

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи с элементами биоэнергопластики  в подготовительной к школе логопедической группе по сказке С.Я.Маршака "Кошкин дом". Дети оче...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...