Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно –они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Бэби Бум, у многих есть игровые приставки и компьютер. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность.
Все дальше и дальше на задний план уходит интерес к литературе. Развитие речи –один из наиважнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста. Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, творческую фантазию . В рассказах дети познают лаконичность и достоверность слова; в стихах постигают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними точность и выразительность языка, проявляют как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка младшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи . Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается целое, стройное, полное движения, жизни и интереса». Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой –«герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты -«море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов.
Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось.
Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы?)
Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»
Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» —со слов «сядут за стол —не нахвалятся» и др.
«Речевая зарядка». Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:-придумать несколько однокоренных слов (лес –лесок –лесовичок);-срифмовать два слова (кузнец –удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;-составить достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» -«Колобок катится» -«Колобок катится по дорожке» и т.д. Предлагать давать детям пословицы, поговорки, фразеологизмы, выяснять, когда так говорят, что это значит, к каким героям сказки можно было бы отнести с полным основанием. Также для развития образной речи автором предлагаются следующие приемы работы с русской народной сказкой:-подобрать как можно больше определений к главному герою, событию;-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;-сочинить длиное и смешное слово к примеру о лисе –«пушистохвостая»;-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука –мука), а порой и различный контекст (собачий хвост –собачий характер);-объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);-придумать похожие слова (синонимы);-придумать сказку от фразеологизма.Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений. . В формировании начальных представлений о слове большая роль отводилась словесным играм. Именно они помогают не только ввести слово в словарь ребенка, но и почувствовать, услышать, увидеть его лексическую особенность. Такие игры — обязательная часть обучающих занятий и элемент любого вида образовательной работы. Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора позволила: - создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств, таких как эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры (как средства выразительности) и т. п. - вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение и произведение устного народного творчества; - сформировать интерес к образам произведений словесного искусства; обеспечила: - формирование понимания содержания произведений словесного творчества народа и литературы (о чем говорится); - овладение детьми умением вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т. п. (не обозначая терминами) с помощью вопросов типа: как в произведении описывается предмет (явление)? Что говорится о нем? С чем сравнивается? Какой предмет? И т. п. Это является условиями формирования умения использовать доступные детям языковые средства выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в их собственной речи. помогла: - поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа и литературы; - поощрять желание детей придумывать сказку, загадку, пословицу, рассказать стихотворение и т. д. Все вышеперечисленное способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов литературных произведений и произведений устного — народного творчества