Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Хлеб всему голова».
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В материале представлен конспект по НОД по развитию речи с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova-konspekt.doc | 62 КБ |
prezentatsiya_otkuda_hleb_prishyol.pdf | 931.4 КБ |
prezentatsiya_zanyatiya_s_foto.pdf | 928.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
на тему «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА».
Подготовили и провели:
Сидорова Н.В., учитель-логопед,
Ванцева Л.В., воспитатель.
Цель: закрепление и обобщение знаний и представлений о процессе выращивания и изготовления хлеба; воспитание у детей бережного отношения к хлебу, уважения к людям, которые его выращивают.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и закрепить представление детей o выращивании зерновых культур, изготовлении хлеба; o технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая;
- закрепить представления детей о профессиях людей, производящих хлеб;
- обогащать и активизировать словарный запас (пословицами, стихотворениями о хлебе);
- совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; подбор слов-синонимов);
- продолжать совершенствовать интонационную выразительность речи;
развивающие:
- развивать воображение, артистичность, эстетический вкус;
- развивать познавательную активность детей;
- продолжать учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц;
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
воспитательные:
- продолжать формировать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
- продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;
- продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
- чтение детям белорусской народной сказки «Легкий хлеб» и беседа по ней;
- подготовка инсценировки отрывка сказки «Легкий хлеб»;
- знакомство с пословицами и поговорками о хлебе;
- рассматривание серии сюжетных картинок «Откуда хлеб пришёл», раскладывание картин по порядку, составление предложений по каждой картинке;
- изобразительная деятельность: рисование красками «Хлебушек золотистый».
Оборудование: поднос с разными видами хлебобулочных изделий, сюжетные картинки «Откуда хлеб пришел», мультимедийная презентация «Откуда хлеб пришел», костюмы для инсценировки сказки «Легкий хлеб», мяч, 2 калача из картона для подвижной игры.
Музыкальное сопровождение: «Хлеб» Слова Екатерины Приходько, музыка Геннадия Грошкова
1. Дети свободно располагаются в группе. Звучит музыка.
Воспитатель: Послушайте, ребята. К нам кто-то идет.
Под музыку входит «пекарь» с подносом хлебобулочных изделий, накрытых полотенцем.
Пекарь: Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто я? А где я работаю? Послушайте загадку и догадайтесь, что я вам принесла сегодня:
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый…(Хлеб)
Пекарь: - Да, вы правы (открывает поднос с хлебом). Посмотрите, как много всего можно приготовить из муки, какой разный бывает хлеб. Ребята, а вы знаете, как хлеб попадает на наш стол? Я хочу проверить, какие вы сообразительные и что вы знаете о хлебе.
2. Коллективная игра «Откуда хлеб пришел». На столе разложены сюжетные картинки из серии «Откуда хлеб пришел». Пекарь предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, как на нашем столе появился хлеб (при необходимости оказывает помощь).
3. Просмотр презентации «Хлеб – всему голова. Откуда хлеб пришёл?».
В процессе просмотра презентации проводится пальчиковая гимнастика «Хлеб» (слайд 9-10).
Рос сперва на воле в поле, | Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх. |
Летом цвел и колосился | |
А потом обмолотили, | Постукивают кулаками друг о друга. |
Он в зерно вдруг превратился | Поочередно соединяют каждый палец с большим на обеих руках, начиная с указательного. |
Из зерна – в муку и тесто | Сжимают и разжимают кулаки |
В магазине занял место | Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх. |
Вырос он под синим небом, | Поднимают руки вверх |
А пришел на стол к нам – хлебом. | Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх. |
4. Инсценировка отрывка из сказки «Легкий хлеб». После окончания игры воспитатель предлагает пекарю посмотреть, какую сказку приготовили ребята для него.
После сказки дети садятся на расставленные полукругом стульчики.
5. Пекарь: - Да, ребята, процесс выращивания хлеба очень долгий и трудный, поэтому все должны относиться к хлебу бережно, уважать труд людей, которые выращивают и пекут его.
Недаром существует так много пословиц о хлебе. Например,
Хлеб – наше богатство.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
-А какие пословицы знаете вы?
Ответы детей.
С хлебом русский человек – богатырь из века в век.
Потом добытый хлеб и черствый сладок.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
6. Игра «Расскажи о хлебе».
Пекарь: - Встанем в круг, будем передавать по кругу мячик, и каждый из вас скажет, какой бывает хлеб.
Дети передают мяч по кругу и называют слова-признаки к слову хлеб: душистый, свежий, ароматный, полезный, мягкий, пышный, пахучий, вкусный, твердый.
Пекарь: -Молодцы, ребята! Как много слов вы смогли сказать о хлебе! А где пекут хлеб? Правильно, в печке (слайд 11).
7. Речедвигательное упражнение в круге: проговаривание с хлопками, после проговаривания последней строчки дети дуют на ладони, «остужая» калачи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча – наша печка горяча
Чи-чи-чи, чи-чи-чи – печёт печка калачи
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – будет всем по калачу
Чо-чо-чо, чо-чо-чо –осторожно, горячо.
8. Подвижная игра «Кто быстрее найдет свой калачик».
Пекарь: - Посмотрите, какие прекрасные калачи у нас получились (показывает 2 вырезанных из картона калача разного цвета), сейчас мы с ними поиграем. Для этого разделимся на 2 команды. Воспитатель и пекарь берут по одному калачу. Одна команда детей становиться вокруг воспитателя, другая – вокруг пекаря.
Пекарь: - Запомните свой калачик. Пока звучит музыка, вы можете бегать, танцевать, но когда музыка закончится, вы должны вернуться к своему калачику.
После игры дети занимают места на стульчиках.
9. Игра «Отгадай загадки».
Пекарь: - Я расскажу вам о разных изделиях, которые можно приготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь (пекарь показывает на подносе то, что отгадали дети):
Засушенный кусок хлеба (сухарь).
Пшеничный хлебец в форме кольца (баранка).
Толстая баранка (бублик).
Маленькая, тонкая и очень сухая баранка (сушка).
Сладкое мягкое печенье на меду в виде лепешки или плоской фигурки, покрытое сверху глазурью (пряник).
Белый хлеб удлиненной формы (батон).
Небольшой хлебец из белой пшеничной муки (булка).
Лепешка с загнутыми краями и творожным верхом (ватрушка).
Ржаной хлеб в форме прямоугольного кирпичика (буханка).
-Молодцы, вы много знаете о хлебе.
Воспитатель: Разные люди принимали участие в выращивании и производстве хлеба: работает на тракторе – …тракторист, сеет зерно – …сеятель, выращивает хлеб – …хлебороб, печет хлеб – …пекарь. Все они очень долго и много работали, чтобы на ваших столах появились эти ароматные батоны и буханки.
-А как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).
Пекарь: Об уважении к нелегкому труду хлеборобов говорит и это стихотворение С. Погореловского:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки.
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
-А теперь я приглашаю вас попробовать мой хлебушек (пекарь угощает детей хлебом).
Воспитатель: -Ребята, давайте поблагодарим пекаря и подарим ему наши рисунки.
Звучит музыка, дети вручают пекарю свои рисунки «Хлебушек золотистый». Пекарь прощается с ребятами.
Приложение.
Белорусская народная сказка «Лёгкий хлеб».
Сокращенная для инсценировки.
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать...
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...
- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...
- И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...
- И все?
- Нет, не все. Надо муку замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»
Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа), 6 слов (2...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы». Это занят...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»
Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь: Формировать умение логично, четко, последовате...
Конспект ООД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Весна».
Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны показать связь весенних- изменений в живой и неживой природе.Задачи: - обобщить знания детей о весенних явлениях в жизни пти...
План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Занятие по развитию речи (коррекционное) с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб-всему голова».
Цель: познакомить детей с новыми пословицами и поговорками русского народа о хлебе;объяснить детям что хлеб является ежедневным продуктом;закрепить знания детей о долгом пути хлеба...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Измени сказку»
АктуальностьВозрастные особенности детей Федеральной Образовательной Программы старшего дошкольного возраста говорит нам что дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строит...