План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по развитию речи (коррекционное) с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_po_razvitiyu_rechi_diferentsiatsiya_zvukov_zh_i_sh.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
(коррекционное занятие)
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Разработал: воспитатель Просекова Т.А.
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Тип занятия: комбинированное.
Технология занятия: развивающее обучение.
Цель занятия: закрепить умение дифференцировать звуки ж-ш.
Задачи:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику, мышление, память, связную речь, отрабатывать речевое дыхание;
-воспитывать интерес к занятиям, соблюдать правила поведения на занятии.
Оборудование: игрушки жук, змея; карточки с буквами Ж и Ш для воспитателя, карточки с предметами к игре «Поймай звук», мячи Су-Джок (по одному на каждого ребёнка); оборудование для презентации.
Ход занятия:
- Организационный момент (2 мин).
- Упражнение на произношение звуков (2 мин).
- Артикуляционная гимнастика (2 мин).
- Дидактическая игра «Поймай звук» (4 мин).
- Игра «Буквы в поезде» (4 мин).
- Массаж (2 мин).
- Игра «Большой-маленький» (2 мин).
- Игровое упражнение «Веселые скороговорки» (3 мин).
- Игра «Посели в домик» (3 мин).
- Рефлексия (1 мин).
1.Организационный момент.
Слайд 2.
-Здравствуйте, ребята! -Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы сейчас узнаете. (проговаривает строки с выделением звуков)
ВыШШШло солныШШШко гулять, словно ШШарик полетать. Какой звук вы услышали? шшш
Верно, вот и буква Ш, которая обозначает этот звук.
А из норки вышел ЁЖЖЖ, он на солнышко похоЖЖЖ. (Звук Ж).
Это буква Ж, обозначает звук жж.
Эти буквы очень дружны между собой. А еще они предлагают нам рассказать про них все что знаем.
2. Упражнение на произношение звуков
- Я думаю, что вам это все по плечу, в русском языке все звуки важны и нужны, мы покажем, что знаем о звуке «Ш» и звуке «Ж».
-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.
Слайд 3.
-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Слайд 4.
3. Артикуляционная гимнастика.
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись…
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»
4. Дидактическая игра «Поймай звук».
Воспитатель держит в руках игрушки «Жук» и «Змея».
- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
-Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, то как жук жжужжите (ж-ж-ж), если услышите звук –ш, то как змея шипите (ш-ш-ш).
Слова: пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок. шайба, лампа, жираф, кувшин, журавль, школа, лимон, шмель, дождь.
- Молодцы, ребята, все верно выполнили.
- Наступает лето, и скоро все поедут в отпуск. И наши буквы поедут на отдых на поезде. Сейчас мы с вами подберем слова, в которых буквы стоят в начале, в середине или в конце слова и посадим их в нужный поезд.
Слайд 5.
5. Игра «Буквы в поезде»
- Подберите слова с буквой Ж в начале слова (жираф)
- В середине слова (мороженое)
- В конце слова (морж)
(заслушиваются ответы детей)
Слайд 6.
- Подберите слова с буквой Ш в начале слова (шарик)
- В середине слова (кошка)
- В конце слова (малыш)
(заслушиваются ответы детей)
- Какие все умницы и умники. А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек».
6. Массаж
Слайд 7
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
И иголками своими колется, колется
Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорок мячика, затем меняют руки.
А я ежику- ежу ту дорожку покажу,
Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.
Где катают мышки маленькие шишки.
Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
-Молодцы ребята.
7. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.
Например, снег-снежок.
Слова: утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, друг- дружок.
- Какие дружные у нас ребята!
-Давайте с вами проговорим «Веселые чистоговорки».
Слайд 8.
8. Игровое упражнение «Веселые скороговорки».
Ши-ши-ши, как конфетки хороши.
Шо-шо-шо, мойте ручки хорошо.
Шу-шу-шу, я к столу вас приглашу.
Ша-ша-ша будем кушать не спеша.
Жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа.
Жу-жу-жу дали яблоко ежу.
Же-же-же съел он яблоко уже.
Жи-жи-жи, нам животик покажи.
- Ну вот как мы развеселили наших гостей.
Слайд 9.
9. Игра «Посели в домик».
- Чтобы вы запомнили все, что сегодня узнали поиграем в игру «Посели букву в домик»
Нужно расселить предметы в нужный домик, и пояснить почему так сделали?
Желающие вызываются к доске.
-Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, наши гости, буквы Ш и Ж очень развеселились, им очень понравилось наше занятие. Мы с вами показали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними.
10. Рефлексия.
-А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)
-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...
Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позици...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» - «Ш»
Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...