Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимняя сказка» (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Развитие познавательного интереса через приобщение детей к русской народной культуре - сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimnyaya_skazka.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Лучик»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Зимняя сказка»
(по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)
Образовательная область: познавательное развитие
г. Вихоревка
Конспект
непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимняя сказка»
(по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: Развитие познавательного интереса через приобщение детей к русской народной культуре - сказкам.
Задачи:
Развивающая:
развивать познавательную и речевую активность через трудовую деятельность, логическое мышление, художественное творчество, воссоздающее воображение, мелкую моторику и координацию движений, глазомер.
Развивать умение рассуждать, делать выводы, развивать социальные навыки, умение работать в подгруппах.
Обучающие:
пополнять знания детей о зиме (значение снежного покрова в жизни растений);
закреплять умения сравнивать предметы по длине, определять различный материал наполнителя на ощупь;
учить принимать собственное решение
выполнять самостоятельно художественную работу;
Воспитательная:
Прививать интерес к познанию окружающего мира, любовь к сказкам, природе, труду. Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации, коммуникативность в общении друг с другом.
Активизация словаря: пышная, длинная, короткая, короче, длиннее; заплатка.
Предварительная работа:
Подготовка предметно-пространственной среды к непосредственной образовательной деятельности: затемнение окон, макет колодца, мерцающий шар, постель Мороза Ивановича, смарт - доска или телевизор, ноутбук, столы, стульчики, схема групповой комнаты с обозначением нахождения сундучка.
Оборудование: Подборка музыкального сопровождения, видеоролик с героем сказки, пособия к игре «Золушка» (пряжа, крупа, коврик, заплатки), подушки с разными наполнителями – 9 шт., веревочки с узелками разной длины - по количеству детей, 2 ведерка, сундучок, заколка с брильянтом, различный материал для изготовления украшений (леска, тесьма, бусины ),бейджики с картинками на зимнюю тематику по количеству детей, 2 корзины, салфетки.
Технологии:
- социоигровые ;
- ИК-технологии;
- Технология проблемного обучения.
Приемы:
ввод в воображаемую ситуацию;
создание проблемной ситуации;
нацеливание на предстоящую совместную деятельность детей;
элементы ритмической гимнастики (под музыкальное сопровождение песни «Зима» муз. Э. Ханка, сл. С. Острового);
игра;
словесные: объяснение, использование художественного слова, поисковые и проблемные вопросы к детям.
Оценка деятельности детей; подведение к выводу.
Содержание НОД:
Дети свободно играют в групповой комнате.
Звучит спокойная музыка. Вхожу в групповую комнату в костюме Зимы. Читаю стихотворение:
Снег пушистый, стелется, улица бела,
Я Зимушка – метелица в гости к вам пришла!
Здравствуйте, а вот и я,
Зимушкой зовут меня.
Заметаю я дорожки,
Сыплю снег вам на ладошки.
Я - Зима, мой светлый дом
Устлан сказочным ковром
Я волшебною иголкой на ковре рисую елки
Заметаю их снежком.
Вся земля как светлый дом!
Зима: Ребята, вы любите сказки? А какие зимние сказки вы знаете, назовите их? («Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко». «Снежная королева», «зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк»)
Зима: Жили-были Рукодельница да Ленивица, да с ними нянюшка. Рукодельница рано вставала и тут же за дело принималась. А Ленивица меж тем в постельке лежала, с боку на бок ворочалась. Как вы думаете, из какой сказки эти слова? («Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского)
Сказка в гости к вам пришла
Волшебство всем принесла,
Здравствуй, Сказочка, не новая,
Всем давным – давно знакомая!
Звучит детский плач. На экране появляется девочка - Настенька.
Зима: Настенька, что случилось, почему ты плачешь?
Настенька с экрана: У меня очень много работы, ничего не успеваю сделать, а еще пошла я по водицу к колодцу, да случайно ведерко в колодец упустила, а строгая нянюшка и говорит мне: «Сама ведерко утопила, сама и доставай!» Да ножку я подвернула.
Зима: Ребята, что же делать? Жалко Настеньку.
Выслушиваю высказывания детей (помочь по дому, достать ведерко, и др.) . Подвожу их к столу, обращаю внимание детей на перемешанные разные виды крупы, перепутанные и размотанные клубки ниток, дырявый расписной коврик (дырки разной геометрической формы . заплатки такой же формы , но различные по цвету и рисунку). Предлагаю детям разделиться на подгруппы, по рисункам на бейджиках.
Настенька с экрана: Спасибо, ребята! С вашей помощью в доме порядок. Теперь еще ведерко надо достать, мне одной не справиться.
Зима: Ребята, что делать? (дети: давайте мы поможем достать ведерко)
Подвожу детей к макету колодца.
Зима: Как мы это сделаем? Колодец, наверное, глубокий, да и веревки нет, оборвалась же она.
Обращаю внимание детей на веревочки, лежащие у колодца.
Зима: Веревочки, наверное, все одинаковые, как вы думаете. Как определить их длину. (надо сравнить их) Как это сделать?(приложить одну к одной и сравнить)
Предлагаю взять по одной веревочке, сравнить их и найти самую длинную. Прикрепляем её к барабану колодца и опускаем в него.
Зима: Нет, не достать. Почему не достать? (Веревка короткая, надо длиннее. Надо связать все веревочки.) Ребята, колодец такой глубокий, не получается достать. Что же тогда делать? А что в сказке сделала девочка? (прыгнула в колодец). А мы можем так же поступить? (Имитация прыжка в колодец. В это время выключается свет, включается подсветка, звучит волшебная музыка. Дети оказываются в царстве Мороза Ивановича.)
Зима: Сколько кругом снега, все сверкает, красота какая (дети любуются красотой пейзажа)
Слышится голос Мороза Ивановича (фонограмма): О, да у меня гости в моем снежном царстве. Здравствуйте, здравствуйте. Знаю, за ведерком вы пришли, я вам его отдам. Да только вы мне за это послужите. Снег уберите, да постельку мою хорошенько взбейте.
Зима: Давайте расчистим дорожку от снега. (предлагаю собрать салфетки, рассыпанные на ковре, скатать из них «снежки» и бросить их в корзины)
Дети берут в руки «снежки», катают их между ладонями, кидают в корзину, стараясь попасть.
Зима: Спасибо! С вашей помощью дорога свободна, можно идти дальше. А вот и постель Мороза Ивановича. Сколько здесь подушек. Давайте их взобьем. Для чего подушки взбивают, как вы думаете? (чтобы стали мягкие, пышные, чтобы удобно было на них спать.)
Зима: Их много, но надо найти ту подушку, на которой Морозу Ивановичу будет удобнее всего спать.
Давайте найдем такую подушку. И каждый из вас скажет, почему именно эта подушка самая удобная для сна. Для этого попробуйте их на ощупь.
Дети выбирают на ощупь подушку, и каждый обосновывает свое мнение. выслушиваю детей, обобщаю и анализирую ответы.
Дети взбивают подушки.
Зима: Ребята какая подушка получилась самая мягкая и пышная? (подхожу к каждому ребенку и спрашиваю, получилось ли ему взбить подушку . Почему не получилось (потому что подушки с разными наполнителями)). Предлагаю отложить нужную подушку в сторонку.
Обращаю внимание на перину. Предлагаю её взбить всем вместе, всем взять за края перины и потрясти её.
Зима: Ребята, посмотрите, перина - то из снега. Давайте заглянем под перину.
Дети заглядывают и видят цветы подснежники.
Зима: Где-то под снегом уже тихо дышит весна.
Зима: Какие цветы распускаются весной первыми?
Дети: Подснежники.
Зима: А вы знаете, почему их так назвали?
Дети: Они первыми начинают расти под снегом и появляются ранней весной, не боятся ни холода, ни морозов, ни сильного ветра!
Зима: Молодцы, ребята! Но подснежники еще не распустились. А как вы думаете почему?
Выслушиваю детей, анализирую их ответы.
Дети: Потому что сейчас зима, а они распускаются весной.
Зима: Почему другие растения, деревья не вымерзают зимой?
Дети: Потому что они под снегом, как под покрывалом. Снег защищает корни растений от морозов
Голос Мороза Ивановича: Молодцы, со всеми заданиями справились. Что-то грустно мне, не хочется с вами расставаться.
Зима: Не печалься, Мороз Иванович, мы с ребятами тебя развеселим.
Дети исполняют музыкально-ритмические движения под музыкальное сопровождение «Зима»
Голос Мороза Ивановича: Развеселили меня. А ведерко стоит под елочкой. Я в него серебряных пятачков насыпал для вас за ваш труд, а девочке передайте вот этот брильянт, пусть свою косынку закалывает. Есть у меня сундучок. Хотел я в него бусы положить, да не успел. Уж больно вы быстро мое задание выполнили. Хотелось ещё один подарок Настеньке сделать. Бусы разные подарить, да не успел я их сделать. Может вы мне поможете их сделать
Зима: Ну что, ребята, поможем?
Дети садятся за столы, выбирают по желанию материал, из которого будут изготавливать бусы.
Зима: Использовать на одни бусы можно разный материал. Придумайте свою композицию.
Во время изготовления детьми бус, звучит спокойная музыка (индивидуальная работа с детьми, беседа с ними по изготовлению бус)
По окончании работы предлагаю показать друг другу бусы, полюбоваться ими, сложить их в сундучок.
Зима: Нам пора возвращаться, Настеньке гостинцы и ведерко от Мороза Ивановича передать.
Предлагаю детям закрыть глаза, покружиться под слова: «Раз, два, три, четыре, пять, вот и в группе мы опять!»
На экране появляется девочка.
Предлагаю одному из детей вручить подарки (бусы) Настеньке от Мороза Ивановича а другому ребенку заколочку. Дети показывают подарки, говорят, что они от Мороза Ивановича.
Зима:
Сказка в гости приходила,
Волшебство нам приносила.
Мы, герои нашей сказки,
Все мы знаем без подсказки,
Все задания сделали
Мы умные, умелые.
Настеньку от беды спасли
Настеньке помогли.
До свидания, Сказка, не новая,
Всем давным – давно знакомая!
К нам почаще приходи,
С собой радость приноси!
Использую прием итогового обобщения полученных знаний.
Зима: Ребята, вам понравилось наша сказка? А что особенно вам запомнилось? (раздаю шоколадные монетки) По труду и награда вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка». Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интегрированное Дата проведения: 30 марта 2013 г. Дли
Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка».Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интег...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Рукавичка».
Обучение детей средней группы основам архитектурного строительства через устное народное творчество и аппликацию....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Придумывание сказки на заданную тему» (с использованием ЭОР и элементов ТРИЗ)
закрепление умения детей придумывать сказку с опорой на картинки. Развитие воображения и память с помощью «речевых досочек». Воспитание интереса к речевой деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по мотивам сказки «Гуси-лебеди» (с элементами здоровьесберегающих технологий)
Образовательная область «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей; создание условий для получения каждым ребёнком полноценного разви...
Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: «Зимняя сказка»
Конспект НОД тема: «Зимняя сказка» для детей с нарушением зрения с использованием лего конструктора...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Сказка, сказка к нам пришла»
Цель: Напомнить детям красоту и мудрость русской народной сказки «Теремок». Показать, что сказка – не только чтение и пересказ, но еще и увлекательная игра...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Чтение художественной литературы" по мотивам сказки "Дюймовочка".
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Чтение художественной литературы" по мотивам сказки "Дюймовочка"....