Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Чтение художественной литературы" по мотивам сказки "Дюймовочка".
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя, старшая группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Чтение художественной литературы" по мотивам сказки "Дюймовочка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zanyatiya_po_literature_s_doshkolnikami._-_kopiya.docx | 841.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»
по мотивам сказки «Дюймовочка».
Выполнила:
Мавропуло Вера Александровна
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………..….……3
Ход занятия……………………………………………………………………….….5
Источники …………………………………………………………………….……12
ВВЕДЕНИЕ
Учет возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста при планировании занятия
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.
Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие особенности, как оригинальность и произвольность.
Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем.
В речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.
В то же время следует обращать внимание на быструю утомляемость и недостаточное развитие фонематического слуха.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти. Дети запоминают по 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: Начинает развиваться образное мышление, развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему
Педагогические принципы планирования занятия:
1. Доступность.
2. Наглядность.
3. Занимательность, динамичность сюжета.
4. Воспитательная ценность произведений.
Цель занятия: формирование заинтересованности детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе, любовь к книгам.
Задачи, направленные на обучение:
- Обучить внимательно, слушать литературное произведение. 2.Расширять и активизировать словарный запас.
3.Обучить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
4.Обучить последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки.
Задачи, направленные на развитие:
- Развитие логического мышления, внимания.
- Развитие зрительной памяти, воображения.
Задачи, направленные на воспитание:
- Формировать интерес к художественной литературе.
- Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним.
Длительность занятия: 20 минут.
Наглядный материал: музыкальное сопровождение, картинки с мотивами сказки «Дюймовочка».
Назначение материала:
Конспект можно использовать при проведении образовательной деятельности с детьми по развитию речи либо при проведении образовательной деятельности по чтению художественной литературы.
Предназначение:
Материал предназначен для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей). Сегодня я хочу рассказать вам одну очень интересную сказку. Кто-то из вас услышит ее в первый раз, а кому-то она хорошо знакома.
Но вы будете не просто слушать сказку, вы будете ее участниками, будете помогать ее героям. Вы согласны? (Ответы детей). А чтобы узнать, какую сказку я вам расскажу, отгадайте загадку:
Появилась девочка.
В чашечке цветка.
И была та девочка.
Чуть больше ноготка.
Чуть женой крота не стала.
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
Ну, конечно же – это Дюймовочка. Итак, сказка начинается!
Жила-была одна женщина, у нее не было детей, а ей так хотелось иметь ребеночка. Однажды она встретила колдунью, которая знала все о мечте женщины. Колдунья подарила женщине зернышко и сказала: «Посади это зернышко в цветочный горшок и увидишь, что будет». Женщина пришла домой и сразу же посадила зернышко в цветочный горшок и стала ждать, что будет. Ребята, что-то происходит? Нет! Надо помочь женщине!
Вопросы воспитателя:
- Вы в группе тоже сажали цветы. Как вы это делали? (Ответы детей).
- Что забыла сделать женщина? (Ответы детей).
- Правильно, полить землю. А наши горшки с цветами стоят на подоконнике или в темном шкафу? (Скрытая гимнастика для глаз).
- Конечно, на подоконнике. Ведь цветам нужен свет.
- Молодцы, ребята, помогли героине сказки советом.
Услышала женщина наши советы и полила землю, включила свет. Что происходит? (Ответы детей).
Вырос стебель, листья и цветок. Лепестки цветка были плотно сжаты. Но внутри кое-кто сидел
Кто сидит в цветочке, посмотрите на картинку? (Ответы детей).
Подсказать детям, что девочка на рисунке - Дюймовочка.
Женщина сразу полюбила Дюймовочку. А она была маленькая или большая? (Ответы детей).
Правильно, Дюймовочка маленькая, а женщина какая? (Ответы детей). Большая.
Женщина смастерила для Дюймовочки домик. Домик получился большой или маленький? (Ответы детей).
Дюймовочка живет в маленьком домике, а женщина живет…..в большом доме (проговаривание фразы детьми).
У Дюймовочки маленькая кроватка, а у женщины…..большая кровать (проговаривание фразы детьми).
У Дюймовочки маленький столик, а у женщины…..большой стол (проговаривание фразы детьми).
У Дюймовочки маленький стульчик, а у женщины…..большой стул (проговаривание фразы детьми).
А чтобы развлечь Дюймовочку, женщина решила сделать ей лодочку и покатать в тазу с водой. Дюймовочка маленькая? (Ответы детей). Значит и лодочка ей нужна какая? (Ответы детей). Маленькая.
Женщина сделала Дюймовочке лодочку, та поплавала пока не устала и потом решила лечь спать.
Ночью в открытое окно дома заскочила жаба.
Какие звуки издает жаба?
Лягушка схватила кроватку с Дюймовочкой и унесла в свое болото.
Дюймовочка проснулась не в своем уютном домике, а на листе кувшинки посередине болота. Она очень испугалась.
Но на счастье, мимо летел жук, он подхватил Дюймовочку и отнес высоко на дерево.
А там в это время шел бал. Все жучки, паучки и бабочки танцевали.
Давайте и мы с вами немного потанцуем. Давайте представим, что девочки превращаются в бабочек. Вы должны танцевать легко, плавно. А мальчики превращаются в жуков. Танец жуков будет отличаться от танца бабочек? Да, жуки танцуют важно, не торопясь.
Звучит музыка «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, дети имитируют танец насекомых.
Пока Дюймовочка танцевала, жуки и бабочки ее рассматривали. Дюймовочка им очень не понравилась. «У нее только 2 ножки, – шептали они, – «И совсем нет усиков».
И они прогнали Дюймовочку.
Все лето прожила Дюймовочка в лесу одна. Она ела цветочный нектар, пила утреннюю росу.
Наступила дождливая осень.
За ней и холодная зима. Дюймовочке было очень холодно (имитация движений), она хотела кушать.
Дюймовочка пришла на заснеженное поле, где встретила Мышку. Мышке очень понравилась девочка, и она позвала Дюймовочку жить в свой домик.
Так Дюймовочка стала жить у Мышки. Она помогала ей по хозяйству. А у Мыши был сосед – Крот, ему очень нравилось, как Дюймовочка рассказывает сказки и поет песни.
Крот позволил Дюймовочке гулять по подземным коридорам, которые он вырыл.
Однажды Дюймовочка нашла там Ласточку. Сначала Дюймовочка подумала, что Ласточка умерла, но потом услышала стук ее сердца.
Как стучит сердце? Тук-тук (дети имитируют стук сердца).
Дюймовочка поняла, что ласточка жива.
Она укрыла Ласточку листьями. Всю зиму Дюймовочка ухаживала за Ласточкой.
Когда пришла весна, Ласточка окончательно выздоровела и выбралась из подземелья. Всю весну и лето Ласточка прилетала к Дюймовочке и играла с ней.
А когда пришла осень, Ласточка предложила Дюймовочке полететь с ней в далекие края, где всегда светит солнце и никогда не бывает холодно. И, конечно же, Дюймовочка согласилась.
Она села на ласточку, и они полетели высоко над землей.
Дополнения воспитателя:
Давайте и мы с вами полетаем вместе с Ласточкой и Дюймовочкой.
Дети имитируют полет ласточки под музыку «Полет».
Вдруг Дюмовочка увидела под собой чудесную цветочную поляну. Ласточка посадила девочку на самый красивый цветок. И тот час со всех цветов к Дюймовочке стали слетаться эльфы. Потом появился король эльфов. Ему так понравилась Дюймовочка, что он предложил ей стать его женой. И она, конечно, согласилась.
Дополнения воспитателя:
Вот такую сказку мы сегодня с вами прочитали.
Вам понравилась сказка?
Кто вам больше всего понравился в сказке?
А мышка хорошая ? Как вы думаете крот добрый или злой?
На этом наша сказка закончилась, но завтра мы с вами обязательно почитаем новую сказку.
ИСТОЧНИКИ
- Детские сказки с картинками. Режим доступа: http://1skaz.ru/zarubezhnye-skazki/andersen-g-h/duymovochka/
- Насимова М.Т. Принципы отбора произведений для чтения детям среднего дошкольного возраста // М-ДОУ, Дошкольное воспитание. №3 2010.
- Сайт с записями музыкального сопровождения: «1001 Сказка». Режим доступа: http://1001skazka.com/music.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в области "Художественный труд" для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема: "Снеговик"
Подробный конспект занятия с фотографиями...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Птица счастья» по мотивам архангельской игрушки
Дети узнают историю архангельской игрушки и аппликативным способом создают птицу счастья....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"
Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художестве...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Летят перелетные птицы» по мотивам сказки М.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Задачи нод: обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки. Продолжать учить переда...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие друзей" по мотивам сказки В.Г. Сутеева "Кораблик", с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Образовательная деятельность в ДОУ с детьми ОНР старшего возраста осуществляется по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Москва. Мозайка-Синтез 2014 го...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка). в средней группе. Тема: " Грядка с капустой и морковкой" по мотивам сказки "Пых"
Цель: формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышления....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (лепка) в старшей группе по мотивам дымковских игрушек «Олешек».
Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративном искусстве....