Технологическая карта занятия по развитию речи «Старик-годовик» в подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жук Софья Алексеевна

Технологическая карта занятия по развитию речи «Старик-годовик» в подготовительной группы

­­­Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие.

Тема занятия: слушание сказки-загадки Вл. Ив. Даля «Старик годовик».    

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель занятия: понимать смысл и отгадывание загадок необычной сказки В.И. Даля «Старик годовик» в процессе ее обсуждения.

Задачи занятия:

Обучающие: знакомство с содержанием сказки, правильно отвечать на вопросы.

Воспитательные: соблюдение правил участия в беседе: высказывать свое предположение, внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего.

Развивающие: запоминание текста и воспроизведение по памяти последовательность загадок и отгадок к ним.

Дополнительные задачи:

Игровая: выполнение задания дидактической игры и стать победителем.

Техническая: перемещение изображения по поверхности интерактивной доски с помощью стилуса.

Словарная работа: ознакомиться со значением новых слов, встречающихся в тексте произведения: старик годовик – волшебный старик, управляющий временами года, месяцами, следит за их очерёдностью круглый год, жнец-работник, который серпом срезает стебли злаковых растений.

Планируемые результаты занятия:

- дети отгадают загадки: что за птиц выпускает старик годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые, используя авторские подсказки.;

- выполнят три игровых заданий по содержанию произведения в процессе дидактической игры на интерактивной доске.

Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Загадки старика годовика», внесение в Центр книги хрестоматии/книги В.И. Даля «Старик годовик».

Материалы и оборудование: интерактивная доска, стилусы, хрестоматия для детей подготовительной группы; интерактивная дидактическая игра по сказке, стол детский, стулья детские по числу участников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи «Старик-годовик» в подготовительной группы

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие.

Тема занятия: слушание сказки-загадки Вл. Ив. Даля «Старик годовик».    

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель занятия: понимать смысл и отгадывание загадок необычной сказки В.И. Даля «Старик годовик» в процессе ее обсуждения.

Задачи занятия: 

Обучающие: знакомство с содержанием сказки, правильно отвечать на вопросы.

Воспитательные: соблюдение правил участия в беседе: высказывать свое предположение, внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего.

Развивающие: запоминание текста и воспроизведение по памяти последовательность загадок и отгадок к ним.

Дополнительные задачи:

Игровая: выполнение задания дидактической игры и стать победителем.

Техническая: перемещение изображения по поверхности интерактивной доски с помощью стилуса.

Словарная работа: ознакомиться со значением новых слов, встречающихся в тексте произведения: старик годовик – волшебный старик, управляющий временами года, месяцами, следит за их очерёдностью круглый год, жнец-работник, который серпом срезает стебли злаковых растений.

Планируемые результаты занятия: 

- дети отгадают загадки: что за птиц выпускает старик годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые, используя авторские подсказки.;

- выполнят три игровых заданий по содержанию произведения в процессе дидактической игры на интерактивной доске.

Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Загадки старика годовика», внесение в Центр книги хрестоматии/книги В.И. Даля «Старик годовик».

Материалы и оборудование: интерактивная доска, стилусы, хрестоматия для детей подготовительной группы; интерактивная дидактическая игра по сказке, стол детский, стулья детские по числу участников.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Создание у детей положительного эмоционального настроя и направленного внимания на предстоящую деятельность

1.Задает вопросы:

- Все дети любят сказки, а какие сказки вы знаете и любите?

Есть одна необычная сказка-загадка «Старик годовик», которую написал В.И. Даль.

Показывает портрет

Среди произведений Владимира Даля — сказки, повести, были, пословицы, загадки

2. Показывает книгу, обращает внимание на ее обложку сказки-загадки «Старик годовик»

- Что мы будем делать?

Продолжите предложение:

- мы узнаем…

- мы научимся…

Словесный:

- вопрос

Наглядный:

показ обложки книги, фотографии писателя Вл. Ив. Даля

- задание на целеполагание: продолжи предложение

Отвечают на вопрос,

рассматривают обложку книги, слушают рассказ воспитателя о Вл. Дале,

включаются в целеполагание

Дети проявят интерес и готовность к знакомству со сказкой-загадкой «Старик годовик»

Включаться в деятельность по элементарному целеполаганию

3. Предлагает детям сесть на стулья, напоминая правила сохранения правильной осанки

Словесный: напоминание, указание

Садятся на стулья, занимают правильную позу

2.

Основной этап

2.1.

Этап первичного восприятия произведения

Выразительное чтение сказки -загадки

1.Проводит словарную работу, объясняет значение незнакомых слов

Словесный: объяснение

Знакомятся со значением незнакомых слов

Восприятие сказки

2.  Читает сказку

Словесный:

чтение

Слушают сказку

(восприятие)

2.2.

Этап анализа изученного материала. Беседа по содержанию сказки-загадки

Анализ содержания литературного произведения

Подведение к пониманию смысла сказки-загадки, отгадывание загадок выражению своего отношения к произведению и герою

1.Проводит работу по обсуждению текста после

прослушивания.

–  О ком, о чем сказка?

–Кто такой старик годовик?

–- Что за волшебные птицы вылетали из его рукавов?

-Почему имели не два, а четыре крыла? - Что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?

Словесный: беседа по вопросам,

-   повторное чтение, некоторых эпизодов

- отгадывание загадок

Наглядный:

- рассматривание иллюстраций сказки-загадки

Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, подводящие к отгадыванию загадок

Дети отгадают загадки, используя авторские подсказки: при появлении каждой тройки птиц меняется погода, Даль намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три календарных месяца. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи

2.3.

Этап закрепления изученного материала.

Дидактическая игра на интерактивной доске

Закрепление содержания сказки-загадки в процессе выполнения заданий дидактической игры на интерактивной доске

1. Проводит интерактивную игру по литературному произведению «Загадки старика годовика»

Задание 1. К каждой птице-тройке, в соответствии с временем года подобрать картинки символы.

2.Расставь месяцы по порядку (зимние месяцы, весенние, летние, осенние)

3.Крылья птиц из семи перьев – расставь по порядку дни недели

Игровой: соревновательная ситуация

Практический: выполнение заданий

Словесный: инструкция, напоминание

Выполняют игровые задания, связанные с содержанием рассказа.

Совместно с воспитателем подводят итог игры, выявляют победителя

Отгадают загадки, закрепят представления в каком порядке идут времена года, как устроен год, в процессе выполнения заданий на интерактивной доске

2. Совместно с детьми подводит итоги игры

Зрительная гимнастика

Снятие зрительного напряжения после работы на ИКТ оборудовании

Проводит зрительную гимнастику

Наглядный: показ

Практический: выполнение упражнений

Выполняют упражнения по показу воспитателя

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного результата.

Установка на последующую деятельность

  1. Проводит разговор: о чем интересном и полезном узнали, чему научились. 

Я узнал (а)…

Я научился…

Было трудно…

Обобщение (сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру)

2. Дает установку на последующую деятельность: что можно сделать (выучить загадки о временах года, подобрать пословицы, сделать календарь «Времена года» и т.д.)

Словесный: рефлексивные вопросы, обобщение,

установка на последующую деятельность

Отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к содержанию деятельности

Дети выскажут свое отношение к содержанию деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитие речи старшая группа

Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....

Технологическая карта занятия по развитию речи "Старик-годовик" в подготовительной группе

Технологическая карта занятия по развитию речи "Старик-годовик" в подготовительной группе с использованием ИКТ-технологий.Образовательные области: Речевое развитие, физическое развитие, соци...

Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".

В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...