Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Шабалина Светлана Витальевна

В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; "Расскажи о весеннем солнышке" и создают карту-схему о сибирской весне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.vesna_.docx364.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи.

ФИО педагога

Шабалина Светлана Витальевна

Возрастная группа

Старшая ТНР

Тема занятия

Коррекционное занятие по развитию речи: «Весна в творчестве сибирского поэта А.И. Обухова».

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Цель

Систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе через поэзию  сибирского поэта  А.И.Обухова и  с помощью интеллект-карты.

Задачи

Обучающая:

Учиться составлять интеллект-карту по лексической теме:

«Весна».

Развивающая:

 Развивать связную речь по лексической теме: «Весна».

Воспитательная:

 Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование

Солнышко с прищепками; интеллект- карта «Весна» ;картинки  с изображением признаков весны; графические символы погоды; фломастеры; мнемотаблица стихотворения «Весенний дождь».

Используемые методы и технологии

Технология : мнемотехника; Методы: наглядные: интеллект-карта; дидактические: дидактические игры; словесные: показ и объяснение, беседа, рассказывание стихотворения по мнемотаблице.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый результат

  1. Вводная часть(мотивационный и ориентировочный блоки)

Приветствует детей, создаёт положительный настрой;

- Загадывает загадку: Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт – пришла (весна)

Как вы думаете о чём мы будем говорить на занятии? (о весне).

Дети заходят в группу, образуют круг и приветствуют друг друга улыбками.

Слушают и отгадывают загадку.

Приветствуют друг друга и педагога

Делают вывод о теме занятия.

  1. Основная часть (информационный и аналитический блоки)

Встретим весну радостно:

1.        Речедвигательный тренинг.

Ла-ла-ла, к нам весна пришла (хлопают в ладоши)

Ло-ло-ло, в лесу тепло. (сжимают и разжимают пальчики)

Пель-пель-пель, капает капель. (ударяют указательным пальцем по ладони)

Ля-ля-ля- расцветай, земля! (Делают фонарики)

-Дети, как вы думаете, что нужно для того, чтобы земля расцвела? Становилась краше день ото дня? (Нужно яркое солнце, дождь).

2. Рассказывание педагогом стихотворения А.И. Обухова «Весенний дождь» по мнемотаблице.

-Как называется наш край? (Сибирь). Значит, мы с вами кто? (сибиряки) Наша Сибирь знаменита писателями и поэтами.  Сейчас мы познакомимся с сибирским писателем –Александром Ивановичем Обуховым. (показывает детям портрет поэта). Поэт, писатель. Он родился в 1939 году в посёлке Николаевский Красноярского края. Учился в городе Иркутске, в Государственном университете. Живёт в городе Ангарске. Александр Иванович Обухов написал весеннее стихотворение, в нём говорится о добром сыне Весны.

Внимательно послушаем стихотворение и узнаем, кто добрый сын Весны. («Весенний дождь»):

Туча, как ворона,                Хлопает крылом.

А дождик кроет кроны        И кровли серебром!

 И небо тёмно- серое            Отмыл до белизны.

Ласковый, усердный             Добрый сын Весны.

-Скажите, когда бывает весенний дождь? (поздней весной). А сейчас, какая весна в Сибири? (ранняя).

3.Игра «Без чего весна не бывает?»

Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши, когда услышат весенние слова. Другие слова- прыгают.

Слова: листопад, мороз, тает, прилетают, солнышко, снегопад, тёплое, ярче, снежинки, проталины, ручейки, лёд, ледоход, наводнение, лужа, сугроб, снеговик, метель, жара, стужа, оттепель, снежинка.

-Дети, как вы думаете кто главный весенний герой? Кто помогает природе проснуться от зимнего сна? (Солнце).

4. Игра «Расскажи о весеннем солнышке».

А вот и наше весеннее солнышко. Только оно какое –то грустное. Чего нет у солнышка? (лучиков). Подарим солнышку лучики, чтобы оно светило ярче и веселее. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое солнце и украшать его лучиком(прищепкой)

-Солнце жёлтое, как (одуванчик, лимон)

-Солнце круглое, как (мячик, шарик)

-Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

-Солнце тёплое, как (печка, рукавичка)

- Солнце яркое, как (фонарик, лампочка)

-Солнце жаркое, как (костёр, огонь)

-Солнце ослепительное, как (звезда, вспышка света, фонарь, лампочка)

-Солнце прекрасное, как (девушка, цветок, настроение)

 5. Создание детьми карты – схемы о Сибирской весне.

- А сейчас мы с вами на нашей карте - схеме отобразим признаки весны в природе.

 -Как вы думаете, какая картинка будет в центре карты? С чего начинается весна? (с яркого солнца). Внимательно смотрим на картинки, лежащие на столе и отбираем только весенние картинки и наклеиваем на карту. Составление предложений о признаках весны в природе.

6.Рассказывание детьми стихотворения А.И. Обухова «Весенний дождь» по цепочке с помощью мнемотаблицы.

 - Весна приготовила вам подарки(эмблемки), маленькие солнышки, но они грустные из-за весеннего дождя. Подумайте, что нужно сделать, чтобы их развеселить?(нарисовать улыбку)

Упражняются в правильном произнесении чистоговорок и выполняют движения по тексту.

Беседуют.

Отвечают на вопросы, знакомятся с сибирским поэтом.

Слушают стихотворение и отгадывают, кто добрый сын Весны.

Отвечают на вопросы.

Дети участвуют в игре.

Отвечают на вопросы.

Дети участвуют в игре и подбирают к прилагательным существительные по смыслу.

Составляют интеллект-карту, анализируя признаки весны.

Составляют предложения.

Рассказывают стихотворение по мнемотаблице.

Отрабатывают правильное звукопроизношение.

Отвечают на вопросы и уточняют, что знают о весне. Воспринимают новое стихотворение на слух, развивают слуховую память

Расширяют активный словарь знаниями о сибирском поэте.

Уточняют смысл метафоры: «туча как ворона».

Дифференцируют признаки ранней- поздней весны

Развивают слуховое восприятие.

Приходят к выводу, что главный признак весны-весеннее солнце.

Развивают мелкую моторику и согласовывают прилагательные с существительным.

Систематизируют знания о признаках весны.

Развивают связную речь и зрительную память.

  1. Заключительная часть(оценочный и рефлексивный блоки)

Педагог спрашивает, понравилось вам играть в игры? Какая игра больше всего понравилась? Почему? С каким поэтом Сибири познакомились?

Благодарит за занятие.

Отвечают на вопросы, высказываются.

Анализируют , обобщают и делятся своими мнениями.

D:\Рабочий стол\IMG_1968.JPG                                         D:\Рабочий стол\IMG_1967.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: закрепить знание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Технологическая карта занятия по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Как по снегу, по метели трое саночек летели…»

Технологическая карта занятия по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Как по снегу, по метели трое саночек летели…»Педагог: Фаустова Све...