Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе "На помощь Незнайке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Поташко Татьяна Александровна

Составление лимериков на занятии по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка-

детский сад «Жемчужинка»

Технологическая карта

занятия по развитию речи

в подготовительной группе

На помощь Незнайке

Методическая разработка

Поташко Татьяна Александровна, воспитатель

Тулун, 2024 г

Тема занятия:

«На помощь Незнайке»

Форма организации:

подгрупповая

Культурная практика

Коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, игровая  деятельность, музыкальная деятельность

Культурно-смысловой контекст

Применять лимерики в жизни.

Используемые технологии

Игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, ТРИЗ-технологии.

Цель:

Обучение дошкольников созданию стихотворных небылиц – лимериков.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

Упражнять детей подбирать близкие по звучанию слова, рифмующихся между собой слов и строчек; создавать стихотворные небылицы – лимерики.

Развивать и активизировать речь детей, слуховую память, логическое мышление.

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал и оборудование:

Мультимедийная установка, телефон, сундучок,  аудиозапись, мяч, модель – таблица (схема), воздушные шары, карточки букв,

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Складные картинки»,

«Отгадывание загадок», «Составь рифму», «Составляем лимерики».

Словарная работа:

Рифма, лимерик

Ход занятия:

Этапы занятия, методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

I этап  - Подготовительный – 2 мин.

Организационный момент

Игровой приём

Здоровается с детьми, предлагает поиграть в новую игру.

Пальчиковая игра « Чики, чики, чички»

(Приложение 1)

Здороваются, выполняют движения в соответствии с текстом.

Формируется эмоциональный настрой.

Мотивация к основной деятельности.

Проблемная ситуация.

Обращает внимание на звонок сотового телефона.

Сообщает детям, что она не может больше с ними играть, так как ей звонил Незнайка и просил помочь выручить его из беды. Он попал в волшебную  Страну, не справился с заданием, за это королева заточила его в темницу.

Просит детей помочь освободить Незнайку. Предлагает  детям оправиться в путь.

Обращают внимания на звонок.

Слушают воспитателя.

Предлагают помощь.

Соглашаются отправиться в путешествие.

Привлечение внимание детей.

Соглашаются оказать помощь.

II этап - Основной этап - 26 мин.

Словесный метод

Наглядный метод

Обращает внимание детей на дом (На слайде – изображение дома).

Спрашивает у детей, чей это дом и кто в нем может жить?

На слайде появляется изображения Ученого кота. Ученый кот сообщает, что он охраняет путь в волшебную страну, если выполним все задания, которые находятся в его сундучке. За каждое правильно выполненное задание он даст нам буквы, из этих букв надо собрать название страны, где находится Незнайка.

Идут под музыку. Подходят к домику.

Отвечают на вопрос.

Высказывают мнение.

Словесный метод

Игровой приём

Задание №1

«Скажи на оборот» 

 (Приложение №2)

Подбирают слова с противоположным значением.

Получают первую букву «Л».

Умение подбирать  слова с противоположным значением.

Словесный метод

Игровой приём

Задание №1

«Доскажи словечко в рифму»

Спрашивает у детей, что такое рифма?

(Приложение №3)

Отвечают на вопрос.

Слушают, договаривают слова в рифму.

Получают вторую букву «И».

Умение договаривать слова в рифму.

Наглядный метод через ИКТ

Игровой приём

Практический метод

Задание №2

«Подбери пару»

 На интерактивной доске подбирают пару предметов, которые подходят друг другу рифмой.

Получают третью букву «М».

Активно действовать с интерактивной доской.

Динамическая пауза:

гимнастика для глаз.

Игровой приём

Задание №3

Предлагает детям немного отдохнуть, сделать гимнастику для глаз «Глазкам нужно отдохнуть».

 (Приложение № 4)

Выполняют гимнастику для снятия зрительного напряжения.

Получают четвёртую букву «Е».

Снятие зрительного напряжения.

Словесный метод

Игровой приём

Проводит задание №4

 «Найти рифму к словам на слух». 

(Приложение № 5)

Ловят мяч, отвечают рифмой.

Получают пятую букву «Р».

Умение  подбирать рифмованные слова.

Словесный метод

Игровой приём

Проводит задание № 5 «Придумай рифмованные строчки»

(Приложение № 6)

Составляют рифмованную фразу по словосочетанию « Жил-был кто-то и был похож на что-то».

Получают шестую букву «Р».

Умение составлять рифмованные строчки.

Динамическая пауза

Игровой приём

Проводит задание № 6

Ученый кот предлагает детям отдохнуть.

Физкультминутка: «Вот идёт чёрный кот»

(Приложение 7)

Выполняют действия в соответствии с текстом.

Получают седьмую букву «К».

Снятия напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Словесный метод

Практический метод

Наглядный метод

Кот благодарит детей за все выполненные задания.

На слайде появляется изображение волшебной страны «Лимерик».

Спрашивает у детей, что такое лимерик.

Из букв собирают название волшебной страны «Лимерик»

Отвечают на вопрос.

Правильно выполняют задание.

Словесный метод

Звучит аудиозапись голоса королевы. Сообщает, что отпустит Незнайку, если мы придумаем про него смешное стихотворение.

Слушают.

Привлечение внимания.

Словесный метод

Практический метод

Предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика. Напоминает детям, как составляется лимерик.

Помогает детям составить лимерик про Незнайку.

(Приложение 8)

Подбирают рифмованные слова согласно модели составления лимерика.

Создают рифмованное стихотворение о Незнайке.

Умение создавать рифмованные тексты в стиле нелепиц.

Словесный метод

Наглядный метод

Появляется Незнайка, благодарит детей за помощь, дарит им  волшебные воздушные шары.

Получают подарки, прощаются с Незнайкой, с помощью волшебных шаров под музыку возвращаются обратно в детский сад.

Получают положительные эмоции.

III этап – Заключительный этап – 2 мин.

Рефлексия

Словесный метод

Хвалит детей, анализируют, что понравилось на занятии, какие задания запомнились, какие трудности встречались.

Делятся впечатлениями,

Выражают свои чувства от проделанной работы.

Умеют оценивать свою деятельность.

Радуются результатам своего труда и тому, что помогли Незнайке.

Приложение №1

Пальчиковая игра « Чики, чики, чички»

«Чики, чики, чички»                             Руки сложены в кулачки, выполняют

                                                                потирающие движения суставчиком о

                                                                суставчик.

«Летели две птички»                            Руки, как крылья, легко, но постепенно

                                                                расходятся в разные стороны.

«Пролетали мимо»                               Руки постепенно сходятся в ритмичном

                                                                волнообразном движении.

«Почесали спины, пёрышки                Потирание тыльными сторонами ладоней.

упали»

«Здравствуйте!» - сказали»                 Ладони соединяются.

«Хвостики кружили»                           Крупные круговые движения одновременно

                                                               всеми пальцами от ладони (мягко и свободно).

«Друг с дружкой дружили»                Ладони соединяются в замочек (выполняют

                                                               движение два раза, меняя руки местами).

«Песенки запели,                                 Руки поднимаются на голову.

на крышу полетели»

«Чики-чики-чики-чик,                        Перебирают по голове пальчиками.

с крыши на дорожку»

«Прыг!»                                                Резко опускают руки на колени.

Приложение №2

Словесная игра «Скажи наоборот»

Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Правила игры: Педагог начинает игру. Он произносит слово. Дети называют слово с противоположным значением.

большой – маленький
высокий - низкий
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый

грязный - чистый
больной - здоровый
молодой - старый
сильный - слабый
темный - светлый
черный - белый

Приложение №3

«Доскажи словечко в рифму»

Каждый здесь в загадках спец!
Значит кто ты? - ...   (молодец!)

Дружба – лучше всех наград.
Вмиг простить друзей я …(рад)

Мир деревьев – мир чудес.
Бережём зелёный…(лес)

Для детей нет лучше ёлки,
Хоть остры её ...        (иголки)

Льётся песня на простор.
Мы поём как дружный .... (хор)

Зайка громко барабанит,
Он серьезным делом ... (занят).
Каждый тут в лесу талант -
И певец и ... (музыкант).
Телефон опять звонит
От него в ушах ... (звенит).

Приложение №4

Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть»

«Глазкам нужно отдохнуть»  

Ребята закрывают глаза

«Нужно глубоко вздохнуть»  

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты

«Глаза по кругу побегут» 

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки

«Много-много раз моргнут» 

Частое моргание глазами

«Глазкам стало хорошо» 

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз

«Увидят мои глазки все!»

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка

Приложение №5

«Найти рифму к словам на слух»

Торт- порт

Ручка – тучка

Свет – цвет

Врач - грач

Экран – кран

Белка – грелка

Бочка – точка

Корона – ворона

Бежала – лежала

Петь - скрипеть

Приложение №6

 «Придумай рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

Пример:         «Жил-был рак и был похож на мак».

Методические рекомендации:

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

Приложение №7

Физкультминутка: «Вот идёт чёрный кот»

Вот идёт чёрный кот

Шаги с высоким подниманием ног

Притаился – мышку ждёт

Приседания, руки к коленям

Мышка норку обойдёт 

Встать повернуться

И к коту не подойдет

Руки в стороны

Приложение № 8

Воспитатель предлагает детям сочинить смешное стихотворение про Незнайку. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

  1. Жил-был объект
  2. Какой?
  3. Что делал?
  4. С кем общался? Что произошло?
  5. Вывод

 - Стихотворение - лимерик будем составлять из пяти строчек. Первая и вторая строчки рифмуются между собой.

- Что значит рифмуются?

- Третья и четвертая строчка рифмуются между собой. А пятая является выводом стихотворения и может не рифмоваться.

- 1 строчку начинаем со слов « Жил – был …». У нас герой Незнайка.

2 строчка. Какой он? Похож  на кого (на что)?

3 строчка. Надо подобрать его «дела». Что делал?

4 строчка. 4.        С кем общался? Что произошло? Нужна рифма, чтобы получилось складно.

5 строчка. Что мы можем сказать о герое? (Вывод).

Давайте вместе расскажем, что у нас получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «На помощь Незнайке»

Закрепление элементарных математических представлений в игровой форме...

Технологическая карта по развитию речи, подготовительная к школе группа "Рассказ Тобика"

Тема: Рассказ ТобикаОбразовательные области: развитие речи.Группа (возраст):подготовительная (6 лет)Цель: Создание условий для формирования у детей умений пересказывать сказку близко к тексту.Задачи (...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «На помощь Незнайке»

Воспитатель предлагает детям загадку:                      Шляпа голубая,    ...

Конспект по развитию речи подготовительная группа «Поможем Незнайке»

Конспект по развитию речи подготовительная группа «Поможем Незнайке»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать, подбирать  однокоренные слова, противоположные по смыслу, нахо...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...