Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна

План – конспект

Тема: «Кто как голос подает»

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» 

 

Задачи:                      

 «Речевое развитие» - актуализация знаний о звуках Р и Рь и букве Р; упражнения в умении проводить звуковой анализ; выделение звуков (Р и Рь) из названий предметов; совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза слов; упражнения в назывании слов с заданным звуком; развитие фонематического слуха, слуховой памяти.

«Познавательное развитие» - развитие познавательного интереса детей к природе.

«Социально-коммуникативное развитие»- обогащение опыта сотрудничества, умения работать в паре (группе); стимулирование активности и инициативы в самостоятельной деятельности.

Методы и приемы:

Практические: выкладывание буквы из различного материала, динамическая разминка.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами»

Наглядные: набор картинок.

 

Материалы и оборудования: карточки-лото с животными; тигр, рысь, тигр, волк; предметные картинки, в названии которых слышится звук Р; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки; фишки синего и зеленого цвета на подгруппу детей; стилизованная буква Р; карточка «Поставь петушков по росту»; микрофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_kak_golos_podaet.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Кто как голос подает»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

 «Речевое развитие» - актуализация знаний о звуках Р и Рь и букве Р; упражнения в умении проводить звуковой анализ; выделение звуков (Р и Рь) из названий предметов; совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза слов; упражнения в назывании слов с заданным звуком; развитие фонематического слуха, слуховой памяти.

«Познавательное развитие» - развитие познавательного интереса детей к природе.

«Социально-коммуникативное развитие»- обогащение опыта сотрудничества, умения работать в паре (группе); стимулирование активности и инициативы в самостоятельной деятельности.

Методы и приемы:

Практические: выкладывание буквы из различного материала, динамическая разминка.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: карточки-лото с животными; тигр, рысь, тигр, волк; предметные картинки, в названии которых слышится звук Р; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки; фишки синего и зеленого цвета на подгруппу детей; стилизованная буква Р; карточка «Поставь петушков по росту»; микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая разминка

Игровая

игровые технологии

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Поисково-исследовательская

моделирование

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Упражнения в назывании слов с заданным звуком; развитие фонематического слуха, слуховой памяти.

Организационный момент

Называют слова с заданным звуком.

На столе выложены фотографии разных животных. Вам необходимо, подойдя к столу, выбрать одну фотографию, назвать животное и сказать, как это животное голос подает.

- Как же рычат все эти животные?

- Вы, наверное догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

- Вот эти животные сегодня нам приготовили различные игры-задания, а мы с ними постараемся справиться.

- И первое задание о рыси. Она предлагает вам послушать стихотворение и запомнить те слова, в которых есть звук Р.

«Р-Р-Р! – ракета рвется ввысь.

Р-Р-Р! – рычит сердито рысь.

Р-Р-Р! – рокочет словно робот.

Р-Р-Р! – сказать и ты попробуй!

Язычком, передним краем,

На бугорки мы нажимаем.

Дунь на кончик языка,

Чуть сильнее задрожал».

- Назовите слова со звуком Р, которые вы слышали в стихотворении.

Дети стоят в кругу. Выбирают одну фотографию, называют животное и говорят, как это животное голос подает.

Произносят звук Р.

Деятельностный

Актуализация знаний о звуках Р и Рь, и букве Р.

Акустический и артикуляционный анализ звука

Имеют представления о звуках Р и Рь, и букве Р.

- Рысь просит нас рассказать о звуке, с которого начинается ее название. Какой это звук?

- Как выдумаете, звук Р – гласный или согласный? Докажите.

- Звук Р может быть твердым, а может быть мягким. Приведите примеры слов, где бы звук Р был твердым (рыба, рак, рука), мягким (река, рельсы).

- Проверьте звук Р звонкий или глухой?

Рассказывают Рыси о данном звуке.

Согласный

Произнося этот звук язычок чувствует препятствие.

Называют слова с данным звуком.

Рукой дотрагиваются до горлышка, определяют, что звук Р – звонкий.

Выделение звуков (Р и Рь) из названий предметов.

Интерактивная технология «Карусель»

Выделяют звук Р, Рь из названий предметов.

Тигр приглашает вас «прокатиться на карусели». Сегодня вы будете не только кататься на карусели, но и определять, какой звук слышится в слове – твердый, как синий лед, или мягкий, как зеленая травка.

Для этого вам необходимо найти себе пару и договориться, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем.

Дети стоящие во внутреннем круге, возьмите картинку, а дети, стоящие во внешнем круге, возьмите одну зеленую фишку и одну синюю.

Займите свои места.

Если в названии картинки вы услышите мягкий согласный Рь, то поднимите зеленую фишку, если твердый Р – то синюю.

Вам понравилась наша дружная карусель? Катаясь, вы закрепили, что звук Р может быть твердым, а может быть мягким согласным.

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Дети активно взаимодействуют друг с другом, придумывают конец предложения.

Актуализация знаний о звуках Р и Рь и букве Р.

Представление буквы Р

Имеют представления о звуках Р и Рь, и букве Р.

На мольберт выставляется картинка волка.

- Я очень любопытный волк

И в заданьях знаю толк.

Если руку так поставлю –

Букву Р напоминаю.

_ Какую букву принес вам волк?

- А вы попробуйте изобразить букву Р.

Интерактивная технология «Работа в парах»

- Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать и выложить букву Р.

Решите, из какого материала вы будете выкладывать букву Р (семечки, веревочки, палочки), и приступайте к работе. Выполнив задание, договоритесь, кто будет отвечать; необходимо рассказать, какую букву вы выложили, из какого материала, и на что она похожа.

Повторяют движения.

Выкладывают букву Р из разных материалов.

Совершенствование навыков чтения, слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза слов.

Интерактивная технология «Дерево знаний»

Совершенствованы навыки чтения.

- Мой котенок все резвится,

Ему дома не сидится,

Он по дереву лазит –

Упадет и не заплачет.

А на веточках слова,

Их прочтете без труда.

Следующее задание вам котенок предлагает выполнить с помощью Дерева знаний.

- Каждая пара – возьмет с Дерева знаний карточку, на которой написано слово, прочитайте его и подберите соответствующую картинку.

- Выполнив задание, договоритесь в паре, кто будет отвечать.

- Молодцы, вы справились с заданием правильно, потому что договорились и работали дружно.

Договариваются, кто с кем будет работать в паре, и вспоминают правила сотрудничества.

Каждая пара выбирает карточку с написанным словом, читает его и подбирает соответствующую картинку. Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Интерактивная технология «Цепочка»

- Следующая игра-задание от лисицы:

«Я – очень умная лиса,

Вам загадать хочу слова:

Петушков по росту вы поставьте,

Задуманное мною слово прочитайте».

- Вставайте в цепочку и давайте поставим петушков от самого маленького до самого большого. Если вы правильно выполните задание, то сумеете прочитать слово, которое загадала лиса.

Объясните значение этого слова. Молодцы, вы справились с заданием.

Дети выстраиваются в цепочку и выстраивают петушков от самого маленького до самого большого.

Заключительный

Со всеми заданиями наших животных мы справились. А вот что вы узнали нового, понравилось ли вам, мы узнаем, играя в игру «Журналист». Кто сегодня хочет быть корреспондентом и возьмет интервью у детей?

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект НОД по речевоему развитию. Тема: «Остров Робинзона». Знакомство со звуками Х и Хь, буквой Х.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:...

Тема: «Тома и Тёма в гостях у ребят». Знакомство со звуками Т, Ть и буквой Т.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...

Тема: «Игры для ребятишек, девчонок и мальчишек». Знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:"Речевая деятельность" - Актуализировать знания о звуках В и Вь и букве В; познакомить с характеристикой звука В; научить различать на слух звуки В (Вь) по мягкости произнесения; упра...

Тема: «В гостях у Белки». Знакомство со звуками Б и Бь, буквой Б.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...